Ярославлю я посвятил, суммарно, статей пять, но (в силу природной запасливости) оставил несколько тем нераскрытыми на постновогоднее затишье. Одной из них, как раз, стал ярославский драмтеатр (о чем мне намекали некоторые читатели и подписчики) - я про него упоминал лишь мельком. Что ж, теперь его время настало!
Начнем с того, почему это место я назвал "памятником". Охотно поясняю - ярославский театр считается первым и старейшим в России. Вот только амбар, в котором он когда-то находился, конечно никто не сохранял. И великолепное сооружение, которое мы наблюдаем на площади у ворот старого города - это и есть памятник, потрясающий архитектурный монумент, возвеличивающий важность события.
Днем основания ярославского драматического и первого профессионального в России считается 10 июля 1750 года. Именно в этот день молодой отпрыск купеческой династии Фёдор Волков вместе с братьями и друзьями представил спектакль "Эсфирь" по самолично переведенной пьесе французского драматурга Жана Расина.
Представление, устроенное в уже упомянутом кожевенном амбаре, имело большой успех, да и на отсутствие денег Волковы не жаловались, поэтому уже на следующий год новоявленной труппе была отстроена "театральная хоромина" на Ильинской улице.
Ныне Ильинская зовется улицей Волкова, "хоромины" на ней, конечно же, не осталось, но я все равно рекомендую там прогуляться, особенно вечером - она короткая, тихая и уютная, да и выходит на центральную площадь.
В 1752 году весть о самородках из Ярославля дошла до императрицы Елизаветы Петровны, которая тут же распорядилась перевезти труппу в Петербург. Волков со товарищи на 19 поводах выступил в столицу и с тех пор в родной город не возвращался. Таким образом, первый ярославский театр просуществовал всего 2 года. Следующие сто лет неоднократно принимались попытки его возродить, которые успехом, увы, не увенчались.
Новый постоянный (муниципальный, как сейчас сказали бы) театр появился в городе в начале 1880-х годов на том же месте, где стоит его нынешнее здание. Первая версия, которую вы видите на фото выше, тоже, на мой взгляд, была очень симпатичной. Земляки не посрамили Волкова, и ярославский театр стал одним из самых известных и уважаемых в России на рубеже XIX-XX веков (как знают постоянные читатели - мой любимый период истории).
Собственно, в начале XX века (в 1911 году, если быть точным) и был выстроен новый, помпезный, театр, достойный звания "первого в России". Время было привольное (период с 1907 и до начала Первой Мировой был одним из самых "сытых" в российской истории - не для всех, конечно, иначе революции бы не случилось).
Построили здание по проекту молодого (ему не было еще 30 лет) московского архитектора Николая Спирина в начале городского бульвара, разбитого на месте древних крепостных стен. Любой человек, гулявший по Москве или Петербургу, и немного разбирающийся в истории архитектуры, легко поймет, что проект театра разрабатывался под влиянием популярного на рубеже XVIII-XIX веков стиля "классицизм" в традициях Доменико Жильярди (для простоты - его специальностью были желтые псевдоантичные усадьбы и дворцы с обилием колонн и барельефов).
Кстати про барельефы! Их много, и они красивые! Естественно, фигуры на фасаде выбирались не просто так - в них угадываются покровитель театра Аполлон и музы-вдохновительницы. По бокам - сцены из греческих трагедий.
В 2015 году театр был отреставрирован внутри и снаружи. Оценить могу только внешне - в Ярославле я был летом, когда театральный сезон уже закончился. Выглядит здание отлично, да еще и красиво (и с умом) подсвечено снаружи, так что вечером на него тоже стоит посмотреть.
Но почему же именно волковский театр заслужил статус первого в России? Ведь были же крепостные театры и зарубежные труппы? А очень просто - он был именно российским (все актеры и режиссеры были отечественными), профессиональным (т.е. для работы не рекрутировали крепостных, а все работники получали зарплату), технически всесословным (единственным ограничением для посещения была стоимость билета) и постоянным (т.е. это была именно труппа, а не просто кружок друзей по интересам). Стоило ему делать такой памятник? Еще как! Надеюсь, вы со мной согласитесь, а пока - спасибо за внимание и до новых встреч в "Путешествиях Ленивца"!