После серии необъяснимых преступлений отец воссоединяется с сыном, который пропал без вести 10 лет назад.
Самое шокирующее в фильме "Титан" — это не убийства, не нагота, не мрачная комедия, не запредельный боди-хоррор и не секс в машине (именно секс в машине), а то, что фильм, разрекламированный как самый экстремальный в этом году, в своей основе должен быть сентиментальным, нежным и, возможно, даже обычным. Под своей трансгрессивной оберткой фильм Жюлии Дюкурно, получивший Золотую пальмовую ветвь за фильм "Сырое" (2016), в конечном счете, является историей о самобытности, одиночестве и родительской любви.
Сюжет читается как сюрреалистическая стендап-комедия, разрозненный поток сознания, наполненный безумными идеями и причудливыми поворотами. Юная Алексия (Агат Руссель) получает серьезную травму головы в автомобильной аварии, в результате чего в ее череп вживляется титановая пластина, оставляя характерный шрам на боку головы. Это влияет на поведение Алексии, делая ее убийственно агрессивной, когда ей угрожает опасность, и сексуально привлекает к автомобилям - того или иного вида. Как будто она частично человек, частично металл, и такая же сильная и непоколебимая, как кусок титана ("titane" по-французски), который находится в ее голове.
Когда мы впервые видим взрослую Алексию, она исполняет сексуально провокационный танец на старинном Cadillac на автошоу (немного напоминает печально известную сцену с Кэмерон Диаз в фильме Ридли Скотта "Советник", только менее нелепую), Но события развиваются очень быстро - вышеупомянутая автомобильная любовь, беременность, несколько убийств и, когда полиция приближается к нашему серийному убийце, поразительное и болезненное превращение в Адриана, давно потерянного сына пожарного Венсана (ветеран французской сцены Венсан Линдон).
Часто абсурдный, "Титан" не сработал бы, если бы мы воспринимали его слишком серьезно, и Дюкурно обладает здоровым чувством абсурдности своего фильма. Пронзительный черный юмор здесь в порядке вещей, так как убийства Алексии разыгрываются ради смеха так же часто, как и нет, а симптомы ее беременности просто поражают воображение. На самом деле, единственный момент в "Титане", который действительно трудно смотреть, — это момент, когда Алексия ломает себе нос в попытке выглядеть более мужественно, чтобы "стать" Адрианом. Здесь также есть хорошая линия сатиры, когда Дюкурно метафорически бьет локтем в ребра бензоколонок и их фетишизации автомобилей - интересно, что их возбуждает: манящий танец Алексии или сам мотор, сверкающий, окрашенный в огненный цвет Cadillac, оживленный кинематографистом Рубеном Импенсом.
Даже на автосалоне - территории Алексии, где она должна чувствовать себя в безопасности, - она становится жертвой "поклонника" мужского пола, чье внимание быстро переходит от назойливого к решительно насильственному. Мысль о том, что для женщин (даже таких крутых, как Алексия) не существует по-настоящему безопасных мест, вызывает неподдельный холод, а ее реакция на попытку нападения, мягко говоря, жестока. (Металлическая заколка, которую она использует для расправы с жертвами, является продолжением ее тела). Титан — это не история мести, как "Выжившая" (2017) или "Надругательство" (2020), но она разделяет те же побуждения о том, как лучше всего справиться с насилием мужчины над женщиной.
"Титан" — это нечто вроде химеры различных влияний. В фильме "Автокатастрофа" (1996) Дэвида Кроненберга и "Тэцуо - железный человек" (1989) Синья Цукамото, конечно, есть намёк на такие ужасы беременности, как "Потомство демона" (1977), "Планета ужасов" (1981) и даже "Самозванец" (2012) - документальный фильм Барта Лейтона о французском обманщике, выдающем себя за пропавшего 16-летнего сына американской семьи. Но фильм достаточно самостоятелен, чтобы перешагнуть через кинематографические ориентиры, которые могли послужить для него источником вдохновения.
Руссель, журналистка и модель, дебютирующая в кино, стала здесь откровением. Мы привыкли, что актеры сбрасывают/набирают вес или широко используют накладки, чтобы сыграть сложную роль, но Дюкурно требует от своей исполнительницы совершенно иного: сделать себя уродливой, раздутой, почти чудовищной, с черными потеками масла из груди, ранами на теле, сломанным носом, неумело обритой головой. Это поразительно нелестное физическое исполнение, внешняя отвратительность Алексии дополняет кипящую ярость, которая сидит глубоко внутри нее.
После опьяняющей трансгрессии первой половины фильма можно ожидать, что "Титан" продолжит нагнетать атмосферу дизельного топлива, взрывая автомобили, но Дюкурно вместо этого меняет направление с появлением Венсана (у которого свои представления о модификации тела, он злоупотребляет стероидами в проигрышной борьбе с наступающей старостью). Потеря сына оставила его сломленным, а его вторая семья из бездельников на пожарной станции стала плохой заменой настоящей. Но в Алексии/Адриен он находит родственную душу - кого-то, кто так же отчужден и одинок, как и он сам. Тот факт, что Венсан Линдон работает пожарным, символически силен - тепло плавит металл, его отцовская привязанность растапливает ее сердце. Влияние Венсана на жизнь Алексии сейсмично, особенно когда ее отношения с собственным отцом были настолько напряженными (он управлял машиной, которая привела к аварии Алексии, когда она была маленькой девочкой).
"Мне все равно, кто ты. Ты всегда будешь моим сыном", - говорит Венсан Алексии/Адриену в ключевой фразе фильма, и этот душераздирающий момент больше похож на классический голливудский плач, чем, скажем, на безжалостное издевательство "Тэцуо" Цукамото или экстремальный евроартхаус. Действительно, несмотря на необычные обстоятельства их отношений, в них есть знакомая и обыденная атмосфера - сколько раз мы видели, как киногерои находят замену семье, чтобы полюбить ее после того, как они либо потеряли свою, либо отдалились от нее? Это сюжетный момент, который постоянно присутствует в блокбастерах от "Форсажа" до "Гарри Поттера".
Два предыдущих фильма Дюкурно были посвящены трансформации, особенно молодых женщин. В ее короткометражном фильме "Джуниор" (2011) рассказывалось о забавном и неприятном путешествии девочки, достигшей половой зрелости, а в фильме "Сырое" каннибалистические позывы студентки-вегетарианки использовались как метафора ее сексуального пробуждения. Оба фильма были рассказами о физических и эмоциональных изменениях, через которые проходят девушки, становясь взрослыми. В "Титане" затрагивается похожая тема, но это больше исследование меняющегося чувства идентичности Алексии, особенно с точки зрения ее пола (в сцене с автосалоном Адриен танцует на пожарной машине) и базового чувства "человечности". Лишила ли Алексию ее человечности авария, а ее женскую идентичность - необходимость стать Адрианом? Или же она освободилась благодаря им? Является ли она теперь чем-то вроде постчеловека, не нуждающегося в ярлыках или ограничениях? Я не знаю, отвечает ли Дюкурно на эти вопросы, но наблюдать за тем, как она исследует эти понятия, очень интересно.
В фильме, где перевернуты все законы природы, очевидная сюжетная дыра кажется абсурдной, и все же... Настоящий сын Винсента Адриан пропал без вести много лет назад, и, как и многие подобные дети, его исчезновение оказало глубокое влияние на общественное сознание, вплоть до того, что новости об этом деле до сих пор регулярно появляются в общенациональных выпусках новостей. Поэтому идея Алексии выдать себя за Адриана разрушилась бы в считанные минуты, потому что пресса разнесла бы эту историю - и ее саму - как сыпь. Тем не менее, в мире, где можно не только заниматься сексом с навороченным Caddy, но и забеременеть от него, я думаю, все возможно. И, согласитесь, это, безусловно, сделает следующую серию Top Gear более интересной.
#кино #кинообзор #обзор на фильм #рецензия на фильм #фантастика #драма #триллер #криминальные фильмы #взрослое кино #18+