Часть интернет-конспекта для подготовки к экзамену ГИМС.
Вопросы на знание и понимание темы&терминов есть в билетах ГИМС.
Первоисточник:
Правила по оборудованию в парусных гонках (2021-2024)
Другие статьи интернет-конспекта:
Самоподготовка выполняется на страх и риск того, кто выполняет самоподготовку.
Для тех, кто не готов брать эти риски на себя, рекомендую пройти подходящие качественные курсы по судовождению.
Яхта [Boat] - судно, предназначенное для спортивных или туристических целей и отдыха. К яхтам не относятся рейсовые суда, предназначенные для коммерческих целей, для перевозки большого числа пассажиров (когда основная цель — транспортная, а не отдых и развлечения на борту судна) и других транспортных целей.
В состав яхты и яхтенного оборудования входят (за исключением расходуемых запасов, индивидуального снаряжения, и переносного оборудования):
- корпус (корпуса),
- элементы конструкции, соединяющие корпуса,
- выступающие части корпуса,
- балласт,
- вооружение,
- парус (паруса),
- дельные вещи (элементы, включая любые связанные с ними приспособления, которые не является частью конструкции яхты, но приклеены или прикреплены к корпусу, выступающим частям корпуса или вооружению),
- корректирующие грузы на яхте,
- все другие предметы используемого снаряжения.
Экипаж [Crew] - Спортсмен или команда, управляющие яхтой.
Индивидуальное снаряжение [Personal Equipment] - Всё хранимое или носимое личное имущество и вещи, надеваемые, когда человек находится на борту, для сохранения тепла и/или сухости и/или защиты тела, индивидуальные средства обеспечения плавучести, страховочные
нагрудные пояса и средства крепления, надеваемые с целью предохранения от падения за борт или поддержания человека на плаву.
Типы яхт [Boat Types]
- ОДНОКОРПУСНАЯ [MONOHULL]
Яхта с одним корпусом. - МНОГОКОРПУСНАЯ [MULTIHULL]
Яхта с более чем одним корпусом. - ВИНДСЁРФЕР [WINDSURFER]
- КАЙТ-БОРД [KITE-BOARD]
Корпус яхты
Корпус [Hull]
Поверхность корпуса, включая любой транец; палуба, включая любую надстройку; внутренние конструкции, включая любой кокпит; связанные с этими частями дельные вещи и любые корректирующие грузы.
Линия борта [Sheerline]
Линия пересечения поверхности палубы и внешней поверхности обшивки корпуса или их продолжений, если необходимо.
Профиль борта [Sheer]
Проекция линии борта на диаметральную плоскость.
Кормовой релинг – перила в кормовой части лодки.
Носовой релинг – перила в носовой части лодки.
Леер – натянутый трос, используемый в качестве поручня.
Потопчины - площадки с нескользящим покрытием на горизонтальной плоскости. Устанавливаются на ровную часть баллона (чаше всего в кормовой области). Предназначены для выхода на причал или другую лодку.
БАЛЛАСТ [BALLAST]
Груз, установленный с целью повлиять на остойчивость, посадку на воде или общий вес яхты.
Выступающие части корпуса [Hull Appendage]
Любые элементы оборудования, которые:
- полностью или частично расположены ниже линии борта или её
продолжения; - к выдвижным элементам это относится, когда они находятся в полностью выдвинутом положении, и прикреплены снаружи к обшивке корпуса или другой выступающей части, и используются для воздействия на остойчивость, дрейф, управляемость, устойчивость на курсе, качку, дифферент, погруженный объём.
- корректирующие грузы,
- встроенный балласт, и связанные с ними дельные вещи.
Типы выступающих частей корпуса [Hull Appendage Types]
КИЛЬ [KEEL]
Постоянная выступающая часть корпуса, закреплённая приблизительно в диаметральной плоскости корпуса, используемая в первую очередь для воздействия на остойчивость и дрейф.
СКУЛОВОЙ КИЛЬ [BILGE KEEL]
Постоянная выступающая часть корпуса, закреплённая вне диаметральной плоскости корпуса, используемая в первую очередь для воздействия на остойчивость и дрейф.
КАЧАЮЩИЙСЯ КИЛЬ [CANTING KEEL]
Подвижная выступающая часть корпуса, используемая в первую очередь для воздействия на остойчивость, закреплённая приблизительно в диаметральной плоскости корпуса и вращающаяся вокруг единственной
продольной оси.
ПЛАВНИК [FIN]
Постоянная выступающая часть корпуса, используемая в первую очередь
для воздействия на дрейф или управляемость.
БУЛЬБ [BULB]
Выступающая часть корпуса, содержащая балласт, расположенная на нижнем конце другой выступающей части корпуса и используемая в первую очередь для воздействия на остойчивость.
СКЕГ [SKEG]
Плавник, прикреплённый непосредственно перед рулём.
ШВЕРТ [CENTREBOARD]
Убирающаяся выступающая часть корпуса, прикреплённая приблизительно в диаметральной плоскости корпуса и имеющая возможность передвигаться относительно корпуса, вращаясь вокруг единственной поперечной оси, используемая в первую очередь для воздействия на дрейф.
КИНЖАЛЬНЫЙ ШВЕРТ [DAGGERBOARD]
Не имеющая оси вращения убирающаяся выступающая часть корпуса, прикреплённая приблизительно в диаметральной плоскости корпуса, используемая в первую очередь для воздействия на дрейф.
СКУЛОВОЙ ШВЕРТ [BILGEBOARD]
Убирающаяся выступающая часть корпуса, прикреплённая вне диаметральной плоскости корпуса, используемая в первую очередь для воздействия на дрейф.
РУЛЬ [RUDDER]
Подвижная выступающая часть корпуса, используемая в первую очередь для управления яхтой.
ТРИММЕР [TRIM TAB]
Когда используется руль (рули), подвижная выступающая часть корпуса, прикреплённая к задней или передней кромке другой выступающей части корпуса.
ЗАКРЫЛОК [WINGLET]
Выступающая часть корпуса, прикреплённая к килю, скуловому килю, качающемуся килю, плавнику или бульбу, используемая в первую очередь для воздействия на дрейф и/или подъемную силу.
ПОДВОДНОЕ КРЫЛО [HYDROFOIL]
Выступающая часть корпуса, используемая в первую очередь для воздействия на дрейф и/или создания вертикальной подъемной силы, которая может включать в себя любое или все из следующего: Фюзеляж, Стойка крыла, Закрылок, Переднее крыло, Заднее крыло.
Размеры яхты [Boat Dimensions]
- ГЛАВНЫЕ ОСИ [MAJOR AXES] - Три главные, взаимно перпендикулярные оси яхты – вертикальная, продольная и поперечная, которые должны быть привязаны к базовой линии и к диаметральной плоскости корпуса.
- ВАТЕРЛИНИЯ [WATERLINE] - Линия (линии) пересечения внешней поверхности корпуса (корпусов) и поверхности воды, когда яхта находится на плаву в обмерном положении.
- ПЛОСКОСТЬ ВАТЕРЛИНИИ [WATERPLANE] - Плоскость, проходящая через ватерлинию.
- ДЛИНА ЯХТЫ [BOAT LENGTH]
Продольное расстояние между самой задней и самой передней точками на яхте, за исключением парусов, при нормальном положении рангоута. - ШИРИНА ЯХТЫ [BOAT BEAM]
Поперечное расстояние между самыми внешними точками яхты. - ДЛИНА ВАТЕРЛИНИИ [WATERLINE LENGTH]
Продольное расстояние между самой задней и самой передней точками ватерлинии. - ШИРИНА ВАТЕРЛИНИИ [WATERLINE BEAM]
Поперечное расстояние между самыми крайними точками ватерлинии. - ОСАДКА [DRAFT]
Вертикальное расстояние между плоскостью ватерлинии и самой нижней точкой яхты. - МИНИМАЛЬНАЯ ОСАДКА [MINIMUM DRAFT]
Осадка при самом верхнем положении всех выступающих частей корпуса. - МАКСИМАЛЬНАЯ ОСАДКА [MAXIMUM DRAFT]
Осадка при самом нижнем положении всех выступающих частей корпуса. - ВЕС ЯХТЫ [BOAT WEIGHT]
Вес яхты, за исключением паруса (парусов) и переменного балласта. - УГОЛ НАКРЕНЕНИЯ [LIST ANGLE]
Максимальный угол крена яхты с подвижным балластом, полностью перемещённым на левый или правый борт, измеренный относительно яхты, находящейся на плаву в вертикальном положении в состоянии для взвешивания и обмера на плаву. - Длина корпуса [Hull Length]
Продольное расстояние между самой задней и самой передней точками на корпусе (корпусах), за исключением дельных вещей. - Ширина корпуса [Hull Beam]
Максимальное поперечное расстояние между самыми внешними точками корпуса (корпусов), за исключением дельных вещей. - Осадка корпусом [Hull Depth]
Вертикальное расстояние между ватерлинией и самой нижней точной корпуса. - ЗАГЛУБЛЕНИЕ ВЫСТУПАЮЩЕЙ ЧАСТИ КОРПУСА [HULL
APPENDAGE DEPTH]
Максимальное вертикальное расстояние между поверхностью корпуса или указанной в правилах класса обмерной точкой и самой нижней точкой выступающей части корпуса в её самом нижнем положении. - Вес выступающей части корпуса [Hull Appendage Weight].
- Вес корпуса [Hull Weight].
- Размах крыльев [Wingspan]
Максимальное поперечное расстояние между крайними точками любых закрылков или подводных крыльев.
Вооружение парусной яхты
Вооружение [Rig]:
- рангоутные деревья,
- краспицы,
- такелаж,
- дельные вещи и любые корректирующие грузы.
Типы вооружения [Rig Configuratons]
- ВООРУЖЕНИЕ КЭТ [UNA RIG]
Одномачтовое вооружение только с гротом.
- ВООРУЖЕНИЕ ШЛЮП [SLOOP RIG]
Одномачтовое вооружение с гротом и одним передним парусом.
- ВООРУЖЕНИЕ ТЕНДЕР [CUTTER RIG]
Одномачтовое вооружение с более чем одним передним парусом.
- ВООРУЖЕНИЕ КЕЧ [KETCH RIG]
Двухмачтовое вооружение с передней мачтой – грот-мачтой, которая
выше задней мачты – бизань-мачты, установленной впереди баллера руля.
- ВООРУЖЕНИЕ ИОЛ [YAWL RIG]
Двухмачтовое вооружение с передней мачтой – грот-мачтой, которая
выше задней мачты – бизань-мачты, установленной позади баллера руля.
- ВООРУЖЕНИЕ ШХУНА [SCHOONER RIG]
Двухмачтовое вооружение с передней мачтой – фок-мачтой, которая
короче или такой же высоты, как задняя мачта – грот-мачта.
Рангоутное дерево [Spar]
Главная конструктивная часть (части) вооружения, на или к которой крепятся паруса и/или которой они поддерживаются. Включает в себя все
прикреплённые к ней дельные вещи и корректирующие грузы.
Типы рангоутных дерев [Spar Typs]:
- МАЧТА [MAST]
Рангоутное дерево (обычно вертикальное), к которому крепятся фаловый или верхний галсовый угол паруса или рей. Включает в себя стоячий такелаж, бегучий такелаж и краспицы, но не бегучий такелаж и дельные вещи, которые не обязательны для функционирования мачты как части вооружения.
Типы мачт [Mast Types]:
(i) ГРОТ-МАЧТА [MAINMAST] - основная мачта (наибольшей высоты):
--- Единственная мачта при вооружении кэт, шлюп или тендер.
--- Передняя мачта при вооружении кеч или иол.
--- Задняя мачта при вооружении шхуна.
(ii) ФОК-МАЧТА [FOREMAST] - передняя мачта, дополняющая основную:
--- Передняя мачта при вооружении шхуна.
(iii) БИЗАНЬ-МАЧТА [MIZZENMAST] - задняя мачта, дополняющая основную:
--- Задняя мачта при вооружении кеч или иол. - ГИК [BOOM]
Рангоутное дерево (обычно горизонтальное), прикреплённое одним концом к рангоутному дереву мачты или к корпусу, и к которому присоединён шкотовый угол паруса, и могут быть присоединены галсовый угол и/или нижняя шкаторина паруса. Включает в себя свой такелаж, но не бегучий такелаж, блоки бегучего такелажа и/или оттяжку гика любой конструкции.
Типы гиков [Boom Types]:
(i) ФОКА-ГИК [FOREMAST SAIL BOOM]
Гик, прикреплённый к рангоутному дереву фок-мачты для присоединения фока.
(ii) ГИК ПЕРЕДНЕГО ПАРУСА [HEADSAIL BOOM]
Гик, прикреплённый к корпусу для присоединения шкотового угла переднего паруса.
(iii) ГРОТА-ГИК [MAIN BOOM]
Гик, прикреплённый к рангоутному дереву грот-мачты для присоединения грота.
(iv) БИЗАНЬ-ГИК [MIZZEN BOOM]
Гик, прикреплённый к рангоутному дереву бизань-мачты для присоединения бизани.
(v) ГИК-УИШБОН [WISHBONE BOOM]
Двойной гик, имеющий по одному рангоутному дереву с каждой стороны паруса, прикреплённый к рангоутному дереву мачты для
присоединения паруса. - РАНГОУТНЫЕ ДЕРЕВА КОРПУСА [HULL SPARS]
Рангоутные дерева, прикреплённые к корпусу.
(i) БУШПРИТ [BOWSPRIT]
Рангоутное дерево корпуса, выступающее вперёд для присоединения такелажа и/или галсового угла переднего паруса, передних парусов или спинакера.
(ii) БОКАНЕЦ [BUMKIN]
Рангоутное дерево корпуса, выступающее назад и служащее для присоединения такелажа.
(iii) ПАЛУБНАЯ КРАСПИЦА (ПАЛУБНЫЙ ВЫСТРЕЛ) [DECK SPREADER]
Рангоутное дерево корпуса, выступающее в поперечном направлении и служащее для присоединения стоячего такелажа.
(iv) АУТРИГЕР [OUTRIGGER]
Рангоутное дерево корпуса, выступающее в поперечном направлении и служащее для присоединения шкота. - ДРУГИЕ ТИПЫ РАНГОУТНЫХ ДЕРЕВ [OTHER SPARS]
Другие типы рангоутных дерев включают их такелаж, но не бегучий такелаж.
Другие типы рангоутных дерев:
(i) СПИНАКЕР-ГИК [SPINNAKER POLE]
Рангоутное дерево, прикреплённое к рангоутному дереву мачты и используемое для присоединения спинакер-браса.
(ii) ВЫСТРЕЛ [WHISKER POLE]
Рангоутное дерево, прикреплённое к рангоутному дереву мачты и присоединённое к шкотовому углу переднего паруса.
(iii) ГАФЕЛЬ [GAFF]
Рангоутное дерево, прикреплённое одним концом к рангоутному дереву мачты для присоединения нокбензельного угла, верхнего галсового угла и/или верхней шкаторины четырёхугольного паруса.
(iv) ШПРИНТОВ [SPRIT]
Рангоутное дерево, прикреплённое одним концом к рангоутному дереву мачты или к корпусу для присоединения только нокбензельного угла четырёхугольного паруса.
(v) РЕЙ [YARD]
Рангоутное дерево, поднимаемое на рангоутном дереве мачты за точку между своими концами для присоединения верхней шкаторины четырёхугольного паруса или передней шкаторины латинского паруса.
(vi) БАР (ПЛАНКА) [BAR]
Рангоутное дерево для присоединения кайта и управления им.
(vii) АУТРИГЕР БРАСА [JOCKEY POLE]
Рангоутное дерево, прикреплённое к корпусу или рангоутному дереву мачты, выступающее в поперечном направлении и используемое для присоединения спинакер-браса.
Краспица [Spreader]
Деталь оборудования, используемая для поддержки рангоутного дерева,
присоединённая одним концом к рангоутному дереву, а другим - к такелажу, и работающая на сжатие.
Такелаж [Rigging]
Любой элемент оборудования, присоединённый одним или обоими концами к рангоутным деревьям, парусам или другому такелажу, и способный работать только на растяжение. Включает в себя связанные с ним элементы крепления, которые не прикреплены постоянно к корпусу, рангоутному дереву или краспице.
Типы такелажа [Rigging Types]
- СТОЯЧИЙ ТАКЕЛАЖ [STANDING RIGGING]
Такелаж, применяемый для поддержки рангоутного дерева мачты или рангоутного дерева корпуса. Он может быть регулируемым, но не
отсоединяемым во время гонки, за исключением определенных случаев.
Типы стоячего такелажа [Standing Rigging types]:
(i) ВАНТА [SHROUD]
Такелаж, обеспечивающий поперечную поддержку рангоутного
дерева мачты или рангоутного дерева корпуса, который может также
обеспечивать продольную поддержку.
(ii) ШТАГ [STAY]
Такелаж, обеспечивающий в первую очередь продольную поддержку
рангоутного дерева мачты или рангоутного дерева корпуса или
паруса, который может быть отсоединяемым во время гонки.
(iii) ФОРШТАГ [FORESTAY]
Такелаж, который обеспечивает поддержку рангоутного дерева
мачты спереди. - БЕГУЧИЙ ТАКЕЛАЖ [RUNNING RIGGING]
Такелаж, применяемый в первую очередь для регулировки рангоутных деревьев, парусов или выступающих частей корпуса.
Типы бегучего такелажа [Running Rigging types]:
(i) ФАЛ [HALYARD]
Такелаж для подъёма паруса, рангоутного дерева, флага или их комбинации.
(ii) АХТЕРШТАГ [BACKSTAY]
Такелаж, обеспечивающий в первую очередь поддержку рангоутного дерева мачты сзади, прикреплённый выше верхней ограничительной марки.
(iii) БАКШТАГ [RUNNING BACKSTAY]
Такелаж, обеспечивающий поддержку рангоутного дерева мачты сзади, прикреплённый в точке или точках между верхней ограничительной маркой и точкой крепления форштага.
(iv) НИЖНИЙ БАКШТАГ (ЧЕКСТЕЙ) [CHECKSTAY]
Такелаж, обеспечивающий поддержку рангоутного дерева мачты сзади, прикреплённый в точке или точках между нижней ограничительной маркой и точкой крепления форштага.
(v) ШКОТ [OUTHAUL]
Такелаж для регулировки шкотового угла паруса вдоль рангоутного дерева гика.
(vi) ШКОТ [SHEET]
Такелаж для регулировки шкотового угла паруса или рангоутного дерева гика.
(vii) СПИНАКЕР-БРАС [SPINNAKER GUY]
Такелаж для регулировки галсового угла спинакера.
(viii) СТРОПЫ [FLYING LINES]
Такелаж, обеспечивающий регулировку кайта.
(ix) ПЕРЕДНИЕ СТРОПЫ [FRONT LINES]
Стропы, обеспечивающие передачу тяги от кайта к экипажу.
(x) ЗАДНИЕ СТРОПЫ [BACK LINES]
Стропы, используемые для управления кайтом.
В русской терминологии нет отдельного термина для данного определения; «outhaul» , в зависимости от контекста, переводится, как «шкот», например «грота-шкот» или «бизань-шкот». (Прим. переводчика)
- ДРУГИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ТАКЕЛАЖА [OTHER RIGGING]
(i) ТРАПЕЦИЯ [TRAPEZE]
Такелаж, прикрепленный к рангоутному дереву мачты, и служащий для поддержания одного члена экипажа.
Передний треугольник [Foretriangle]
Пространство, ограниченное передней стороной самого переднего рангоутного дерева мачты, самым передним форштагом и палубой, включая любую надстройку.
Паруса
Треугольные паруса (паруса с тремя шкаторинами):
- «ГРОТ [MAINSAIL]», также относится к фок [foremast sail] и бизань
[mizzen], - «ПЕРЕДНИЙ ПАРУС [HEADSAIL]», также относится к «стаксель [jib]» и «генуя [genoa]»,
- «СПИНАКЕР [SPINNAKER]», также относится к «геннакер [gennaker]».
Парус [Sail] - Предмет оборудования, используемый как движитель яхты, включая любую из следующих дополнительных частей, когда они присутствуют:
- усиления паруса,
- лат-карманы и сопутствующие дельные вещи,
- окна,
- элементы жёсткости,
- подшивки,
- лик-тросы шкаторин,
- элементы крепления,
- другие части.
Летучий парус [Sail Flying]
Парус, поставленный без крепления каких-либо шкаторин к вооружению.
Конструкция паруса [Sail Construction]
- ТЕЛО ПАРУСА [BODY OF THE SAIL] Парус, за исключением областей, содержащих дополнительные части.
- ПОЛОТНИЩЕ [PLY] Лист парусного материала.
- МЯГКИЙ ПАРУС [SOFT SAIL] Парус, у которого тело паруса может быть плоско сложенным в любом направлении без какого-либо повреждения любого полотнища, кроме образования складок.
- ТКАНОЕ ПОЛОТНИЩЕ [WOVEN PLY] Полотнище, которое при разрывании может быть разделено на волокна без признаков плёнки.
- ЛАМИНИРОВАННОЕ ПОЛОТНИЩЕ [LAMINATED PLY] Полотнище, изготовленное более чем из одного слоя материала.
- ОДНОСЛОЙНЫЙ ПАРУС [SINGLE-PLY SAIL] Парус, у которого любая часть тела паруса, за исключением швов, состоит только из одного слоя полотнищ.
- ПАРУС С ДВОЙНОЙ ПЕРЕДНЕЙ ШКАТОРИНОЙ [DOUBLE LUFF SAIL]
Парус с более чем одной передней шкаториной, или парус, который
охватывает рангоутное дерево и крепится на себя. - ШОВ [SEAM] Перекрытие в месте соединения двух или более полотнищ, образующих тело паруса.
- ЗАКЛАДКА [DART] Перекрытие, образованное у шкаторины паруса путем перекрытия кромками полотнищ выреза в теле паруса.
- ПОДГИБ [TUCK] Перекрытие, где полотнище загнуто и присоединено.
- ЛАТ-КАРМАН [BATTEN POCKET] Полотнище, образующее карман для латы.
- ОТВЕРСТИЕ В ПАРУСЕ [SAIL OPENING] Любое отверстие, кроме отверстий, образуемых элементами крепления или лат-карманами.
- ОКНО [WINDOW] Преимущественно прозрачное полотнище в теле паруса.
- ЭЛЕМЕНТ ЖЁСТКОСТИ [STIFFENING] Угловые дощечки и латы.
- ЭЛЕМЕНТЫ КРЕПЛЕНИЯ [ATTACHMENTS] кренгельсы, стропки, ракс-карабины, ползуны, регулировочные люверсы, точки регулировки, люверсы для рифления паруса, точки рифления, и блоки и их крепёжные соединения.
Типы парусов [Sail Types]
- ГРОТ [MAINSAILS]
Парус с передней шкаториной, прикреплённой к рангоутному дереву
грот-мачты. Самый нижний из парусов, если более одного паруса
установлено передней шкаториной на этом рангоутном дереве. - ФОК [FOREMAST SAIL]
Парус, прикреплённый передней шкаториной к рангоутному дереву
фок-мачты. Самый нижний из парусов, если более одного паруса
установлено передней шкаториной на этом рангоутном дереве. - БИЗАНЬ [MIZZEN]
Парус, прикреплённый передней шкаториной к рангоутному дереву
бизань-мачты. Самый нижний из парусов, если более одного паруса
установлено передней шкаториной на этом рангоутном дереве. - ПЕРЕДНИЙ ПАРУС [HEADSAIL]
Парус, поставленный впереди рангоутного дерева мачты или впереди
рангоутного дерева самой передней мачты, если мачт больше одной, у которого расстояние, измеренное между точкой середины передней
шкаторины и точкой середины задней шкаторины, меньше 75% длины
нижней шкаторины. - КАЙТ [KITE]
Парус, присоединённый к бару (планке). - СПИНАКЕР [SPINNAKER]
Парус, поставленный впереди рангоутного дерева мачты или впереди
рангоутного дерева самой передней мачты, если мачт больше одной, у
которого расстояние, измеренное между точкой середины передней
шкаторины и точкой середины задней шкаторины, больше или равно
75% длины нижней шкаторины.
УГЛЫ ПАРУСА для треугольных парусов:
- Шкотовый угол [Clew]
Место, где сходятся нижняя и задняя шкаторины. - Фаловый угол [Head]
Верхняя часть паруса. - Галсовый угол [Tack]
Место, где сходятся передняя и нижняя шкаторины
УГЛЫ ПАРУСА и ШКАТОРИНЫ для нетреугольных парусов:
- Верхняя шкаторина [Head] - Верхняя кромка паруса.
- Нокбензельный угол [Peak] - Место, где сходятся верхняя и задняя
шкаторины. - Верхний галсовый угол [Throat] - Место, где сходятся верхняя и
передняя шкаторины.
Ссылка на общее оглавление Интернет-конспекта
#ГИМС #парус #яхтинг #экзамен #самообучение #права гимс #gims #море