Надежда Сова — новый автор издательства Росмэн. Ее книга "Станция Лихо" получила премию клуба Terra Incognita и уже совсем скоро книга появится в печати.
Читайте в интервью:
— На кого училась Надежда и кем работает в Росмэн?
— Как она пришла к своей мечте работать в издательстве?
— Насколько сложна и интересна ее работа?
— Узнаете, как Надежда начала писать
— Что чувствовала автор, когда узнала, что ее рукопись оценили странники клуба Terra Incognita?
— Как Надежде пришла идея Ладного мира?
— Как долго писалась "Станция Лихо" и почему рукопись меняла название несколько раз?
— Познакомитесь с героями "Станции Лихо"
— Узнаете о творческой стороне Надежды и интересных проектах, над которыми она работает
— Бонус: любимые фильмы, музыка, вдохновляющие автора люди.
— Надежда, здравствуйте! Я уже давно слежу за вами в инстаграме и знаю вас по видео на канале Росмэн. Думаю, моим читателям, как и мне, очень интересно больше узнать о вас самой. Расскажите о себе, на кого вы учились? Кем именно работаете в издательстве?
— Добрый день :)
я закончила Литературный институт им. Горького. Тот самый Лит, что находится в доме Герцена, здание МАССОЛИТА, известное по роману Булгакова. Загадочное местечко :D
В дипломе у меня написано «литературный работник», то есть я и швец и жнец в области литературы. Могу развивать в себе критика, могу редактора, копирайтера, журналиста и далее по списку. В Лите мы себя ощущали «писательской элитой», «будущим литературы». О, этот юношеский максимализм, как много он попортил в своё время.
И, получается, в Росмэн я работаю почти по профессии. Часть моей работы строится на написании текстов. В первую очередь для соцсетей. Я, как это называют сейчас, контент-менеджер. Полностью генерю весь контент для соцсетей (кроме YouTube, на канале я участвую в съёмках, ну и фотосессии авторов дело рук прекрасной Дианы :) ), делаю фото для Инстаграмм, ролики для ТикТока. Это все недалеко ушло от моей профессии по диплому. Я так же креативлю в области литературы, но со спецификой в конкретном издательстве.
— Я знаю, что до того, как вы устроились работать в Росмэн вы долгое время мечтали о работе именно в этом издательстве. Расскажите, с чего началась эта мечта? Какие чувства вы испытали, когда у вас получилось стать сотрудником Росмэн?
— Начну с конца, про эмоции. Я просто знала, что так оно и должно быть. Не поймите не правильно, я сейчас все расскажу.
В Росмэн я устроилась сразу после выпуска. Прошёл всего месяц (у меня в июле традиционно фестиваль Бессонница), и в августе я вышла на должность просто менеджера в отдел продвижения. До этого я полтора года работала внештатно в том же отделе. Функционал у меня был просто уже. Еще раньше я пришла на практику, написав напрямую директору издательства, что хочу у них работать и пройти практику. А если
отматывать время еще дальше в прошлое, то я была в первой волне читателей активистов, которые стали собираться сначала вокруг «Часодеев», а потом и вокруг клуба Terra Incognita. Я много рисовала фан-артов, организовывала сходки ребят в Москве, всячески светилась вокруг книг. Знала ли я тогда, что буду работать в Росмэн?
Нет.
Как и не знала в первый свой рабочий день, что буду издаваться.
Мне просто было прикольно в том, что я делаю. Как это модно говорить сейчас — ресурсно :)
— От авторов издательства я знаю, что вы занимаетесь очень интересной работой: создаете контент, придумываете новые идеи для продвижения книг, делаете интересные видео на ютубе. Сложно ли все время генерировать новые идеи и выискивать разные фишки в каждой книге, которую вы выпускаете?
— Основная сложность заключается в том, чтобы уложиться в конкретный бюджет :’D
А вытаскивать из мира, в который интересно играть, всякие ништяки, какие-то реальные предметы — не сложно. Особенно, когда глаз уже намётан. Повторюсь, я в это играю. Это мое личное гилти плеже, брать и разбирать текст обратно. Автор сидел, писал, собирал по кусочкам этот мир из символов, а я разбираю. Но не прошу у автора его записи, а делаю это сама. Мы сейчас с друзьями и коллегами начали работу над моим текстом, и я вижу, как разнятся взгляды, и как ценен каждый из них.
— Как вы начали писать? Помните первое произведение, которое вы написали?
— В школе. Я считаю своим стартом писательства октябрь, восьмой класс. Когда я сбежала в другую школу и начала писать текст, который никогда не увидит мир. Потому что это жуткая сборная солянка из всего, что я тогда читала. Причём, это было первое законченное произведение, я писала его в толстой тетради в чёрной обложке с белым котом. Если покопаться, то я даже смогу эту тетрадь найти. Никогда не выкидываю свои старые рисунки, задумки. Даже если не собираюсь использовать.
— В 2021 году вы выиграли в конкурсе НДК в номинации выбор Terra Incognita и вот уже в этом году выйдет ваша книга. Что вы чувствовали, когда узнали, что клуб выбрал именно вашу рукопись победителем?
— Что так и должно быть. Что моя Терра меня выбрала. Экспертный совет подростков прочитал и назвал лучшим. Хотя там были рукописи куда
сильнее. Будто иного исхода не могло быть. Такое странное древнее ощущение уже выбранного пути.
Из-за того, что я внутри издательства, я могу видеть итоги сильно раньше других участников. Повлиять — нет, а вот узнать, какая атмосфера и к чему заранее готовиться — вполне.
Звучит, конечно, цинично. Но для меня в этом своя магия. Я обожаю управлять.
Вот что действительно вызывало тревогу, так это финальное решение коллег: издавать или не издавать.
Была вероятность, что книги и не будет. Вот в тот день я была тревожной запеканкой и всех доставала своей тревогой. Поставьте моим друзьям памятник, они выдержали ежедневное «какой же бред я написала, это никто не поймет».
— Из вашего поста в инстаграме я знаю, что путь к изданию у вас был нелегким. Как вы нашли в себе силы не сдаваться и продолжать писать?
— А я сдавалась. Я не писала почти четыре года. Безуспешно пыталась закончить рассказ, который сейчас выкладывается в костяк предыстории Норы.
Единственное, что я не бросала делать — играть в свой мир. И иногда про него рассказывать. И это заметила Настя Капитошка и позвала в сборник «Костры Белтейна». Буквально воскресила во мне писателя.
Дальше уже стало работать упрямство и «я хочу так». Собственное «хочу» вообще сильное заклинание, особенно, когда оно «хочу и надо», а не «хочу хотеть».
А в Терру я просто верила :)
— Давайте поговорим о Ладном мире. Мне только предстоит узнать больше о сюжете и прочитать книгу, но уже сейчас мне интересно узнать, откуда у вас появилась эта идея?
— Лад формировался девять лет. На втором курсе в маршрутке ко мне пришла мысль написать «рассказ, который будет называться Сновичи, и это будет что-то про сны». От этой идеи осталось только красивое название и способ перехода в Лад. Однажды я напишу историю, которая будет так называться.
Лад, это квинтэссенция того, что я люблю: фольклор, современный мир, старые сказки, невообразимая жуть и выворот уже знакомых персонажей под другим углом, но с теми же функциями. Ведь точного вида нечисти нет, каждый видит так, как хочет.
— Что для вас самое интересное в писательстве? А что самое трудное?
— Самое трудное донести до читателя задумку, чтобы он ее понял ровно в той форме, в которой я хочу.
Я хочу, чтобы про Лад узнали сначала из середины, а уже потом наполняли для себя этот мир деталями. В этом самое интересное, разложить историю так, чтобы читатель узнавал ее под разными углами, хватался за голову и клял автора, потому что раньше казалось, что впереди всего лишь куст, а это груда костей. И ты знаешь, чьи это кости.
Обожаю!
— Есть ли у вас писательские страхи? Как вы с ними справляетесь? Не бывает ли желания бросить все и не писать?
— Страшно, что книжка будет последняя. Что ничего не придумаю нового и классного. А это не издадут.
В такие моменты я просто отстаю от себя. Если носиться с этим страхом, то можно загнать себя в паническую атаку, а с вечной фоновой тревожностью волос не напасёшься. Все выпадут.
А бросить все никогда не было желания. У меня такой мир богатый (и в голове и Лад :Э), как это все бросить? Вы чего? Они придут за мной. Все разом. С востока….
— Долго ли писалась история? Были ли какие-то сложности с ее написанием?
— От первого слова, до последнего прошло семь лет. Кажется. А не, вру, восемь-девять. Первый черновик я написала на семинар в Лит на втором или третьем курсе. У нас помимо основных лекций были творческие семинары, где студенты радостно, и часто с пеной у рта, поливали помоями друг друга. На один из таких семинаров я написала текст, который так же полили помоями. Полтора года назад я решила к нему вернуться и переписать с нуля. Взять только момент, что героиня просыпается в метро на своей станции, но эта станция почему-то неживая. И людей вокруг нет. Так, собственно начинается «Станция Лихо» :)
— Раньше рукопись называлась «Белые мухи». Почему именно такое название?
— Белые мухи, это снежинки. В старой версии я пыталась как-то на это навертеть сюжет, но он не вертелся. И я под конец текста вообще про эти снежинки забыла. С этим названием я отдавала текст на заклание на семинаре. Потом показывала в сети. На конкурс он ушел с другим. Выйдет с третьим. И это третье куда лучше.
От «Белых мух» ты не знаешь, чего ждать.
А от «Станции Лихо» сразу понятно — ничего хорошего :D.
— В инстаграме я уже увидела портреты Норы и Яны. Они являются главными героинями истории?
— Только Яна. В «Станции» два ключевых героя, на которых сыпятся все проблемы — Яна и Знат. Причём историю мы узнаём с точки зрения Яны. А она так себе рассказчик. Любит порефлексировать, удариться в истерику, потерять половину. Типичный студент :)
Нора персонаж второго плана в этой истории, но не во всей истории Ладного мира. Она, рогатый ворон и некий новый персонаж являются главными движущими силами всей этой вакханалии.
А рисую я их чаще всего, потому что девушек мне рисовать легче, а в «Станции» у меня всего две ключевые девушки. Но надо наконец взять себя за художественные жабры и нарисовать пацанчиков.
— Сложно ли было придумать новое название книги и дать имена героям?
— Для книги да! Но это придумали на редсовете в издательстве. Что мне значительно облегчило задачу. Потому что все мои варианты были обнять и плакать. Сложно абстрагироваться от текста, который у тебя девять лет был под одним именем и ты иное ему не видишь.
А с героями гораздо все проще. Они все сразу приходят с именами. Ни разу еще не было, чтобы я не могла имя персу придумать.
А, не, опять вру. У одного из новых персов имени нет. Просто нет. Я хз, как его называть, поэтому он без имени :)
— Есть ли у истории плейлист?
— Конечно!
Он состоит из двух частей. Первая, под которую я писала до конкурса. Вторая, под которую я переписывала и редактировала.
Песни оттуда сейчас висят у меня в закрепе в инстаграме, все никак не оформлю нормально плейлисты в Я.Музыке и в ВК (спотифай не слушаю, к сожалению).
— По вашему инстаграму я знаю, что вы не только пишете свои истории, но и ведете тикток, рисуете, делаете значки, создаете эмблемы и занимаетесь леттерингом. Как вы находите время на все эти хобби?
— О, моя любимая шутка: «Как вы все успеваете? Я НИЧЕГО не успеваю!»
В каждой шутке есть доля правды. И тут на самом деле свою роль играют приоритеты. Текст я сдала редактору, жду от него правки, значит могу сейчас заняться заказами, тем более что они накопились и недовольно гудят в очереди. И сейчас это уже не хобби. Это все моя работа.
Я все своё творчество сейчас монетизирую и всегда открыта для сотрудничества. Даже не знаю, что могу назвать сейчас своим хобби. Сериальчики смотреть и гулять, наверное :)
Даже организацию фестиваля не назовёшь хобби.
А ТикТок я веду сейчас по большей части издательский, на личный не хватает сил и времени. Как и на группу в ВК, с которой все началось лет десять назад. Вот так и работают приоритеты.
— Не так давно вышли книги Ульяны Черкасовой, где вы успели поучаствовать в создании эмблемы. Что вы чувствовали, когда автор обратилась к вам за такой красотой? Сложно ли было нарисовать символ?
— Это лого :)
Но эмблемой тоже можно назвать, суть от этого не изменится. С Ульяной мы познакомились полтора года назад и как-то дружба сама собой завязалась. Поэтому ко мне приходил не просто заказчик, а друг. И работать с ней было очень приятно, потому что Уля точно знала, что она хочет получить и как это должно выглядеть. Я предлагала свои варианты, исходя из специфики тех же значков, которые еще тогда были в планах, а она утверждала или через призму этого варианта гнула своё.
Это было интересно, поиск формы, поиск букв, орнамента. Оно должно было отражать славянскую суть, но не свалиться в лубок. Мне кажется, у нас получилось.
Я не могу сказать, сложно это было или легко. Это был рабочий процесс, где прикладывали усилие двое. И оно того стоило!
— Также вы поучаствовали и в создании боксов по «Совиной башне», где рисовали уникальные перья. Много ли времени это заняло?
— Не знаю, сколько в часах. Могу в сериях и фильмах посчитать. Я параллельно смотрю что-нибудь, когда рисую. В этот раз это было 5 серий «Ваша честь» и две серии «Хрустальный» и то и то детективы. Еще я посмотрела «Круиз по джунглям», и что-то еще. Причём два сериала, что я назвала в начале, я посмотрела за один день.
Могу сказать, что когда я что-то смотрю параллельно, процесс идет быстрее.
Не знаю, что будут думать обо мне читатели, после такого заявления %)
— Совсем недавно я прочитала «Зеркала» Марии Покусаевой, где вы работали над надписью на обложке. Можете рассказать, как вы познакомились с автором? Сложно ли было создавать надпись? Понравилась ли вам сама книга?
— С Мари мы знакомы, кажется, с 2016 года. Сначала были просто отношения «блогер-издатель», время шло, мы стали общаться больше и ближе, прошли каждая через своих демонов. До сих пор проходим. Как-то я приехала на Новый год к ней, наблюдала мастер-класс, как Александр Пелевин учит народ держать ложку на носу. Стараюсь каждый год кататься в гости, правда, 2021 поломал нафиг мою хорошую традицию. Но я ее еще восстановлю.
— Ваши любимые фильмы?
— О, пришло время реабилитироваться в глазах читателей! (Спойлер, кажется не очень вышло)
Каждый раз я называю разные фильмы. Сегодня пуcть будут три, жанры которых мне сейчас интересны, потому что я собираюсь написать детектив.
Вся трилогия о друзьях Оушена (считаем за одно, смотрится как один, честно).
Джентельмены (тот же вайб, что и у Оушена).
Эрнест и Селестина (потрясающий акварельный мультфильм с понятной моралью, но такой добрый. Люблю его нежно, надо бы пересмотреть и опять пореветь).
— Любимые музыкальные исполнители?
— Расчехляю свой плейлист Я.Музыки. Пусть расскажет, кого у меня больше всего.
Из очень странной музыки которая не всем заходит — Лжедмитрий VI, работает в каком-то безумном жанровом синкретизме от фолк рэпа до рока. Постмодерн в музыке.
FIZICA — эти ребята тоже мешают жанры, но более понятные массовому слушателю. В первую очередь я слышу в них свой любимый рок.
Еще люблю современное вариации фолка от Изотовой, Аигел и Друмматикс.
В музыкальном плане у меня реально выходит какая-то каша.
— Что вы думаете об авторской конкуренции? Есть ли у вас друзья-авторы?
— Почти все друзья — авторы :)
Я кручусь в авторской тусовке, а те, кто не авторы, либо художники, либо делают фестиваль. Что по сути одно и тоже.
Мне очень понравилось одно видео в ТикТоке, где начинающий ювелир рассказал, как его приняли в сообщество подобных ювелиров. Не стали пытаться задавить или захейтить, а поддержали и поделились опытом. В этом здоровая конкуренция. Даже если мы работаем в одном жанре, мы все равно делаем все разное. Ульяна Черкасова, Татьяна Мастрюкова, они тоже берут наш славянский фольклор, изучают те же источники. Но делают это по-своему.
Читатель любит разнообразие даже в рамках одной темы.
— Можете посоветовать свои любимые книги, которые стоит прочитать?
— Читайте Пратчетта! У меня даже бабушка попросила Пратчетта ей привезти!
Если никогда не читали, то попробуйте начать с цикла о Тиффани Болен. Прекрасная мудрая история.
Из книг моего издательства берите «Дарителей», «Авионеры» и «Лис Улисса». В этих книгах сокрыто куда больше, чем вам может показаться на первый взгляд. Особенно в Лисе Улиссе. Вот уж где можно найти злобную иронию. И не злобную тоже.
И давайте еще на выбор «Ночной цирк», эта книга меня поразила своим «и так тоже можно». Вообще, можно, как захочется, главное вывези, чтобы тебе поверили.
— Есть ли у вас люди, которые вас вдохновляют или чьим творчеством, судьбой, жизнью вы восхищаетесь?
— Жизнью и судьбой нет. У каждого жизнь своя, и мы видим только верхушку айсберга, а что там скрывается в толще воды, лучше не знать. Такие черти могут быть…
А вот творчество вдохновляет.
Из современников и моих друзей это Наташа Щерба, и тут в первую очередь ее личность. Сильная, с внутренним стержнем. Таким и должен быть автор бестселлеров, гнуть своё несмотря ни на что.
Девочки, с которыми я работаю: Уля, Даша, Мари. Я знаю их путь, и очень сложно с него не свернуть и двигаться дальше, когда внутренние демоны рвут на части.
Из уже ушедших Пратчетт и Билибин. То, что они делали и как во много повлияло на меня и продолжает влиять. Билибин — художник из детства. У меня до сих пор сохранились сказки в его оформлении. А образ негасимого уголька я еще засуну в свои тексты!
Спасибо Надежде за вдохновляющий разговор! С нетерпением жду выхода "Станции Лихо".
Надежда в инстаграм: @ladnij_mir