Найти тему
Всё о советском кино

"Поражение". Часть 3. Мелодия доверия и предательства.

Продолжение комментария к фильму по мотивам романа Даниила Гранина "Иду на грозу". Начало здесь1 и здесь2.

Если «Ночлег в пути» - это мелодия жизни Крылова, то в третьей серии вступает ключевая тема киноэпопеи – песня на стихи Е. Евтушенко «Ничто не сходит с рук». Песня верности нравственным принципам, законам человечности. Песня доверия и предательства. Ведь мир физиков – это не только дерзания и поиски, прорывы в науке и открытия, но и настоящая борьба за правду, против административного карьеризма в науке, против эгоизма и безрассудства.

(Песня Ричарда)

В начале 3 серии все причастные к борьбе с грозой внимательно и сосредоточенно слушают пение Ричарда - в прекрасном исполнении Евгения Дворжецкого. (Символично, что слова, ставшие философской идеей фильма, звучат из уст персонажа, которому суждено в этой борьбе погибнуть). И в этот момент их лица одинаково красивы и вдохновенны, на них видна работа мысли, глубина восприятия содержания. Видно, что звучащие фразы для них не просто слова, а смысл, идея каждого отрезка жизни. Кто-то хмурится, кто-то отводит взгляд – у каждого есть не изжитые муки совести. Крылов вспоминает брошенную им Наташу, тонко воспринимая фразу о «позабытом друге, с которым неудобно». Лишь лицо Тулина выражает твёрдость, жёсткость и даже некоторый оттенок злости…

Кадры из 3 серии картины
Кадры из 3 серии картины

Если в книге Даниила Гранина и в первом фильме противопоставлялись характеры Тулина и Крылова, ищущих эффективный метод разрушения грозы, то в фильме 1987-го, хоть друзья и ведут между собой - пока неосознанно - скрытый внутренний спор, автор больший акцент делает на личности неловкого, непрактичного тугодума Крылова – «рохли», «лунатика».

По мере развития сюжета все больше отдаляются друг от друга и научные, и жизненные позиции героев. Их противостояние призвано раскрыть нравственную основу научного подвига, которая всегда — в бескомпромиссном стремлении к истине. Дан был великим ученым, потому что «он был прежде всего человек». Настоящий человек. К этому стремится и Крылов. Красивый и правильный на словах Тулин постепенно начинает разочаровывать зрителя.

-2

Они реальные люди. То резвятся, как мальчишки, разыгрывая храпящего механика Колю. То организуют шутку с Агатовым в винном погребе. Но при этом каждый формирует себя в соответствии с собственными моральными установками. Их героизм призван явиться в обстоятельствах повседневности, в ситуациях трудовых будней, в дружбе, в любви. Ученые сражаются не только с грозой в небе, но и с надвигающимися внезапно тучами измен и предательства.

«Произошло что-то страшное», - говорит Крылов в 3 серии, когда Тулин собирается ехать на совещание с Женей. Его моральный кодекс не справляется с пониманием и оправданием поведения друга. На свою просьбу оставить Женю в покое он, как всегда, получают нравоучительную тираду Тулина. И теперь, кажется, в сознание Крылова закрадывается недоверие к словам всегда правого товарища – недоверие во всём. В том числе и в стремлении возложить на его плечи руководство проведением опыта в небе. Не намеренно ли Тулин уезжает?

-3

Настойчивый и упорный в достижении цели Тулин в 3 серии показывает особенно чётко, что пойдёт к ней по головам людей: «Я никого не пожалею ради дела, хоть кем пожертвую». Он хладнокровно с высоты своего положения устраняет с пути Ричарда, не принимая в расчёт его чувства, пытается добиться расположения Жени. Для него это своего рода пари, которое он непременно должен выиграть. Он не берёт в расчёт жизни людей, приказывая пилотам после страшного полёта сквозь грозовое облако, когда все чудом остались живы, лететь в него снова.

И тут, как никогда на протяжение всего фильма, вызывает глубокое уважение Агатов, профессионально воплощённый Леонидом Куравлёвым. Набивший оскомину словами о своей заботе и радении за общее дело, вызывающий отторжение безучастным участием, служивший олицетворением слов о «дружбе тех волков, которые двуноги», в этой ситуации он видится необходимым винтиком общего механизма. (А фоном идёт грозовое звучание знакомого мотива: не всё можно простить и забыть.)

Впервые мелодия ещё без слов прозвучала в эпизоде знакомства Тулина с Женей и Катей в беседке во 2 серии - как предчувствие, как пролог, как завязка, а в 3 серии она стала доминирующей. Тогда от околдовавшего Женю Тулина её за руку утащила Катя. Теперь её некому утащить, проверяется её человеческая цельность и ценность, умение быть гуманной и последовательной в своих поступках с теми, кто любит, не играть чужими чувствами. Ольге Кабо прекрасно удалась роль рассудительно-ветреной прелестницы.

Она приглашает Ричарда в пустую гостиничную комнату, чтобы остаться наедине. Звучащий в ритме вальса знакомый напев своим музыкальным рисунком создаёт гармоничный фон для влюблённых. Но это не Женина музыка, она не уверена в себе, отстраняет проявление чувств Ричарда, в её мыслях уже поселился новый мужской образ. В душе влюблённого юноши она продолжает звучать, там живёт красота, не способная разглядеть неискренность. А девушка живёт поверхностно, ею движут сиюминутные импульсы. Сильный и властный Тулин в её подсознании побеждает тихого и покорного Ричарда. Осознание, что «фальшь опасна эхом» придёт с опозданием. И её поражение с раскаянием в четвёртой серии будет вполне логичным.

«Есть такое выражение «не пара», - говорит Ричарду лётчик Хоботнев (прекрасно воплощённый Львом Прыгуновым), - и нужно многое пережить, чтобы его понять. Так вот ты и Женя не пара.» Наблюдательный взгляд опытного человека, пережившего свою личную трагедию, видит, что Ричард любит, а его – нет. Но это трудно принять.

("Скупимся на любовь". Клип Елены Богдановой)

А руководитель Тулин, видя, как Крылову удалось добиться от Агатова согласия, чтобы Ричард остался в группе и не был отправлен в Москву за самовольное изменение темы диссертации, продолжает плести сеть интриг. Он решает встретиться с замминистра геологии Богдановским, по случаю оказавшимся в городе, а неопытному Крылову приказывает руководить полётом. На встречу решает взять с собой Женю. Вдохновлённая новыми отношениями, Женя отказывается от последнего разговора с Ричардом.

И молодой аспирант отправляется в экспериментальный полёт, пережив предательство двух дорогих людей – кумира Тулина и любимой Жени. Их дороги ушли в разных направлениях: его – в небо и в вечность, её – в морской простор неизвестности, навстречу ошибкам и урокам.

-4

На заключительных титрах третьей серии снова слышится тревожная аранжировка - в ней приближающиеся раскаты грома. А в белоснежную белизну облаков вплетается чёрный дым. Ведь самолёт улетает в последний роковой полет, из которого вернутся не все. Зритель этого ещё не знает, но предчувствует всем ходом событий, через сгустившиеся над каждым тучи.

Приближается гроза, которая несёт разрушение и поражение - для каждого своё.

Обзор 4 серии - "У каждого свой урок" - в следующем тексте.

Заказать текст о любимом фильме - его истории, актёрах, прототипах - можно на платформе https://sponsr.ru/mir_sov_kino22/