Психологический хоррор – пожалуй, мой самый любимый жанр. Это уникальное направление в кинематографе, набирающее популярность в последние годы, поскольку благодаря различным художественным приемам, заимствованным из жанра ужасов, режиссеры и сценаристы показывают привычные нам житейские проблемы и ситуации под совершенно другим углом. Самое удивительное – это направление не ново. Можно даже сказать, что самый первый фильм ужасов «Кабинет доктора Калигари» как раз относится к нему. Конечно, в течение десятилетий многие кинематографисты, пытавшиеся создать новое видение в драматическом жанре, невольно снимали настоящие образцы психологических хорроров. Так, культовый режиссер Роберт Олтмен в 1972 году выпустил на экране художественный фильм «Видения».
Синопсис Детская писательница Кэтрин занимается написанием новой книги. Внезапно её творческий процесс прерывает телефонный звонок. Женщина на другом конце провода открыто говорит, что у её мужа Хью интрижка с другой женщиной и даже называет адрес их места встречи. Кэтрин начинает казаться, что кто-то её преследует, и она просит Хью уехать далеко загород, где она сможет расслабиться и закончить свою книгу. Однако сразу после прибытия Кэтрин преследуют видения её любовника, погибшего в авиакатастрофе три года назад, и соседа Марселя, упорно пытающегося её соблазнить. Женщине начинает казаться, что она сходит с ума, поскольку разница между реальностью и воображением становится всё менее отличимой.
Игра актёров В этом пункте стоит сказать, что «Видения» относится к категории камерного фильма, поскольку внимание здесь сосредоточено лишь на метаморфозах, происходящих с одним героем. Хотя в фильме присутствуют другие персонажи, но они, скорее, служат инструментами для раскрытия внутреннего мира ключевого героя. В данном случае можно смело отметить исполнение Сюзанны Йорк, сыгравшей роль Кэтрин, психически нестабильной женщины, которая до такой степени запуталась в своих чувствах к окружающим и окружавшим её мужчинам, что начинает проецировать свой внутренний гнев и смятение на окружающий мир, не осознавая, что тем самым она представляет смертельную опасность для близких ей людей.
Режиссура Вообще Роберт Олтмен считается одной из крупнейших фигур эпохи Нового Голливуда, который за годы работы выработал узнаваемый авторский почерк. Обычно его фильмы отмечаются наличием саркастических групповых портретов определенных социальных или профессиональных групп. По этой причине львиную долю его фильмографии составляют комедии и драмы. Однако так уж вышло, что Олтмен, не имея опыта работы в этом жанре, невольно снял один из лучших психологических хорроров в истории. В данном случае Олтмен разбирает личность главной героини. Кэтрин – творческая натура, залог успеха которой в постоянном пребывании в воображении, где рождается очередное литературное произведение. В личной жизни она крайне разгульная особа, у которой сменилось несколько любовников, и которые ассоциируются лишь с жаждой секса и похоти. Кэтрин явно боится себя самой. Проблема в том, что все эти три проблемы обретают «живое» воплощение в «реальной» жизни. Кэтрин буквально начинают преследовать видения не только её любовников, но и её самой. Героиня решает избавиться от них, буквально убивая каждый из этих образов. Однако где-то это лишь плод её воображения, а где-то суровая реальность, приведшая к непоправимой трагедии.
Сценарий В центре сюжета детская писательница по имени Кэтрин. Она – успешна, состоятельна и, самое главное для её деятельности, богата. Каждый день она погружается с головой в очередную работу, читая вслух или про себя очередную главу её новой книги. Её внимание настолько сосредоточено на её работе, что она практически не замечает телефонного звонка, хотя телефон стоит прямо перед ней. Всё-таки взяв трубку, героиня возвращается в реальный мир, когда чей-то женский голос заявляет, что у её мужа Хью есть любовница, и сейчас они на тайной встрече. Кэтрин впадает в панику, которая мешает сосредоточиться на себе и своей работе. Она просит Хью, чтобы они уехали на время в их загородный дом, где она вдали от цивилизации и среди природы сможет посвятить себя сочинению книги. Однако сразу по прибытии героиню начинают преследовать галлюцинации. Сначала она видит своего бывшего любовника Рене, который погиб три года назад в авиакатастрофе. Затем их сосед Кэтри и Хью Марсель начинает домогаться её, но вроде как ей это только кажется. Вскоре Кэтрин уже начинает видеть собственный двойник. При этом Хью как будто не замечает происходящего. Грань между реальностью и воображением стирается, и ситуация обретает смертельно опасные формы.
Итог Можно сказать, что «Видения» в определенной степени опередил собственное время. Действительно, стилистика, с которой снят фильм, пугающее музыкальное сопровождение Джона Уильямса, напряженные ракурсы, сделанные оператором Вилмошом Жигмондом; конечно, игра Сюзанны Йорк – всё это вместе создает на экране особую мистическую фабулу безумия и безысходности, когда ты ждешь, что должно произойти что-то по-настоящему шокирующее. Поэтому рекомендую к просмотру.
Интересные факты о фильме и создателях:
- Фильм получил номинацию на Оскар за лучший саундтрек. Сама Сюзанна Йорк получила награду за лучшую женскую роль на Каннском кинофестивале, в котором фильм участвовал в основной программе.
- Тексты, которые звучат закадровым голосом - это реальные отрывки из детского рассказа «В поисках единорога», написанного самой Сюзанной Йорк.