"Blow-Up" - это один их тех фильмов, что вдохновляют. В некоторых кинотеатрах ещё идёт повторный показ этого произведения великого Микеланджело Антониони. Я видел картину несколько раз и для меня не было сомнений, что его надо обязательно посмотреть снова, да и как рассказывал Тонино Гуэрра (один из сценаристов фильма) - только большой экран передаст всю глубину и замысел режиссёра.
"Фотоувеличение" - рассказывает об одном дне жизни молодого, очень успешного и пафосного фотографа, который по воле случая становится свидетелем убийства. В самом начале его друг и альтер-эго, художник, что пишет картины, которые не продает и не дарит, обращает внимание на детали, которые он внезапно начинает находить на своих работах. Этот диалог и стал отправной точкой к тому, что главный герой начинает так же рассматривать фотографии, что сделал в парке. Увлёкшись увеличивает изображения до бесконечности, пока они не превращаются в хаос чёрных и белых точен, в которых он нашел и убийцу, и труп. Дальше он пытается найти помощь, привлечь к этому внимание, но миру беззаботных 60-х не до него. В результате у него украли негативы и напечатанные фотографии, труп из парка исчез, а герой остался один и молча наблюдает как мимы играют в воображаемый теннис. Словно вся история была просто его воображением, сложившимся из точек - зерен фотографии.
Критики или журнальные статьи расскажут больше про фильм, про смысл и задумки, я же скажу своё мнение с точки зрения человека, который занимается фотографией и почему он меня вдохновляет.
Для обычного зрителя кинокартина может показаться скучным арт-хаусом "для утончённых натур", но если вы занимаетесь фотографией, то он может быть очень полезным. Один из кинокритиков отнёс его даже к "производственному кино" - фильмам в которых показывается процесс создание чего-то (как, например, фрагмент о литье колокола у Тарковского, или работа монтажников в "Высоте" и пр.пр.).
И здесь есть увидеть великолепнейшую сцена съёмки с Верушкой, что потом будет не раз цитироваться. Да, сейчас она смотрится чуть фальшивой и наигранной, но видно как фотограф работает с моделью, подсказывает как и что делать, куда смотреть. Потом такая же сцена со съёмкой модной одежды, типичные для 60-х годов антураж, композиции и позы. И снова работа фотографа, как творца, а главное какой классный и горящий взгляд главного героя. Время идёт, но приёмы работы остались, в принципе, такие же. Как бы то ни было, фотограф главный в студии, он деспот, а иначе ничего не получится.
Ещё момент, как герой смотрит на женщин - они все для него объект для съёмки. Он признается, что устал от этих "кукол", но в реальности, всякий раз ищет новый "объект" и оценивает каждую девушку с точки зрения камеры. И чем меньше девушка заинтересована в нём как фотографе, тем больше его это подстёгивает на то, что бы сделать пару кадров с ней.
В фильме показывается вся кухня, которая скрыта от глаз обычных людей, работа в лаборатории, как делается пересъёмка кадра. У главного героя есть целая команда. Есть тот кто заряжает камеру, проявляет и печатает, но фильм показывает, что в любой момент он может сделать всю работу сам. Конечно, сейчас уже почти нет темных комнат, где творится волшебство проявки и печати, но часто у людей есть представление, что всё это просто. Это хорошо видно в моменте, когда он говорит: "я сейчас вырежу нужные вам негативы". Когда смотришь первый раз, то думаешь: "Как это он сделает? Ведь это плёнка, которую надо сначала проявить и высушить..." Но потом понимаешь что, это блеф, ведь в представлении многих работа фотографа просто нажать на кнопку, но увы это не так.
Неожиданно для себя открыл я момент, который незаметен если смотреть фильм на экране телевизора, это то, как в яркие кульминационные моменты вдруг пропадает фокус камеры. Актёры выходят из резкости, становятся чуть размытыми. Сначала подумалось, неужели не заметили этот брак? Затем, начинаешь следить за работой оператора и вся съёмка чёткая, переходы резкости с объекта на объект быстрые и без ошибок. Но вот опять, в кадре начинает творится чёр-те что и фокус камеры словно замирает, актёры выпадают из зоны резкости становятся нечёткими и смазанными. И тут вспоминаешь себя, как иногда так же увлекаешься съемкой и происходящим в студии и забываешь следить за фокусировкой, входишь в безумный и бестолковый азарт. И мне кажется, что здесь была задача передать это состояние фотографа, такого творческого помутнения, когда пытаешься поймать неуловимое.
Если вы увлекаетесь фотографией, посмотрите этот фильм. Несмотря а то что ему уже почти шестьдесят лет, здесь можно научится тому как играет цвет и свет в руках мастера. Как строятся кадры - ведь каждый их них маленькая фотография. Да и просто взять идеи для своих съёмок. =)
p.s. фото взяты с www.kinopoisk.ru