Поклонники Моцарта счастливы: в Ульяновске впервые прошел фестиваль «Моцарт и его круг», который подарил публике бесценную красоту моцартовской музыки. Все три концерта были очень разными, интересными, звучали лучшие симфонические произведения Моцарта, фрагменты опер, сочинения его современника Сальери и одного из самых великих его почитателей - Чайковского.
Зрители услышали и редкие, новые для ульяновской сцены произведения. А одно из них - увертюра к опере «Трубочист» Сальери, которое представил в своей программе Юрий Ткаченко, - стало российской премьерой. «В круг современников Моцарта входит Антонио Сальери, которого исторически считали виновником гибели Моцарта, тем не менее этот факт не доказан, а Сальери - удивительный, талантливейший и успешный в свое время композитор, - отметил дирижер. - Его увертюры к операм «Трубочист» и «Вначале музыка, потом слова» прозвучали в Ульяновске впервые. Пришлось потрудиться, чтобы найти эти ноты, поэтому мы с гордостью говорим, что это первое исполнение. И в этом - уникальность концерта. Конечно, сегодня с высоты XXI века мы понимаем, что Моцарт - это композитор вселенского масштаба. Тем не менее талант Сальери не нужно отметать».
На заключительном фестивальном концерте выступили петербургские музыканты Сандра Шиндер и Дмитрий Якубовский. В исполнении солистов из Северной столицы и Ульяновского государственного академического симфонического оркестра «Губернаторский» под управлением Сергея Кисса прозвучала Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром ми-бемоль мажор Вольфганга Амадея Моцарта, которую композитор написал в 1779 году в родном Зальцбурге. Для солирующего альта в то время (да и сейчас) написано не так много сочинений. Моцарт же подарил альтистам великолепное виртуозное произведение, наполненное глубоким смыслом, изысканным мелодизмом и лиричностью, уравняв этот инструмент с солирующей скрипкой.
Сандра Шиндер (скрипка) и Дмитрий Якубовский (альт) - концертмейстеры симфонического оркестра «Северная симфония» Санкт-Петербургского государственного театра «Мюзик-Холл» под управлением Фабио Мастранджело. Музыканты активно выступают с сольными и камерными программами в России и за рубежом. В Ульяновске артисты покорили публику красотой звучания инструментов, прекрасным ансамблем и эмоциональной выразительностью исполнения.
Сами исполнители считают произведения композитора эталоном исполнительского мастерства. «Моцарт для музыканта - это проверка на прочность, - считает Дмитрий Якубовский. - Потому что Моцарт - это невероятный представитель классицизма, некий кристалл, абсолютно точный, музыку которого играть надо тоже абсолютно точно, абсолютно филигранно. И если хоть что-то у тебя не получается, то это в «Моцарте» сразу будет видно, как под микроскопом».
Сандра Шиндер сравнила музыку Моцарта с литературным талантом Пушкина: «Когда читаешь Пушкина, даже его прозу, не испытываешь никаких затруднений в языке, слова сами читаются, на одном дыхании. То же самое могу сказать и про Моцарта. Никаких каверз, подводных камней, все настолько естественно, легко и природно написано, удобно для музыканта. Недаром произведения Моцарта, его концерты, являются своеобразным лекалом музыканта. При поступлении в любые оркестры - европейские, российские - скрипачу требуется исполнить какой-либо концерт Моцарта. И достаточно сыграть экспозицию или даже несколько тактов, и уже можно судить о качестве музыканта».
Кстати, Петр Чайковский считал музыку Моцарта идеалом, «высшей кульминационной точкой, до которой красота досягала в сфере музыки».
Ольга САВЕЛЬЕВА