Найти в Дзене
Плёнки и винил

Блюзмен, который виртуозно играл на... метле

О Кливленде «Человеке-метле» Джонсе сохранилось не так уж много информации. Например, он не удостоился отдельной статьи в «Википедии». А был, возможно, единственным в мире виртуозом игры на уникальном музыкальном инструменте: обычной метле!

Его работа зафиксирована на этом коротком видео. Изначально в нём не было звука, но хорошо видно, как чёрные блюзмены джемуют на гитарах и губных гармошках, а ударные им заменяют металлические вешалки, которыми бьют по чемодану. На несколько секунд видно человека, который сосредоточенно совершает какие-то действия метлой. Это и есть Кливленд Джонс.

Он слева со своим инструментом в 1974 году, в дни фестиваля Folklife
Он слева со своим инструментом в 1974 году, в дни фестиваля Folklife

Исследователь раннего блюза Миссисипи Уильям Феррис замечает по этому поводу:

К началу 60-х блюз существовал в Миссисипи уже несколько десятилетий но многие – особенно белые южане – воротили от него носы. Совсем не о такой славе они мечтали для Юга. И уж тем более не было никого, кто бы его изучал. Однако в чернокожих общинах обойтись без него было невозможно. Люди пели блюз дома, чтобы скоротать время или развеять одиночество, отчаяние, нищету и злость. Они играли на гитарах, пианино, флейтах, барабанах, губных гармошках, скрипках, бутылках и даже на туго натянутой проволоке. Кливленд «Человек-метла» Джонс создавал глубокий ритмичный фон для других инструментов, насыпая на пол песок и проводя по нему ручкой метлы.

Таким образом, метла заменяла собой бас и добавляла особой глубины звучанию. Можно услышать, какую роль она играла, например, в блюзе Джеймса «Сына» Томаса I Laid And I Wondered. Вы наверняка сразу обратите внимание на этот низкий ритмичный скрип, напоминающий немного похрюкивание. Вот это и есть Кливленд Джонс со своим необычным инструментом.