Вы любите бирюзовый цвет? Существует легенда, что он нравится большинству людей в мире. Чтобы понять, так ли это на самом деле, нам пришлось поговорить сразу с двумя специалистами – филологом и нейрофизиологом.
Людмила Алябьева — кандидат филологических наук, академический директор Аспирантской школы по искусству и дизайну НИУ ВШЭ, шеф-редактор журнала «Теория моды: одежда, тело, культура»:
Бирюзовый – очень интересный цвет, и он представляет собой оттенок синего. Основываясь на трудах историка цвета Мишеля Пастуро, можно утверждать, что жители Европы, США и даже Новой Зеландии отдают предпочтение синему цвету — это касается мужчин и женщин независимо от возраста, социального статуса и профессии. Это показывают опросы общественного мнения, проводимые примерно с 1890 года.
Но так было далеко не всегда. Синий цвет появился в палеолите и неолите, однако, он не используется в наскальной живописи того времени. Все меняется в эпоху Средневековья, когда происходит переосмысление религиозных идей. Синий цвет начинают ассоциировать с Богом, который царствует в небесах. Во фресках и витражах 12 века облачения Девы Марии пишут оттенками синего. Так этот цвет стал особым религиозным символом, который начали использовать в своей одежде короли, затем их подданные. Очень скоро синий становится самым модным цветом в аристократической среде на протяжении долгого времени.
В начале 18 века в Берлине была изобретена так называемая «Прусская синь» (интенсивно-синий, индиго), которая обогатила палитру цветов живописцев и красильщиков того времени. Её начали производить по всей Европе, затем массово импортировать в Восточную Индию и Центральную Америку. Так новый оттенок синего становится популярным во всем мире, занимая особое место в культуре и искусстве. А в 19 веке Ливай Страусс сшил джинсы из куска английской парусины, окрашенной в индиго. Брюки мгновенно раскупили и вскоре стали носить повсеместно, этот предмет гардероба – любимый многими до сих пор.
Сегодня синий цвет утратил былую символику, но не потерял популярности. Он преобладает в одежде офисных работников и чиновников. Сине-голубые оттенки имеют эмблемы ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы, Европейского союза. Этот цвет довольно нейтрален, он не вызывает бурю эмоций, а скорее выражает уверенность и спокойствие. По словам Мишеля Пастуро, синий ещё на протяжении долгих лет будет оставаться самым предпочитаемым. Однако важно помнить, что понятие «любимый цвет» – очень изменчивая категория, так как мы живём в определенных исторических, культурных и социальных обстоятельствах, которые оказывают влияние на наши предпочтения.
Илья Гриднев, научный консультант Политехнического музея по нейробиологии:
Многие опросы, проводимые с 1941 года, показали, что голубоватые и синие оттенки являются самыми популярными в мире, потому что с ними связан ряд понятных ассоциаций. Чистое небо и чистая вода – универсальные явления, с которыми сталкивается каждый. Если сегодня ясный солнечный день, то небо будет голубым, а прозрачная чистая вода имеет бирюзовый оттенок. Синий имеет положительные коннотации во многих культурах и связан со стабильностью, миром и спокойствием. В то же время такие цвета как жёлто-зеленый и коричневый часто оказываются самыми непопулярными из-за негативных коннотаций.
Цвет – это свойство визуального восприятия, которое существует одновременно и как атрибут объекта (красное яблоко), и как отделенная от объектов ментальная сущность (красный цвет сам по себе). Цвета передают определенное значение – и оно с одной стороны для большой выборки людей бывает универсальным, а с другой – может сильно зависеть от индивидуального опыта. Когда вы видите цвет, вы формируете образ в своем сознании, испытываете эмоцию и создаёте ассоциацию с определенным событием, человеком или вещью. Согласно исследованиям, предпочтение определенному цвету может быть определено путём усреднения того, насколько вам нравятся объекты, ассоциированные с этим цветом.
Универсальность нашего влечения к синим и красным цветам и неприязнь к жёлтым и жёлто-зеленым поддерживает идею эволюционировавших эмоциональных реакций на цвет, которые были обусловлены потребностями наших предков. Определённые группы нейронов, даже на относительно поздних стадиях визуальной обработки, кодируют цвет в абстрактном смысле без привязки к поверхности или объекту. С другой стороны, индивидуальность цветовых предпочтений и различия в зависимости от возраста, пола и культуры показывают, что мы развиваем новые предпочтения в результате индивидуального жизненного опыта.
Предпочтения в отношении цвета упрощают процесс принятия решений, позволяя нам объединить сложные свойства значимых объектов в один простой визуальный сигнал. Поэтому цвета сознательно и коллективно используются в качестве символов для членства в команде, культурных ритуалов и знаков. В свою очередь, использование цветов в качестве общественных символов может дополнительно модулировать эмоциональный смысл, который они передают отдельным людям.