Несмотря на весь разгул "демократии" в 90-е годы в нашей стране, я с теплотой вспоминаю своё отрочество и школьные годы. Возможно, мне повезло, что в 1990 году, ещё до развала #СССР, мои родители переехали из города Сухой Лог в село Филатовское Сухоложского района. Папе предложили работу в совхозе, а впридачу обеспечение жильём - двухкомнатная квартира. Сейчас о таком, можно только мечтать - бесплатно квартиру! Советский союз однако!
Всем привет! Меня зовут Михаил и это истории из моей жизни! В предыдущей статье, я рассказал об отличительных чертах советской школы. Мои личные наблюдения. Сегодня хочу вспомнить свою любимую сельскую школу ООШ №11.
Итак, небольшая предыстория: в сентябре 1990 года я пошёл во второй (2А) класс Филатовской сельской школы №11. Классным руководителем была Татьяна Николаевна Кочнева, сейчас директор этого учреждения. Наш класс, я считаю, был сплоченным, дружным и небольшим по количеству. Это было особенно заметно для меня после многочисленной городской школы. В этом классе я встретил свою "первую #любовь ", которая продлилась до учёбы в Университете. Здесь были соревнования, походы, дискотеки и даже драки. Вообщем есть, что вспомнить!
А сегодня всё таки остановлюсь на состоянии российского образования в 90-е годы. #образование
Демократические преобразования.
1. Отсутствие школьной формы. Начну с того же пункта, который был в статье "Школа в СССР". С 1992 года школьная форма, производимая на советских предприятиях, просто пропала с прилавков магазинов одежды. Рыночные преобразования, #либерализация экономики, " #шоковая терапия " привели к обрыву всех цепочек поставок и разрушению торговли. В силу обесценивания денег, а иногда и их отсутствия, предприятия не могли закупить сырьё, заплатить работникам, оплатить доставку по огромной стране. #демократия
Отказ от школьной формы - не столько желание властей, сколько просто исчезновение товара с полок магазина! И это отсутствие закрепили в документах как ПРАВО школ на введение единой формы. И многие просто не могли заставить родителей приобрести одежду. В итоге все дети ходили в школу кто во что горазд: кто в лохмотьях, кто в люксовых костюмах.
Как и сейчас в 2022 году!
2. Патриотизм. Он не исчез, но первое время учителя были в замешательстве. 9 мая, 23 февраля также отмечали, но упоминали русского солдата и полководцев, не говоря про Красную армию и Сталина. Про Ленина вообще забыли, боялись упоминать, 7 ноября - День Октябрьской революции уже не праздновали, хотя выходной, по моему был.
Новый гимн на музыку Глинки "Патриотическая песня ", вообще никто не запоминал, так как не было слов. Символы государства: герб, гимн, флаг, стали появляться на стендах только в конце 90-х.
3. Дежурство и трудовое воспитание. У нас в сельской школе, всё продолжалось в полном объёме! И классы мыли, и по школе дежурили. Ну а трудом на приусадебном участке занимались до конца 90-х точно.
В городских школах в провинции, тоже занимались трудовым воспитанием, а вот в больших городах родители быстрее начали качать права: не трожьте наших деточек! Сейчас ничего такого в школе нет. #воспитание детей
4. Режим самовыживания. В связи с нарушением финансирования образования, перекладыванием этой нагрузки на плечи местных бюджетов, возникла огромная проблема содержания школ. Проявлялось это в:
- отсутствие материально-технического оснащения, до нас в сельскую местность вообще ничего не доходило
- зарплата учителей на уровне прожиточного минимума, бывали даже задержки выплат
- положение педагогов - самый низ социальной лестницы
- "феминизация" в учительской среде, мужчины уходили из профессии, так как им нужно было содержать семью
- нехватка квалифицированных кадров, в связи с вышеуказанными проблемами
- сокращение численности учеников, падение рождаемости
Приведу примеры: учитель технологии мальчиков ушел из школы, пытаясь открыть свое дело. А в конце 8-го класса ушла из жизни учитель истории, и у нас вплоть до выпуска так и не было уроков истории. Я удивляюсь, как я поступил на истфак?!
5. Разнообразие учебников и пособий. В 90-е гг. количество разнообразных образовательных учебных пособий увеличилось в десятки раз. Не все из них были одобрены властями. Иногда наполнены откровенным враньём!
Честно говоря, нас в селе эта проблема не коснулась, так как просто не выделялись деньги на учебники. Мы долгое время использовали советские учебники. Я помню, что если очень надо было, родители покупали на свои.
6. Специализация классов. Рост престижа высшего образования. Если в начале 90-х высшее образование было в состоянии упадка, многие не видели смысла получать вышку и жить нище, то во второй половине 90-х происходит рост престижа образования и, в частности, высшего.
Многие школы заключали договора сотрудничества с ВУЗами, создавали профильные классы, происходил рост конкуренции при поступлении. Допустим в СОШ №7, в которой я учился в 10-11 классе, один класс был физико-математический, связь с УПИ, а второй гуманитарный.
В итоге, когда я поступал на истфак УрГПУ, проходной балл был "5", то есть по трем предметам должна быть "5"(отлично)! А сколько наплодилось платных ВУЗов, где за деньги, любой диплом выдадут.
Вот такие тенденции могу отметить я в образовании в #90 е годы XX века.
В личных воспоминаниях останутся, верные своей профессии, учителя. Особенно Тараканов Геннадий Павлович, #учитель физической культуры, черчения, директор школы. Спортивные состязания, лыжи, секции по баскетболу, атлетике, чувствует моё сердце, всё было организовано на добровольных началах! Во многом на свои средства была создана лыжная база в школе. Чтобы подростки не болтались на улице, Геннадий Павлович вкладывал в нас душу и сердце! Огромная благодарность!
Спасибо, что дочитали!
Подписывайтесь на канал! Будет интересно!
Поставьте лайк! Напишите как прошло ваше школьное детство в комментариях!