В православном богословии таинство Крещения традиционно рассматривается с трех сторон: как новое рождение человека в его воссозданной природе (1), как избавление от всех личных грехов и греха первородного (2), как присоединение крещаемого к Церкви (3). Конечно же, все эти действия благодати в таинстве Крещения разделены достаточно условно. Бог, возрождая человека, очищает его от всякого греха, а освященный и возрожденный человек становится чадом Божиим, членом Церкви и наследником царствия Божия.
1. Крещение возрождает и восстанавливает человека в его природе, что было засвидетельствовано Самим Господом Иисусом Христом в диалоге с Никодимом: “Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух” (Ин. 3:5-6). Святитель Иоанн Златоуст отмечает, что Крещение — новый необычный способ создания, через который в человеке рождается то, чего до крещения в нем не было. Подобно учил и святитель Феофан Затворник: “В Таинстве Крещения благодатью Святого Духа восстанавливается сила духа и возвращается ему господство над душой, а через душу над телом” (Мысли на каждый день года).
У апостола Павла мы находим учение о некой иерархии в устройстве человека, которое представляет из себя тело, душу и дух. (1 Кор. 15:45-49) Тело должно подчиняться душе, а душа — духу. В конечном итоге, дух должен руководить и телом, и душой. Под телом понимают наше физическое тело, под душой нашу чувственно-эмоциональную составляющую, а под духом — ту нашу часть, которая дает нам способность обращаться к Богу. После Грехопадения дух был утерян человеком и без его руководства душа и тело вступили в противоборство, что привело к повреждению образа Божия в человеке. Об этом состоянии апостол Павел говорит следующим образом: “Мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие” (Еф. 2:3).
Но в Крещении человек получает Духа Божия, который дает человеку возможность жить по духу, а не по плоти, тем самым восстанавливая его в первозданное состояние. (Рим. 8) Конечно, даже после Крещения остается возможность совершить грех, так как грех — не следствие природы, но воли. Однако, Крещение освобождает волю от рабства греху, о чем говорит святитель Иоанн Златоуст: «В том состоянии, в каком мы были прежде, т. е. в состоянии ветхого человека, мы были мертвы; теперь же сделались тем, чем не были… Тем творением мы призваны к жизни, этим же соделаны способными к жизни доброй» (4-ая беседа на Послание к Эфесянам).
2. Крещение очищает и оправдывает от всякого греха. На очищение от первородного греха указывает уже упомянутая беседа Спасителя с Никодимом, из которой становится понятно, что, будучи рождены по плоти, мы имеем наследственную нечистоту, но только родившись по духу можем войти в царствие Божие.
Еще более прямое указание содержится в книге Деяний Апостольских: “Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов” (Деян. 2:38). Крещение, по словам апостола Павла, по существу повторяет смерть и Воскресение Христово: "В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых, и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи..." (Кол 2.11-13)
Святой мученик и философ Иустин отмечает, что нет иного пути к прощению грехов, кроме как через Крещение: «Должно стараться, чтобы вы познали, каким путем можете достигнуть отпущения грехов и получить надежду наследия благ обетованных. Другого пути к сему нет кроме того, чтобы, познав Христа и омывшись крещением во оставление грехов, начали потом жить безгрешно» (“Диалог с Трифоном иудеем”).
Здесь стоит отметить, что речь идет не только о водном крещении. Церковь, основываясь на словах Спасителя: “Чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься” (Мф. 20:23), признает т.н. Крещение кровью. То есть, человек, не крестившийся водой, но пострадавший за Христа, считается крещенным и получает все те дары благодати Духа Святого, которые даются и при водном Крещении. Более того, крестившиеся кровью являются святыми мучениками за Христа. Так, первыми святыми христианской Церкви были вифлеемские младенцы, пострадавшие за Господа до начала его служения.
3. Через Крещение человек становится членом Тела Христова, Его Церкви. На этот факт есть самые прямые и однозначные указания в Новом Завете, не нуждающиеся в их дополнительном разъяснении: “Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе” (Гал. 3:26-28); “Все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом” (1 Кор. 12:13).
Из Священного Писания следует, что Тело Христово — собрание верующих в Него, объединенных единым Духом, единым Крещением, единой верой в Единого Бога. И благой Бог, который есть Любовь (Ин. 4:16), приобщая нас к Своему Телу, Церкви, дает нам возможность пребывать в вечной любви как на земле, так и в жизни будущего века. Господь с момента установления Церкви остается с ней навечно (Мф. 28:20), являясь посреди верующих (Мф. 18:20) и соединяя их в Евхаристии, дает пребывать им в Боге и Сам пребывает в них (Ин. 6:56).
Итак, единственным способом стать членом Церкви Христовой является участие в Таинстве Крещения, которое было установлено Самим Господом и им же заповедано, чтобы все народы были крещены и стали частью Его Тела (Мф. 28:19-20). Крещение является обязательным условием для спасения (Мк.16:16), а потому и заповедь крестить все народы непосредственно связана с желанием Бога спастись каждому человеку (Иез.33:11).
Стоит, однако, помнить, что хотя благодать, даруемая при Крещении непреложна, но для того, чтобы не отпасть от Церкви Христовой, после Крещения необходимо исповедовать веру, изложенную в Никео-Цареградском Символе Веры, вести христианскую жизнь, участвовать в Таинствах Церкви.
В заключение приведем цитату Св. Кирилла Иерусалимского, раскрывающую все внутреннее содержание Таинства Таинств: “Великая вещь — Крещение. Оно есть пленных искупление, грехов отпущение, смерть греха, возрождение души, одежда светлая, святая, нерушимая печать, колесница на небо, утешение райское, царствия ходатайство, дар усыновления” (Поучение огласительное).