Найти тему
Forbo Flooring Russia

Одиль Декк: Движение - это свобода!

@Forboflooringrussia

Фото - dezeen.com
Фото - dezeen.com

Французский архитектор Одиль Декк создает не просто объекты, а пространства, способные удивить. «Архитектура действительно может изменить мир к лучшему» говорит она.

У нее совсем нескромные амбиции. Ее архитектура, часто полна решений, которые делают ее поразительно нестандартной. Ее Институт инноваций и творческих стратегий Confluence бросает вызов образовательным традициям. На лекции в Гарварде несколько лет назад она заявила, что хочет вернуть архитектуре статус центра мира. В наши дни очень немногие архитекторы осмелились бы сделать подобные заявления.

В своем интервью Одиль Декк раскрыла свои планы на будущее.

"Когда мы готовили новую школу архитектуры, я много дискутировала со своими друзьями-архитекторами по фундаментальным вопросам: что мы подразумеваем под архитектурной школой, что мы подразумеваем под архитектурным образованием, и как мы можем лучше адаптировать архитектурное образование к условиям современного мира? В этом столетии мир сильно изменился. В основном из-за значительного роста вычислительных мощностей. Студенты, которые теперь выбирают изучение архитектуры, выросли в цифровом мире. Но образование в большинстве архитектурных школ по-прежнему берет свое начало в 19-20 веках, но уж точно никак не в 21-м".

"Мое поколение родилось после Второй мировой войны и оно было настроено изменить мир. Мир уже менялся, но мы хотели, чтобы он изменился быстрее. Однако сегодняшнему молодому поколению их родители говорят, что мир никогда не будет таким прекрасным, каким он был в их время. Они, как правило, негативно относятся к будущему. Молодёжь беспокоят такие проблемы, как глобальное потепление и гендерное равенство, но им часто не хватает решимости или уверенности, чтобы что-то с этим сделать. Я хочу побудить их проявлять смелость. Почему я говорю своим ученикам, что завидую им: у них впереди время, которое они могут формировать в соответствии со своими мечтами".

Что отличает вашу архитектурную школу от других?

"Академия изящных искусств учит, что архитектура является матерью всех искусств, но, на мой взгляд, это гораздо больше. Это выходит за рамки проектирования зданий, поскольку в том числе затрагивает социологию, политику, географию, экономику, право и т.д. Как архитекторы, мы сталкиваемся со всеми этими аспектами в каждом проекте. Мы должны синтезировать их, чтобы решить наши задачи. Этот синтез порождает идею, и эта идея и есть проект. Идея - это больше, чем просто здание, потому что это работа со всеми уровнями: от мельчайших деталей до городского пространства. Вот почему я считаю архитектурную школу уникальной. Она действительно может изменить мир к лучшему".

Национальный музей FANGSHAN TANGSHAN, НАНДЖИН, КИТАЙ (2015 г.)
Национальный музей FANGSHAN TANGSHAN, НАНДЖИН, КИТАЙ (2015 г.)

ФРАНЦУЗСКИЙ АРХИТЕКТОР ОДИЛЬ ДЕКК СОЗДАЕТ НЕ ОБЪЕКТЫ, А ПРОСТРАНСТВА, КОТОРЫЕ НАС УДИВЛЯЮТ. «АРХИТЕКТУРА МОЖЕТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИЗМЕНИТЬ МИР».

Некоторые люди говорят, что важность архитекторов в процессе строительства снизилась. Как им вернуть себе место?

"Восстановление положения - это вопрос власти. Но для меня это не вопрос, который имеет значение. Вместо получения власти требуется определенное отношение. Речь идет о знании того, кто вы есть и как вы можете справиться с обстоятельствами, в которых находитесь. Это сводится к поиску своего места в этом мире. Можно сказать, что мы возвращаемся к идеалам семидесятых в нашем мышлении. Идея моей школы состоит в том, что студенты-архитекторы должны узнать, кто они и какую позицию они могут занять".

Можете быть более конкретными? Чем ваша школа отличается от других архитектурных школ?

"Наши студенты воодушевляются и узнают гораздо больше, чем в более традиционной образовательной среде. Они что-то создают, делают руками, а мы даем им обратную связь. Поэтому мою школу можно назвать архитектурной школой Монтессори".

Не только в своей архитектурной школе, но и в своей собственной архитектуре, Одиль Декк склонна порвать с условностями. Это становится ясно по тому, как она обращается с пространством и формой: вместо того, чтобы придерживаться ортогональной, картезианской точки зрения, она складывает и фрагментирует свое:

"Мне не нравится неоклассицизм, который все еще преобладает во французской архитектуре, - объясняет она - Неоклассицизм означает, что вы всегда входите в здание в центре. Отсюда пространство одинаково раскрывается в обе стороны. Пространства по сути статичны при переходе от одного к другому. Этот неоклассицизм узнаваем даже в зданиях Жана Нувеля: какой бы ни была свобода экстерьера, вы входите в его здания в центре. Я не хочу этого делать. Мне не интересно входить в пространство и удивляться ему. Я всегда стараюсь войти в здание под углом, а затем двигаться и путешествовать внутри него, чтобы исследовать пространство свободой передвижения. Когда я захожу в здание, я люблю шаг за шагом узнавать, как оно организовано. Мне нравится создавать пространства, где то, что вы видите, не является тем, что есть там. Здание продолжает удивлять вас, когда вы углубляетесь в него. В этом смысле моя архитектура - барокко".

Ресторан "Фантом" - Опера Гарнье, Париж, Франция (2011 г.)  Фото: Роланд Хальбе
Ресторан "Фантом" - Опера Гарнье, Париж, Франция (2011 г.) Фото: Роланд Хальбе

Кажется, в вашей работе есть противоречие или, по крайней мере, диалектическое напряжение. С одной стороны, вы создаете эту свободу передвижения, но с другой стороны, вы соблазняете пользователя продолжать.

"Нет, я не пытаюсь кого-то соблазнить . Но я знаю, что им нравится находиться в моих зданиях. Обычно я не начинаю проектировать здание снаружи, когда делаю новый проект. Я не создаю объекты, я создаю пространства. Проще говоря, я создаю способы использования пространств. За этим следует создание внешней формы. Поскольку у меня есть практика во Франции, форма часто должна быть отчетливее, чем мне лично хотелось бы. Я должна уважать предпочтения общества, в котором я живу и работаю. Французы обычно предпочитают, чтобы здание было объектом, монолитом".

Однако, кажется, что вам нравится играть в прятки в своей архитектуре. Так и работает соблазнение, не так ли?

"Я не хочу что-то скрывать. Но я определенно хочу, чтобы люди удивлялись и веселились. Жизнь настолько сложна, что я хочу, чтобы они забыли о ее трудностях и наслаждались, когда им довелось оказаться в моем здании. Я хочу, чтобы они чувствовали себя комфортно, не в качестве побега от реальности, как во сне, а лишь "заземлились" на мгновение, почувствовали, что время остановилось".

Вы часто используете яркие красный и черный цвета, как будто хотите, чтобы зритель выразил мнение по отношению к нему.

"Они должны быть яркими. Это мой характер".

В своей архитектуре вы с особым акцентом применяете такие архитектурные элементы, как окно, лестница, или перила. В определенной степени они составляют вашу архитектуру. Скажите, почему это так важно для вас?

"Может быть, это связано с моей любовью к деталям. Я люблю очень точно детализировать свои проекты. В моих проектах есть три этапа, которые меня действительно очень волнуют: разработка идеи, геометрическая форма дизайна и детализация проекта. Детали важны для меня, потому что они мне близки. Я люблю прикасаться к вещам. Я ценю чувственные качества архитектуры и фактуру материала".

Дерево и камень обладают сильными тактильными качествами. Хоть вы иногда и используете эти натуральные материалы, вашими фаворитами все равно остаются сталь и стекло. Почему?

"Что мне нравится в стали, так это точность, которая требуется при работе с ней. Вы должны быть точными и с камнем, и с бетоном, но со сталью это действительно важно. Расчеты должны быть очень точными. Стекло - так же непростой материал, потому что у него много возможностей. Вы можете использовать его по-разному и играть с восприятием".

ANTARES, Барселона, Испания (2019) Фото: Sectorlight
ANTARES, Барселона, Испания (2019) Фото: Sectorlight

Вы начали свою архитектурную карьеру с увлечения высокими технологиями. С тех пор вы эволюционировали в так называемые софт-технологии. Вы можете объяснить, почему?

"Мягкие технологии для меня волшебны. Они сложны и технологичны, но, в отличие от высоких технологий, в них нет эксгибиционизма. Вы не можете видеть, как все делается. Вы не знаете, как что-то приостанавливается, и вы не знаете как что-то прикреплено. Это в основном та же игра, в которую я играю с зеркалами и отражениями: не сразу становится понятно, что вы на самом деле видите перед собой. Из-за этой путаницы восприятия пользователи лучше осознают свое физическое присутствие».

Вы можете охарактеризовать вашу архитектуру как беспокойную. Ваша цель - выразить беспокойство нашего времени?

"Моя архитектура исходит из моей интуиции и того, как я воспринимаю пространство и двигаюсь в нем. Это не о беспокойстве, а о том, чтобы идти и смотреть вперед, вместо того, чтобы оглядываться в прошлое. Но опять же, это я. Я не созерцательный человек. Меня всегда очаровывали скорость и движение. Для меня движение и путешествие - это свобода! Это жизнь!»

-5
FRAC Брентань, Ренн, Франция (2012) Фото: Roland Halbe
FRAC Брентань, Ренн, Франция (2012) Фото: Roland Halbe

Вы согласны с тем, что в вашей архитектуре есть бунтарство?

"Конечно. Я бунтую против неоклассического мышления во Франции. Я бунтую против того факта, что я должна строить "коробки". Я бунтую против того факта, что женщины недостаточно представлены в архитектуре. Я бунтую против архитектурного образования, которое не соответствует 21 веку. Я бунтую против множества разных вещей. Я родилась бунтарем. Это моя природа".

Источник: http://www.archidea.com/