@Forboflooringrussia
Если говорить в общем, то отношение к использованию цвета в современной архитектуре в лучшем случае осторожное. За исключением школ и детсадов, применение явного цвета к зданиям еще скорей исключение, чем правило. Цвет используется как дополнение к архитектуре: вывески, рекламные конструкции, мебель, орнаменты и цвет формы персонала. Строго говоря, у всего есть цвет, поэтому мы включаем и черный с белым, а также естественные цвета самих исходных материалов. И в этом случае цвет присутствует цвет. Но архитекторы, кажется, побаиваются более выразительного применения цвета.
Эта сдержанность тесно связана с пуризмом, характерным для современной архитектуры. Честность всегда была догмой: цель показать, как построено и из чего сделано здание. Цвет же ассоциируется с обманом, маскировкой и спецэффектами. Кроме того, цвет недостаточно нейтральный по сути, что говорит о личном вкусе и чувстве моды автора. Возможно, поэтому смелое использование цвета требует оправдания и влечет за собой опору на теорию цвета и исследования влияния цвета на человеческое настроение. Цвет, по мнению сторонников этого взгляда, играет положительную роль, улучшая наше настроение и чувство комфорта или даже повышение ощущения счастья.
Такая теория не беспочвенна. Но использование цвета - чрезвычайно сложный вопрос, который трудно рассматривать отдельно от структурных, пространственных, социальных, культурных и исторических аспектов архитектуры. Его влияние в значительной степени определяется близостью к другим аспектам, в итоге формируя, как и в музыке, смесь гармонии, мелодии, ритма, инструментов и тональности. Композитор не может работать без знания теории гармонии, но, в конце концов, это зависит от его интуиции и от источника, из которого рождается музыка. Разве архитектор не может действовать так же, чтобы сделать цвет неотъемлемой частью дизайна?
Ниже три международных проекта, демонстрирующих убедительные результаты, которых можно достичь, если применить непредвзятый и смелый подход к применению цвета в архитектуре.
Икона Мельбурна, Австралия
То, что люди считают городским, часто ассоциируется с хаосом. В частности, когда речь идет о разрастании пригородов наблюдается несогласованность в беспорядке улиц, жилых домов и коммерческих или промышленных зданий. Некоторые архитекторы могут воспринимать это как карт-бланш на проектирование всего, что им нравится. Если контексту нечего добавить, нет необходимости что-либо добавлять. Но есть архитекторы, которые видят возможности внести определенную последовательность в хаос с помощью дизайна, тем самым создавая контекст, который отсутствовал до сих пор.
Создав 17-этажную жилую башню Icon в Мельбурне, австралийской фирме Jackson Clements Burrows Architects удалось реализовать этот контекст. Здание расположено на очень загруженной транспортной развязке. Здесь изобилуют всевозможные городские постройки и дорожные знаки, олицетворяющие "мегаполисное" расположение. Жилой дом состоит из стопки разноцветных боксов. Поначалу это выглядит сумбурно, но на самом деле это разумный ответ на городское окружение.
Разноцветные боксы объединяются, чтобы соединиться с соседними малоэтажными застройками и хаотичной смесью зданий неподалеку. И хаотично сложенная форма боксов уменьшает массивность, которая в противном случае доминировала бы в многоквартирном доме. Кроме того, отдельные блоки сдвинуты по горизонтали, чтобы минимизировать нежелательное затемнение соседних домов.
Архитекторы Jackson Clements Burrows Architects сотрудничали с художником Мэтью Джонсоном над дизайном фасада. Облицовка сделана из металлической сетки 40 различных цветов. Идея заключалась в создании «живой кожи», вуали, которая одновременно скрывает и раскрывает жилища за ней. Цветовой эффект является динамичным: оттенок каждого куска металлической сетки слегка меняется с изменением угла наклона солнца. Ночью сетка подсвечивается изнутри, так что здание выглядит, как интригующий красочный маяк на ночном горизонте.
Архитектор: JACKSON CLEMENTS BURROWS ARCHITECTS.
Детский сад и начальная школа Сен-Дени, Франция
Цвет может быть чем-то большим, чем просто дополнение к архитектуре - о чем свидетельствуют работы французского архитектора Поля ле Кернека.
Как и в других его зданиях, цвет, форма и качество пространства составляют образцовое единое целое в образовательном центре Niki de Saint-Phalle - Petits Cailloux в Сен-Дени. Это видно сразу, проходя мимо: покрытие одной стороны перегородки оранжевой краской привело к захватывающему оптическому эффекту, при котором воспринимаемый цвет постепенно меняется от яблочно-зеленого к натуральному деревянному и оранжевому.
Центр выполнен в виде клеверного листа. Ни один ребенок не потеряется в, казалось бы, сложном внутреннем пространстве. При входе есть навигация - детский сад, начальная школа, кафе, зона отдыха и одна из двух игровых площадок. Чтобы помочь ребенку лучше ориентироваться в помещениях, комнаты в саду и начальной школе имеют разные формы: круглые и квадратные. В больших многофункциональных помещениях эта разница находит свое отражение в обработке потолков: куполообразной формы в саду и пирамидальной формы в начальной школе. В обеих комнатах есть большие потолочные светильники, которые выдают похожий на естественный дневной свет.
Цвет играет важную роль в игре форм, усиливая уже достигнутую пространственную дифференциацию. Поэтому архитектор решил придать комнатам детского сада другой цвет по сравнению с комнатами начальной школы. Разные оранжевые оттенки контрастируют с синим. Органично спроектированный вестибюль и пространства, ведущие в классные комнаты, имеют более мягкий, приглушенный цвет, но и здесь есть цветовые акценты, которые побуждают детей к движениям и открытиям, тем самым способствуя их растущему пониманию пространства.
Таким образом, все в этом комплексе посвящено архитектуре, которая меняется вместе с развитием ребенка. Каждой фазе детства придаются свои формы и цвета, свой собственный пространственный опыт и чувствительность.
Архитектор: PAUL LE QUERNEC ARCHITECTES.
Биомузей (Biomuseo) Панама Сити, Панама
Некоторые культуры, например, в Латинской Америке, лучше знакомы с обильным использованием цвета, чем другие. Это то, что мы часто видим отражением в полихромной архитектуре. Палитра очень насыщенны
х цветов, с помощью которой известная лос-анджелесская архитектурная фирма Gehry Partners нарисовала поверхности крыш Биомузея и оштукатурила стены его павильонов, является безошибочным отсылкой к принятию цвета в панамском обществе. Отражения от скатов крыши сочетаются с цветами информационных панелей, а тона экстерьера перекликаются с интерьером.
Выставочные павильоны окружают центральный атриум, в котором находятся кафе, магазин и выставочное пространство. В этих павильонах музей демонстрирует биоразнообразие Панамы, а также геологическую и естественную историю страны. Повествование Biomuseo также направлено на повышение осведомленности о всемирной актуальности сохранения природы и экологических проблем. Музей, прилегающий к городу и недалеко от круизной гавани, указывает на то, что он ориентирован не только на обучение детей и местное население, но и на туристов, гостей города. Это решение повлияло на е создание максимально яркого дизайна, картинку, которую вы никогда не забудете, увидев ее.
Благодаря потрясающему скульптурному качеству и далеко идущим, выразительным фрагментам формы, музей представляет собой типичный дизайн Фрэнка Гери. Здание больше не вещь, не просто объект, а целый коллаж из плоскостей и объемов. Замкнутое пространство - это то, что между ними, так сказать, спонтанно возникает. Тем не менее, Biomuseo можно рассматривать как контекстуальное творение во многих отношениях. Это касается не только использования цвета, но и гофрированных сегментов крыши, которые нависают над павильонами и центральным атриумом. Эти особенности характерны для того, как люди строят в тропическом климате, таком как Панама: крыши сконструированы таким образом, чтобы обеспечивать защиту от сильных дождей и обеспечивать возможность перекрестной вентиляции. Как и во всех своих проектах, уникальная подпись Гери никогда не исключает интенсивного диалога с контекстом.
Архитектор: GEHRY PARTNERS.
Источник статьи: www.archidea.com