Каждый россиянин знает, что никто не оформляет свои магазины лучше, чем алкомаркет "Красное&Белое"! Как так вышло? Давай разберемся...
На самом деле, вопрос стоит вот какой. В каждом городе России обязательно есть реклама, уродующая фасад. Когда горожанин осознаёт, что что-то не так, в его голове начинают роиться мысли: "Куда смотрела администрация? Почему только после резонанса можно что-то снять/поменять?"
Как вообще на здании должна появляться вывеска? Ритейлер перед открытием магазина согласовывает вывеску с администрацией, и она должна соответствовать множеству правил размещения и разного рода рекомендаций. Все согласны с результатом, все радуются, все счастливы.
Получается что-то скромное, стильное и информативное. Примерно вот так:
Или так:
Но на практике всё происходит иначе...
Ритейлер вешает вывеску, открывает магазин и спокойно работает. Администрация видит вывеску, и если она ей не нравится по какой-то причине, магазину направляется предписание о демонтаже рекламной конструкции. Далее, как подумает читатель, вывеску снимают, согласовывают, и все снова счастливы. Но не тут-то было.
В ответ на предписание администрация получает письмо о том, что это всего лишь вывеска, которая не подлежит обязательному согласованию.
В письме приводятся цитаты из писем от ФАС:
В соответствии с пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №58 от 08.10.2012 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, также не является рекламой.
<...>
При этом не является рекламой размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информация о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей связанных с рекламой.
«Письмо» ФАС России от 25.08.2015 № АК/44745/15 «О разграничении понятий вывеска и реклама»
Вот скан – раз, два – типичного письма ФАС.
Вывеска же, какая реклама?!
За что?..
Некоторые вступают в долгую и нудную переписку с ритейлером, споры доходят до суда. Даже если всерьёз стараться очистить город от этого мусора, это займёт слишком много времени, а визуальное говно так и останется на своём месте.
Конечно, надо понимать, что администрациям невыгодно ходить по судам по каждой вывеске и судиться годами. У администраций разного уровня и без этих судов работы навалом. Поэтому многие чиновники просто закрывают глаза на подобные конфликты.
Ну а ритейлеры могут спокойно уродовать города, прикрываясь письмами ФАС.
Указание в месте нахождения предприятия коммерческого обозначения, в том числе не совпадающего с наименованием организации, также предназначено для идентификации магазина для потребителей и не является рекламой.
«Письмо» ФАС России от 25.08.2015 № АК/44745/15 «О разграничении понятий вывеска и реклама»
"Пятёрочка" отдыхает.
Как следует из обращения, конструкция, содержащая наименование организации «Красное & Белое», размещается в месте осуществления организацией хозяйственной деятельности, то есть в месте нахождения организации, соответственно, такая информация не является рекламной.
«Письмо» ФАС России от 25.08.2015 № АК/44745/15 «О разграничении понятий вывеска и реклама»
Да, это вывеска, а не то, что вы подумали.
На фоне хаоса работа не видна, но она ведётся. Многие магазины получают штрафы, снимают свои баннеры, и города освобождаются от визуального мусора. Есть прекрасная история о том, как ТСЖ за 8 месяцев!!!, через суды, добилось снятия вывески алкомаркета "Красное&Белое". То есть позитивные примеры есть. Лишь бы ФАС не мешал: некоторым чиновника пора бы выключить принтер и включить мозг. Ну а ритейлеры с пеной у рта продолжают защищать своё говно.
Спасибо за помощь в подготовке поста урбанисту Илье Кондитерову