Всем привет! Последнее время меня часто спрашивают: "А зачем Вы перевели детей на семейное обучение?"
Причем вариантов, почему мы это сделали, высказывается масса. Каждый такой "спрашивающий" уже за нас придумал ответ - который его устроит.
Самая главная причина, по мнению многих, что мы перевели детей на СО из-за наших "многочисленных" путешествий. Как-будто обычная школа мешает нам ездить... Но это заблуждение. Да, мы путешествуем, но даже сейчас мы стараемся максимально совместить все наши поездки с расписанием и каникулами наших детей. Стараемся не нарушать устоявшийся распорядок. Да, иногда мы немного смещаем наши поездки на 5-7 дней в разные стороны от каникул. Но такие подвижки реально делать и в обычной школе. Просто пишете заявление у директора, берете задания у учителей и вперед. Неделя и даже две отсутствия ребенка в школе при заявлении родителя - не проблема. Было бы желание, как говориться.
Поэтому наши путешествия - это не причина перевода детей на СО.
Все гораздо глубже и с нашем образом жизни мало связано.
Во-первых, нас не устраивает система, которая выстроена в школе. На мой взгляд она сильно вредит развитию и обучению ребенка.
Еще 4 года назад, когда мы забирали документы, это чувствовалось очень сильно. Сейчас ситуация еще хуже. На первый план выходят не учеба и образование детей, а создание картины "бурной деятельности" и воспитания "псевдопатриотизма". Возложить цветы, исполнить песню, подготовить доклад (не по теме учебы) или снять и смонтировать видео, и обязательно все зафиксировать в фото или видеоформате и отчитаться.
Понятно, что всей этой подготовкой занимаются дети, которые хорошо учатся, либо обладают уже какими-то навыками - снимать, фотографировать, монтировать, делать презентации и т.п. Вот только очень часто все эти "спецзадания" идут во вред учебе и получению знаний. Ну и развитию увлечений самого ребенка. У него же просто нет времени, чтобы заниматься и учиться тому направлению, которое ему интересно - ему надо Видео смонтировать до завтра, а не уроки сделать...
Просто мы столкнулись с этим на собственном опыте, часто дочери помогали. Но тенденция понятна - чем больше помогаешь и делаешь, тем больше подобных заданий прилетает...
Поэтому мы решили, что нам важнее спокойное и планомерное обучение ребенка, развитие его в том направлении, которое ему интересно. В нашем случае это было рисование. А не выполнение заданий школы на те темы, которые ребенку не интересны в принципе.
Это и было основной причиной.
Ну а на втором месте было желание научить детей самостоятельности и ответственности за свой выбор и свои поступки. К сожалению в современной школе с этим большие проблемы. По факту за ребенка все решают, только выдавая задания, не давая ему сделать самостоятельный выбор.
Самое главное, как мне кажется, умение самостоятельно ставить перед собой цели и добиваться их. Не делать то, что важно учителю (а у нас именно такой перекос во всех обычных школах), а делать то, что важно и интересно ребенку.
А еще в таких ситуациях у ребенка отбивается инициативность в принципе. А если и удается что-то сохранить, то "вопреки" нашему школьному образованию.
Все остальные причины, которые я могу назвать вторичны, хотя тоже имеют место быть. Здесь и состояние здоровье, и появление свободного времени, и отсутствие биллинга и конфликтов со стороны учителей (к сожалению нам пришлось пройти и через такую ситуацию со старшей дочкой). Хотя для многих родителей последняя причина была решающей при переводе детей на семейное образование. Я это точно знаю, так как общаюсь с родителями одноклассников старшей и младшей дочери по всей России (сейчас дети учатся на портале Интернетурок и география у этой школы обширная). В каждой семье своя история и своя веская причина для перевода детей на семейное образование.
И нет, я не ярый приверженец семейного образования. Я бы с радостью отправила ребенка в очную школу, если бы система была другой. Подход к обучению детей был бы другим. Но пока иного выхода кроме СО я не вижу.
Многие говорят мне, что вот мы же ходили в школу и все было нормально. Я тоже училась в абсолютно обычной школе. И мне было нормально (хотя я всегда мечтала об экстернате, который в мое время был недоступен). Но сейчас школы совершенно другие, подходы к образованию тоже. И сравнивать ту школу, которая сейчас и ту, которая была 20-30-40 лет назад нельзя. Они совершенно разные по своему подходу.
Кстати, выбор уйти на семейное или остаться в обычной школе, делали сами дети. Мы с мужем только рассказали - показали такую возможность. А они уже самостоятельно попробовали и приняли решение уходить.
И сейчас не жалеют о своем выборе - ни старшая, ни младшая. В обычную школу не хотят вообще.
Вот такая у нас история выбора и принятия решения о семейном обучении, а совсем не наши путешествия...