Всем привет!
Вы же знаете, что двигаться полезно?
В целом да. Особенно для наших мышц и суставов. Оказывается есть еще один орган (точнее комплекс тканей) в теле человека без должного задействования которого мы будем со временем ощущать дискомфорт и даже боли (причем в самых неожиданных местах).
Наверняка было такое или хоть раз слышали от знакомого, что болит спина, а "отдает" в ногу...
Я часто говорю о пользе силовых тренировок для укрепления и роста скелетно-мышечной мускулатуры, которая в свою очередь является основой для совершения механических движений конечностями человека, его голосовыми связками и дыхательной системы.
Так вот скелетные мышцы - это не только миофибрилы, объединенные в пучки, но и анатомические поезда...
Что значит "анатомические поезда"?
Томас Майерс (книга - БИОМЕХАНИКА) более 30 лет назад использовал этот термин для описания системы человека, состоящей из мышц, связок, сухожилий, и другой пластичной соединительной ткани. Не знаю мечтал ли он в детстве стать машинистом, но описать линии передачи механического натяжения и напряжения в теле человека с помощью железнодорожных терминов ему отлично удалось.
Станции - места крепления мышечных волокон, железнодорожные пути с рельсами - объединенные между собой мышцы и соединительная ткань, поезда (электрички) - мышечная ткань внутри фасции. И эти пути могут проходит через все тело человека и соответственно, если вышел из строя один участок пути, то поезда до другого могут и не добраться.
Вот мы и добрались до фасции, точнее до миофасции.
Роль активности миофасции
Миофасция - термин, описывающий структуру, объединяющую в себе мышцы (мио) и соединительную ткань (фасции).
Дело в том, что каждая мышца находится внутри наружной фасции (эпимизий), и состоит из мышечных волокон, которые в свою очередь внутри глубинных фасций (перемизий). Внутри каждого волокна находятся мышечные пучки, окруженные эндомизием.
Получаются такие коконы внутри которых находятся миофибрилы мышц. Когда миофибрилы сокращаются (едут электрички) они изменяют пластичную структуру фасции, а она в свою очередь тянет за собой кость (станцию) в месте крепления и воздействует на следующую фасцию (по рельсам пути).
Если убрать внешнюю оболочку, то мышца не будет держать форму и как бы растечется. Таким образом, миофасция в здоровом активном состоянии организовывает и удерживает мышцы вместе и позволяет функционировать последующим участкам железнодорожного пути.
Почему неактивная фасция - плохо
Если мы внимательно рассмотрим миофасцию, то мы заметим структуру в виде матрицы, которая повторяет сокращающиеся и растягивающиеся движения мышцы.
У молодых и активных людей эта структура чаще всего имеет четко направленный решетчатый вид из сети коллагеновых волокон. Активная фасция при этом имеет повышенную пластичность.
Эта свойство соединительной ткани позволяет выполнять быстрые сократительные и растягивающие движения мышц без травм и последствий для других участков пути.
Однако, недостаточная нагрузка фасций (как следствие ограниченного количества движений) ведет к нарушению структуры. Волоконная сеть становится разнонаправленной и снижает возможности образования изгибов.
Типичный пример недостаточной активности - длительное нахождение в положении сидя.
Это все приводит к снижению накопительной пластичной способности миофасции. Волокна слипаются и образовывают спайки. В последствии нарушается работа мышц, излишнее натяжение или растяжение фасций приводит появлению болей в триггерных точках.
ВЫВОДЫ:
Активная миофасция очень важна для организма человека!
Чтобы поддерживать ее здоровое состояние больше двигайтесь, выполняйте силовые упражнения и тренировки на растяжение. Отсюда и пошло отдельное направление - миофасциальный массаж.
И не забывайте про питание: никакого восстановления или поддержания фасций не будет без питательных веществ в кровотоке!