При использовании «старых» ККМ требовалось ведение журнала (книги) учета наличных денег. Сохранилось ли это требование с переходом на онлайн-ККМ? Нужно ли продолжать вести книгу учета, если она была зарегистрирована в налоговой ранее и еще не закончилась? Нужно ли регистрировать новую, если старая заканчивается?
Обратимся к НК РК.
Согласно ст.167 НК РК при регистрации ККМ с ФПД (онлайн-кассы) регистрация книги учета наличных денег не установлена.
Но если обратиться к Правилам применения ККМ, то согласно п.16 Правил при эксплуатации ККМ налогоплательщик:
- вводит информацию о денежном расчете;
- в случае отсутствия электроэнергии или неисправности ККМ заполняет и выдает товарный чек;
- в случае временного отсутствия сети ТКС использует автономный режим работы ККМ;
- заполняет книгу учета наличных денег;
- при завершении смены снимает Z-отчет.
Данные книги учета наличных денег должны соответствовать показаниям сменных отчетов на соответствующую дату.
В соответствии с Правилами, если книга заполнена, в течение 5 рабочих дней нужно предоставить в УГД МФ РК по месту постановки на учет ККМ:
- налоговое заявление об исполнении обязательств, возникающих при эксплуатации ККМ;
- пронумерованную, прошнурованную, заверенную подписью и (или) печатью новую книгу учета наличных денег;
- регистрационную карточку ККМ;
- саму ККМ для снятия фискального отчета.
Замена книги производится налоговой в течение 3 рабочих дней с даты регистрации налогового заявления.
Но при применении онлайн-кассы на сервере ОФД хранятся в течение срока исковой давности следующие сведения:
- регистрационные данные налогоплательщика;
- регистрационные данные ККМ;
- информация о каждом денежном расчете, осуществленном при реализации товаров, работ, услуг;
- текущее действующее значение токена каждой ККМ;
- фискальный признак каждого денежного расчета.
Т.е. фактической необходимости в ведении книги в случае применения онлайн-кассы нет –все данные есть у ОФД.
Таким образом, если книга еще не закончилась, можно вести ее до конца. Но новую затем регистрировать не требуется.
Это подтверждается ответом Председателя КГД МФ РК на вопрос в блоге № 546221, заданный 19.04.2019 г. Как следует из ответа, налогоплательщики, применяющие онлайн-кассу, вправе не вести книгу учета наличных денег с 01.01.2018 г.
Применяется ли онлайн-касса если арендатор оплатил на личную карту ИП