Молодые пары обычно считают, что есть рецепты, которые помогут им стать самыми лучшими родителями.
При этом они могут копировать воспитательные приемы своих семей, или решить действовать вопреки им. Они могут искать советы у популярных медийных персон или в научных публикациях. Они вынуждены прокладывать свой курс в бушующем море часто противоречивой или преувеличенной информации. Такой, например, как “Голландцы воспитывают самых счастливых детей в мире” или “немецкие дети невероятно самостоятельные”.
Но часто получается, что изучение мнений гуру идет своим чередом, а совместная жизнь с ребенком - своей дорогой.
На первом году малыша, еще можно (с переменным успехом) следить за количеством выпитого им молока, цветом стула и регулярностью сна. Сложнее понимать, на какой неделе проверять какие рефлексы, как правильно общаться, сколько времени держать его на руках.
Но как только дитя сползает на пол - методы стабильного контроля перестают работать. Каждый день - это квест. На каждом шагу - сюрпризы.
И хорошо, если этот сюрприз окажется листочком домашнего цветка, который маленькая дочурка незаметно положила папе в карман.
Куда веселее, если игрушки, все доступные предметы, книги, одежда из шкафов окажутся на полу так, будто проводился обыск или воры искали тайники.
Мать становится “интеллектуальной видеокамерой слежения”
Когда родился мой первый ребёнок, я ощутила, что в моём мозгу вспыхнул какой-то маячок. Я каждую секунду чувствовала себя стоп-контролем, интеллектуальной видеокамерой, которая не только следит за передвижением объекта, но и читает выражение лица, контролирует внешний вид. И самое главное - фиксирует нарушения.
Достижения я тоже фиксировала, но это проходило на каком-то другом уровне. А здесь работал довольно противный робот, который не давал покоя ни мне, ни, соответственно, ребенку. Потому что тревожная мамаша - это тревожный малыш.
Стало еще интереснее, когда у нас появились трое детей. Маячок начал работать как сумасшедший, днем и ночью.
Помню, летом муж уходит на работу, а я отправляюсь с детьми на пляж. И там обнаруживаю, что у меня всего два глаза, а объектов, за которыми надо следить - три.
Я знала пугающие истории, когда ребенок тонул по недосмотру взрослых, причем в считанные минуты.
И вот я по алгоритму, с задержкой в несколько секунд, перевожу глаза с головы на голову. А они постоянно меняют позицию, и надо успеть уследить.
Головой крутить все время не удается, устает шея. Глаза, если ворочать только ими, как актер японского театра Кабуки, тоже начинают отключаться. Через пару часов вытаскиваешь эти сокровища из песка, с мелководья, с чужого лежака, и уговариваешь уходить, обещая купить мороженое.
Что формирует тревогу матери
Этот маячок заглох у меня в голове лишь через 3 года после того, как все мои повзрослевшие дети уехали жить самостоятельно. Я ходила по комнатам, и каждые полчаса вскидывалась из-за остаточных слуховых галлюцинаций. Окликали голоса моих детей: “мам! мам! мам!”
Этот маячок, то есть центр, направленный на ребенка, в мозгу матери сформировала эволюция. У каждой он действует с разной силой. Но иногда, как всякая доминанта, очень сильно искажает любые сигналы, идущие извне.
Хочу добавить, что этот достававший меня маячок был направлен не только на безопасность нашего выводка, но и на все сферы их жизни.
Подход один, а результат совершенно разный
Всех троих детей мы воспитывали, как нам казалось, практически одинаково.
У нас были определённые, не слишком конкретные планы по поводу их будущего. Мы исходили из собственного детского опыта.
Наши родители следовали трендам их поколения, поэтому доставали нас постоянными напоминаниями о высшем образовании. Эта тема была привязана к любой ситуации. Не будешь хорошо учиться - не поступишь. Ходишь по вечерам в компанию - лучше бы готовился к поступлению. Рано выйдешь замуж/женишься - пропала учеба. Обзаведешься детьми - вообще всему конец.
Это привело к тому, что мы поженились в 20 лет, и во время учебы в университете обзавелись тремя детьми. При этом муж получил красный диплом, который в дальнейшем вообще не пригодился.
Своих детей мы не напрягали. В том смысле, что не предлагали им какую-то точную профессию или специализацию. Мы считали что они должны получить максимально широкую информацию о жизни, иметь максимально широкие возможности для развития, получить универсальное высшее образование в одном из лучших вузов. А там уже жизнь покажет, какую дорогу выберет каждый из них.
Да, еще важным моментом было объяснять им, как строить корректные отношения с окружающими - хоть в семье, хоть в ближнем социуме, хоть в планетарном масштабе.
Что мы получили - неожиданно
Тем не менее, жизнь внесла в этот сценарий свои очень интересные коррективы.
Во-первых, дети выросли абсолютно разными, хотя и росли в одной семье. Это всегда удивляет родителей, хотя огромная часть сюжетов в искусстве описывает именно это явление.
Во-вторых, оказалось что они по-разному помнят все события нашей совместной жизни, притом порой абсолютно по-разному. Когда начинают что-то вспоминать, то один хвалит нас за некоторые вещи, а другой при этом осуждает. Многое они вообще не помнят.
Это не удивит тех, кто кто сейчас следит за исследованиями нейрофизиологов по поводу механизмов памяти.
В-третьих, самое смешное, что один частично перенёс наши схемы на воспитание своих малышей, другая их резко отрицает. А третий вообще время от времени “принимает участие в воспитании”, так как развелся.
Прекрасное резюме от сына
И все же. Высшей наградой своим родительским усилиям мы считаем строчки из письма нашего младшего:
«Я, когда уезжал от вас, думал: скорее отсюда, родители - полный отстой, хуже не бывает… И только, когда начал воспитывать ребенка, понял: вам при жизни памятник поставить нужно. Вы же жили только для нас. А это так трудно - быть таким, чтобы ребенок хотел быть похожим на тебя».
Трудно, но нужно суметь принять сложное развитие наших детей. Это может изменить наш подход к родительским решениям, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Мы часто пытаемся формировать конкретный результат, и это тоже правильно. Но над этим должно надстраиваться понимание, что все-таки важнее ценить каждый момент общения с детьми, и уважать уникальные пути, по которым они идут.
#семья и отношения #родители и дети #мозг