Найти в Дзене

Кусочки хлеба вместо куличей: первая Пасха в блокадном Ленинграде

Первая Пасха в блокадном Ленинграде пришлась на 5 апреля 1942 года, когда город уже 8 месяцев находился в окружении немцев. Зима 1941-1942 годов выдалась особенно тяжелой для осажденного города на Неве. Люди, в условиях рано начавшейся зимы, отключенной электроэнергии в домах, отсутствующего отопления и сильнейшего голода умирали каждый день тысячами. Немногочисленные храмы города (на период блокады из 21 уцелевшего в Ленинградской епархии храма действующими остались 8 церквей) в буквальном смысле были завалены горами погибших в результате голода и бомбардировок людей. Отпевания, молебны и панихиды проходили с утра до ночи в перерывах между утренней и вечерней службами. Священники, получавшие паек по иждивенческим карточкам, валились с ног от усталости и голода, но смиренно проводили литургии и совершали таинства. Из духовенства в городе осталось всего 25 человек (да и те в блокаду выжили не все), остальные священники ушли добровольцами на фронт или в оборонную промышленность. Возгла
Первая Пасха в блокадном Ленинграде пришлась на 5 апреля 1942 года, когда город уже 8 месяцев находился в окружении немцев.
Блокадный Ленинград. Фото из открытых источников
Блокадный Ленинград. Фото из открытых источников

Зима 1941-1942 годов выдалась особенно тяжелой для осажденного города на Неве. Люди, в условиях рано начавшейся зимы, отключенной электроэнергии в домах, отсутствующего отопления и сильнейшего голода умирали каждый день тысячами.

Немногочисленные храмы города (на период блокады из 21 уцелевшего в Ленинградской епархии храма действующими остались 8 церквей) в буквальном смысле были завалены горами погибших в результате голода и бомбардировок людей. Отпевания, молебны и панихиды проходили с утра до ночи в перерывах между утренней и вечерней службами. Священники, получавшие паек по иждивенческим карточкам, валились с ног от усталости и голода, но смиренно проводили литургии и совершали таинства.

Из духовенства в городе осталось всего 25 человек (да и те в блокаду выжили не все), остальные священники ушли добровольцами на фронт или в оборонную промышленность. Возглавлял Ленинградскую епархию в годы войны митрополит Алексий (Симанский) - будущий патриарх нашей страны.
Митрополит Алексий и священники Ленинградской епархии, награжденные в 1943 году орденом "За оборону Ленинграда". Фото из открытых источников
Митрополит Алексий и священники Ленинградской епархии, награжденные в 1943 году орденом "За оборону Ленинграда". Фото из открытых источников

В первое время после начала блокады храмы Ленинграда стояли полупустыми: из-за частых немецких бомбардировок города ленинградцы вынуждены были прятаться в бомбоубежищах. Но вскоре вера в Бога и упование на Него пересилили страхи людей быть убитыми. И они, привыкнув к ежедневным налетам вражеских самолетов, стали возвращаться в храмы.

Православные храмы в блокаду были переполнены людьми даже во время артиллерийских обстрелов. При этом священники, несмотря на то, что чин отпевания погибших христиан стал самой часто совершаемой регулярной службой, проводили ежедневно множество таинств крещения. Это было связано с тем, что до войны далеко не все ленинградцы были крещены в православие. Одни боялись репрессий со стороны правительства, а другие поддались атеистическим убеждениям, царившим в стране в 30-х годах прошлого столетия. С началом войны и изменением политического курса в сторону оттепели по отношению к православию (Сталин осознал значимость духовного влияния церквей на патриотический дух солдат) люди стали принимать крещение. Война примирила с Богом также и атеистов: они уверовали и тоже шли креститься, чтобы не погибнуть некрещеными.

Велика была сила веры православных верующих в блокадное время. Каждая проповедь священников слушалась ими с особым вниманием. Люди вдохновлялись словами батюшек, верили в лучшее. Надежда стала их путеводной звездой.

Чтобы не оказаться под прицельным огнем немецких истребителей, храмы в блокаду тщательно маскировались. Купола красились в защитный цвет или накрывались чехлами аналогичного цвета, - это давало хоть какую-то надежду, что святыни не будут уничтожены и прихожане не пострадают.
Блокадный Ленинград. Фото из открытых источников
Блокадный Ленинград. Фото из открытых источников

5 апреля 1942 года - день Пасхи и Воскресения Господня - Ленинград ждал с большой надеждой и нетерпением. Казалось, что после Пасхи все дни лихолетья закончатся и Господь помилует осажденный город. Однако впереди блокадников ждала еще одна Пасха 1943 года, о которой они пока не знали и которую нужно было пережить до освобождения города в январе 1944 года.

Не менее сильно ждали Пасху 1942 года и немцы. Они прекрасно знали, что ленинградцы соберутся в храмах, чтобы отметить праздник, и собирались устроить точечные артобстрелы, чтобы погубить людей. В Пасхальную ночь они устроили ударный артобстрел храмов, особенно сильно досталось Князь-Владимирскому собору Ленинграда.

Но священники оказались мудрее. Догадываясь о коварных замыслах фашистов, они решили провести Пасху ранним утром. Литургии начались в городских храмах в 6 часов утра, что позволило избежать массовых жертв (обычно службы проводились в 8 часов утра).

Продуктов питания, чтобы приготовить традиционные куличи, у блокадных жителей города не было. Поэтому они приносили в храм кусочки хлеба от своего ежедневного хлебного пайка и освящали их вместо куличей.

Кусочек хлеба на человека в сутки. Фото из открытых источников
Кусочек хлеба на человека в сутки. Фото из открытых источников

На Пасху 1942 года пришло очень много людей, но все же не так много, как это было в праздник до начала войны в 1941 году. С начала блокады к великому празднику Воскресения Господня погиб каждый третий житель города, поэтому население Ленинграда сильно сократилось.

На Пасху Христову все прихожане исповедовались и причащались Святых Христовых Таин. Благо на Причастие советское правительство выделяло храмам вино и муку, и этого добра, слава Богу, хватало для совершения таинства Евхаристии не только в праздник Пасхи, но и в обычные дни.

Как я уже писала, в храмах, как и в домах, из-за отсутствия отопления было холодно, и все люди, включая священников и членов причта, встречали Пасху в теплой одежде.

Добыча питьевой воды стала подвигом в блокаду, так как немцы обесточили город и лишили его не только провизии, но и воды. Жителям приходилось прорубать зимой проруби в реках города, чтобы выжить. Фото из открытых источников
Добыча питьевой воды стала подвигом в блокаду, так как немцы обесточили город и лишили его не только провизии, но и воды. Жителям приходилось прорубать зимой проруби в реках города, чтобы выжить. Фото из открытых источников

Резюме

Блокада Ленинграда - страшный трагический период в истории нашей страны. Но именно в этот период особую мощь явила церковь Христова в лице единичных ее служителей, оставшихся в Ленинграде.

Организованные ими сборы пожертвований для нужд фронтов и оборонной промышленности, моральная психологическая поддержка ленинградцев сыграли огромную роль в обороне города на Неве. Колоссальная сила воли и вдохновляющие проповеди приходских священников, непрекращающееся таинство Евхаристии, соединяющее людей со Христом, помогли жителям Ленинграда выстоять в нечеловеческих условиях и выжить, несмотря ни на что.

А 27 января 1944 года по всему Ленинграду раздался благовест - зазвонили в колокола все церкви города. Сердца людей наполнились счастьем и радостью, хотя впереди их ждал еще целый год войны. Но блокада была снята. Аллилуйя. Слава Богу за все!

Низкий поклон ветеранам ВОВ, труженикам тыла, медикам, блокадникам, священникам и всем-всем тем, кто прошел через мясорубку Великой Отечественной войны и ковал ради нас Победу. Вечная слава! И Царствия Небесного ушедшим.

78-летию со дня снятия блокады посвящается.

Храни вас Бог, братья и сестры!