Найти тему
Московская беседка

Полеты во сне и наяву

О выставке Михаила Врубеля в Третьяковке

Я все время задумываюсь, откуда берется такое количество народу, жаждущее попасть ни в театр, ни в цирк, ни на поп-концерт, ни в ресторан, наконец, а на художественную выставку. И не на какого-нибудь Шилова или Глазунова, где все красиво и всем понятно, а на художника со странной судьбой, надломанной душой и глубоко личностным видением мира. Таков Михаил Врубель. Неожиданный, нереальный, не всегда понятный и странно красивый. Значит, что-то притягивает огромное количество людей на встречу с прекрасным, и не только ради селфи с прошлым веком. Надеюсь, не только ради селфи.

Автопортрет (1904).
Автопортрет (1904).

Сложный, неоднозначный, полиструктурный художник Михаил Врубель. Так просто в него не въехать. А ведь хочется увидеть что-то дальше эффектной фотки в соцсетях а-ля «на фоне Пушкина снимается семейство», чуть глубже, немного выше уровня привычно заваленного горизонта. Вот этим мы сейчас и займемся. Попробуем увидеть чуть глубже, понять чуть лучше, представить чуть свободнее. Ведь не селфи единым…

Я не ставлю перед собой цели дать всесторонний анализ творчества одного из самых значительных и великолепных художников «серебряного века». Это сделано многими до меня и еще больше будет сделано после. Нет возможности поговорить обо всех шедеврах, созданных кистью мастера. Но к некоторым полотнам очень хочется еще раз привлечь внимание публики, еще раз окунуться в мир волшебных сновидений и почти пророческих прозрений великого мастера и зоркого духовидца. Эти полотна - мой выбор, постараюсь объяснить, почему я его сделала.

"Демон сидящий" (1890).
"Демон сидящий" (1890).

Врубелевский Демон, конечно,не черт и не враг рода человеческого. В понимании художника — некий мятежный дух, непокорный, несогласный с общепринятым мнением, очень несчастный и бесконечно одинокий. Когда смотришь картину с разных точек зрения, Демон словно бы ускользает от тебя, словно отворачивается, уходя в свой мир грез и недоступных никому размышлений. В его глазах светится никому не понятная тоска, мучительный, грустный поиск истины. И невозможность ее найти.

"Царевна-Лебедь" (1900).
"Царевна-Лебедь" (1900).

Гораздо нежнее и, как говорится, «контактнее», выглядит Царевна Лебедь, которая, наоборот, поворачивается лицом к зрителю, с некоторым доброжелательным любопытством, не успев разочароваться в окружающем мире, хотя скорее задумчива и отвлеченно мечтательна. Сверкнув экзотической, хрупкой красотой, она словно бы уплывает в свои далекие сказочные дали, готовая растаять на глазах.

"Гадалка" (1895).
"Гадалка" (1895).

Но наиболее поразительный силы женский образ — Гадалка. Ее широко распахнутые глаза с расширенными сверкающими зрачками напряжены и страдательно, словно бы она огромным усилием воли заглядывает в незримое и видит еще недоступное человеческому глазу. Страстность, мука, визионерство, трагический диссонанс с реальностью — вот что отличает Гадалку от, например, испанской девушки, хотя обе картины написаны одна за другой и представляют собой диптих, посвященный Кармен.

"Испания" (1894).
"Испания" (1894).

Испанская девушка, наоборот, хоть и задумчива, но вполне от мира сего. Она прекрасна земной красотой, и рядом нарисовался бравый кавалер.

"Примавера" (1897).
"Примавера" (1897).

Из всех женских образов больше всех меня пленило это нежное, хрупкое, немного манерное, но очень тонкое изображение Весны, родом из языческих легенд и сказаний. Она и здесь, и в своих снах, мыслях, мечтаниях, тоже далека от всего земного. Удивительно обаятельный образ! Никакой надломленности, только изысканная красота и поэтичность.

"Пан" (1899).
"Пан" (1899).

Пан написан под влиянием рассказа Анатоля Франса «Святой Сатир», где старые языческие божества находят себе место в христианском мире и почему-то превращаются в святых. Не знаю, на мой субъективный взгляд, Пан очень тоскливо смотрит на нас, христиан, словно бы огорчен тем, что его не пускают в христианский мир.

"Полет Фауста и Мефистофеля" (1896).
"Полет Фауста и Мефистофеля" (1896).

Самое сильное впечатление — картина полета знаменитого Фауста и Мефистофиля — явный живописный прообраз будущего яростного полета булгаковской Маргариты. Врубель во многом предопределил развитие искусства в будущем веке, и даже некоторые темы в литературе. Поразительная сила художественного предвидения! Спокойные горизонтали небес и полей, крутая динамика развернувшегося на зрителя коня и оба летящих — искушающий и вдохновленный. Вот они — крупным планом:

-10

Вообще, Врубель словно бы предсказал мотивы будущего искусства, основные вехи его развития. Вот рисунок обнаженной женщины — не напоминает ли она формами создателей нового французского искусства, Матисса, Пикассо?

-11

А вот предвестник экспрессионизма:

Портрет женщины
Портрет женщины

Любопытны, очень глубоки и человечны его поздние портреты, которые он создал уже в лечебнице:

Портрет санитара
Портрет санитара
Портрет врача Левицкого (1904-1905).
Портрет врача Левицкого (1904-1905).

И еще одно сильнейшее художественное впечатление: пророк. «Исполнись Волею Моей» - весь его светлый лик словно наполнен Божественной музыкой, тайной, сокровенной мыслью, которую необходимо передать людям. Еще немного — и вперед! Откровение облачится в Слово, и пророк понесет Истину людям. Необыкновенная сосредоточенность на внутреннем откровении и одновременно готовность открыться миру — вот что отличает позднего врубелевского пророка от ранних работ, в которых уход, ускользание от реальности в мир грез и мечтаний.

"Голова пророка" (1905).
"Голова пророка" (1905).

В этом мне видится громадный духовный путь, проделанный художником ради познания истины и понимания своего призвания — нести красоту и изящество в мир, а не прятаться от мира. Идти к людям, идти вперед.

#изобразительное исскуство #живопись #выставки в москве #михаил врубель