Часть законодателей-консерваторов в Великобритании заговорили о смещении своего лидера, премьер-министра Бориса Джонсона, который теперь запятнан обвинениями в том, что он и его сотрудники проводили вечеринки, нарушающие режим изоляции во время пандемии. Режим, на котором Джонсон сам и настаивал!
Если премьер не прислушается к призывам уйти в отставку — а он утверждает, что не будет этого делать, — ему могут предъявить вотум недоверия.
Для Бориса Джонсона факты всегда были гибкими, пишет обозреватель Агентства АП Джилл Лоулесс.
Карьера британского премьер — министра усеяна фальшивыми цитатами, небылицами, преувеличениями и неправдами. Когда его окликали, он обычно извиняющимся жестом пожимал плечами или виновато ухмылялся и шел дальше. Множество людей были готовы простить его.
По крайней мере, до сих пор. Разоблачение веселых приватных вечеринок премьера с сотрудниками, пока в Британии действовали коронавирусные ограничения, вызвали общественное возмущение и побудили многих в Консервативной партии подумать о том, чтобы сменить своего лидера.
Но почему чопорные консерваторы выбрали Джонсона? Потому что, по словам журналиста АП, его образ жизнерадостного нарушителя правил — непослушного школьника британской политики — дал ему редкую способность свободно общаться с избирателями. Сейчас многие передумали.
«Его поклонники сказали бы, что он воплощает природную силу — не позволяет чему-либо вставать у него на пути», — говорит Стивен Филдинг, профессор политической истории Ноттингемского университета.
«Иногда его ловили на этом, но, в основном, ему все сходило с рук», — добавляет Филдинг. «Теперь реальность становится более очевидной для большего числа людей».
Джонсону часто удавалось найти выход из кризисов. Политик с оксфордским образованием… создал образ взъерошенного шутника с копной светлых волос, который не воспринимает себя слишком серьезно. Из него сыплются остроты и шутки, иногда на латыни или древнегреческом.
Подобный образ сделал Джонсона популярным гостем юмористического телешоу “Есть ли у меня для вас новости” с конца 1990-х годов и далее, а также принес ему мировую известность как энергичного мэра Лондона в период с 2008 по 2016 год.
Многие думали, продолжает Д. Лоулесс, что он слишком легковесен, чтобы когда-либо стать премьер-министром, и Джонсон не противоречил им. Он скрывал свои амбиции шутками, говоря, что у него было столько же шансов стать премьер-министром, сколько «найти Элвиса (Пресли, прим. ред.) на Марсе» или «перевоплотиться в оливу».
На самом деле он давно мечтал о власти.
Его сестра Рейчел Джонсон сказала, что его детской мечтой было стать «мировым королем». Но его путь к вершине отличался случайностями.
Будучи молодым журналистом лондонской «Таймс», он сфабриковал цитату о короле Эдуарде II от историка, который оказался его крестным отцом. Его уволили, но это не помешало ему стать брюссельским корреспондентом «Дейли телеграф» в начале 1990-х годов, публикуя преувеличенные истории о расточительстве и бюрократии в ЕС. Его «евромиты»* об универсальных презервативах и планах запретить «бенди-бананы» (фейк, прим. ред.) помогли настроить британское мнение против блока и в конечном итоге привели к тому, что Джонсон стал чемпионом Брексита, который спустя годы выведет Великобританию из ЕС.
Брексит был выигран в ходе кампании референдума 2016 года, содержавшей множество сомнительных утверждений, в частности утверждения, часто повторяемого Джонсоном, о том, что Великобритания предоставляла ЕС 350 миллионов фунтов стерлингов в неделю, которые вместо этого можно было потратить на здравоохранение страны.
Поначалу Джонсон потерпел политическую неудачу, когда тогдашний лидер консерваторов Майкл Говард уволил его в 2004 году за ложь о внебрачной связи. Месяцем ранее тот же Говард заставил его извиниться перед городом Ливерпуль за то, что он обвинил его жителей в «пристрастии к жертвенности».
Оппоненты долго утверждали, что слабое понимание Джонсоном фактов — и история бойких оскорбительных комментариев — сделали его непригодным для высокого поста. На протяжении многих лет Джонсон называл жителей Папуа-Новой Гвинеи каннибалами, утверждал, что «частично кениец» Барак Обама испытывал наследственную неприязнь к Британии, и сравнивал мусульманских женщин, которые носят покрывающие лицо платки, с «почтовыми ящиками».
Джонсон обычно отвечал, отвергая оскорбительные комментарии как шутки или обвиняя журналистов в том, что они копаются в давних историях. Нападки на СМИ — наряду с «левыми лондонскими юристами» — давняя популистская тактика Джонсона. Его биограф Эндрю Гимсон назвал его “Веселым премьер-министром Англии», который изображает своих противников тоскливыми пуританами.
Однако теперь союзники Джонсона обеспокоены тем, что ситуация изменилась. Джонсон извинился за нарушение «блокировки» в нехарактерных для него сдержанных и тщательно сформулированных заявлениях. Он не стал признаваться в личных проступках, заявив, что, по его мнению, действовал в рамках правил.
Однако многие британцы, которые придерживались правил изоляции, введенные правительством, — отрезанные от друзей и семьи, не имеющие возможности посещать родственников в домах престарелых и больницах, — насмехались над оправданиями Джонсона своей вечеринки, «partygate», включая его заявление о том, будто он думал, что вечеринка в саду под девизом «принеси свою выпивку» была рабочим мероприятием.
Крис Кертис, руководитель отдела политических опросов в Opinium Research, сообщил, что общественное доверие к премьер-министру резко упало, и личные рейтинги одобрения Джонсона теперь «довольно ужасны».
«Всегда было правдой, что публика предпочла бы выпить пинту пива с Борисом Джонсоном, но не обязательно доверила бы ему присматривать за своими детьми», — сказал Кертис. «Но то, что мы увидели в связи с этим кризисом, заключается в том, что теперь люди говорят иное. Они были бы менее заинтересованы в том, чтобы выпить с ним пинту пива, и действительно не доверили бы ему присматривать за своими детьми».
Ожидается, на текущей неделе старший государственный служащий Сью Грей завершит расследование обвинений в организации вечеринок. Если не обнаружится, что Джонсон сознательно нарушил правила, законодатели-консерваторы могут воздержаться от вотума недоверия.
Однако Филдинг настаивает, что бренд Джонсона теперь безвозвратно запятнан, даже если непосредственный кризис пройдет.
«Это отступит, но не думаю, что отступит до уровня, который делает его жизнеспособным лидером Консервативной партии, идущей на следующие выборы, — сказал Филдинг. — Он дохлая утка».
(По материалам Агентства АП, пер. с англ. Л. Лавровой)
* Термин «евромит» используется для обозначения преувеличенных или выдуманных историй о Европейском союзе (ЕС) и деятельности его институтов, таких как якобы бессмысленное законодательство ЕС.
Читайте больше материалов на нашем сайте