Шестой альбом St. Vincent становится ее наиболее солнечной работой- это попурри из фанка 70-х, где фирменное остроумие исполнительницы встречается с аудио палитрой, вдохновленной влиянием Девида Боуи, Pink Floyd и Ренди Ньюмана.
Папочка дома
Название нового творения Энни Кларк имеет как минимум 2 значения. Первое из них, буквальное- отец певицы выходит из тюрьмы после 10- летнего заключения, ранее осужденный за мошенничество. Кларк обобщает здесь последствия своей личностной трансформации, происходившей на протяжении этого непростого периода. «Yeah you did some time, well , I did some time too»- обращается она к отцу в титульном треке, подчеркивая, что этот срок заставил и ее претерпеть своего рода лишения, о многом задуматься и отчасти измениться.
Этот стимул подтолкнул Энни к обретению большей самостоятельности, и это подводит нас ко второму значению Daddy’s Home- преодолев долгий и тернистый путь начинающего артиста в отсутствии такого мощного источника эмоциональной поддержки, Энни сама становится папочкой- сильной, самодостаточной, готовой стать опорой другим.
И этот режим бати распространяется здесь на самые разные аспекты жизни Энни: самореализация в профессиональной сфере, уверенность в своей компетентности, готовность наконец взять верх в отношениях с тираном, способность оказать своим близким поддержку в нужный момент. Сама Энни описывает это так: «Стать папочкой это просто стать собой и чувствовать себя в своей тарелке. Знаете, просто расхаживать вокруг и излучать эту энергию большого папочки».
Фокус с переодеванием
Что иронично, но о том, как быть в своей тарелке, рассказывает нам именно Энни Кларк- девушка, меняющая внешний вид и звучание с каждым новым альбомом. Она объясняет это так: «Я имею театральное видение вещей, соответственно, я хочу, чтобы обложки, одежда и иллюстрации рассказывали историю альбома. Мне кажется забавным быть абсолютно разной персоной каждые 3 года. Не то чтобы эти черты мне не принадлежат- тут скорее вопрос, что из этого близко именно вам».
Стоит отметить, с какой дотошностью и страстью вытачивается каждый новый облик St. Vincent. Гранж- артистка из 90-х на Strange Mercy, лидер культа из недалекого будущего на St. Vincent, безжалостная доминатрикс из дистопичной реальности на Masseduction- Энни раз за разом проживает новую эру, самоотвержено погружаясь в целые миры, что позволяет ей закрепить свою заглавную А в арт рок вселенной.
Широкие лацканы, расклешенные брюки, меховые шубы, атласные платья и порок гламурного Нью Йорка 1973- вот какая атмосфера встречает нас на Daddy’s Home. Подобно героине картин Энди Уорхола, Энни Кларк источает уже в открывающем сингле, "Pay Your Way in Pain" настолько грязную и неряшливую энергетику, что родители спешат убрать своих детей подальше, завидев ее шпильки на детской площадке - «the mothers saw my heels and they say I wasn’t wellcome».
Из грязи в князи
Первые два трека являются некой экспозицией, содержат историю, предваряющую твист с перевоплощением в папочку. Здесь героиня еще довольно уязвима, ее тяжелый день после ночной гулянки образно изображает жизнь Энни. Жизнь, где каждый ее эпизод сопряжён с требующими решений лишениями, и здесь уже не до того, чтобы остаться чистенькой. То есть ей приходится быть сильной, но это часто выглядит неправильно, не сочетается с ее ролевой моделью и заставляет чувствовать себя сконфуженно.
Забавно, как образ падшей женщины сочетается с ее протяжным «I wanna be loved» и воспоминанием о рандеву минувшей ночи на "Down And Out Downtown". Любовь, как базовая человеческая потребность, иногда достается в грязной борьбе, а St. Vincent этой гиперболизированной сценкой показывает, что человек не всегда должен быть идеальным, невинным и чистым- привязанные к жизненно важным нуждам, мы все еще не ушли от дикой природы далеко.
«Я чувствую, что мы живем в мире, где часто приходится выбирать между выживанием и достоинством. Также это о том, что все моменты моей жизни так или иначе связаны с превозмоганием. Некоторые из этих моментов действительно ценны и могут привнести в жизнь нечто большее»- объясняет идею трека Энни. Собственно, нечто большее мы и получаем, но чуть позже.
Пыльная полка
Фигура отца непосредственно появляется на Daddy’s Home лишь в титульном треке, но его тень всплывает на протяжении альбома регулярно. Легенды прошлого века, столпы культуры, которые Энни выбирает в качестве ориентиров для поиска стиля своей новой работы, оказываются элементами папиной коллекции, музыкой его времени. Здесь нельзя не похвалить Энни Кларк за чувство вкуса и глубокую эрудицию- ее осведомленность в вопросе наследия 70- х видна невооруженным глазом.
Вот, на "Live in the Dream" мы получаем трибьют Pink Floyd- композиция вторит песням "Us and Them" и "Comfortably Numb" как музыкально, так и лирически- "Hello Do you know where you are?". Сама же песня рассказывает о дереализации, как способе убежать от травматичных воспоминаний, что идейно также роднит ее с творчеством британской группы.
Следующий трек, "Melting of the Sun" не только упоминает Dark Side of The Moon напрямую, но также Гилморовскими гитарными запилами и вокальными беками напоминает о величайшем образце психоделической музыки. При этом сама песня раздает почести целой когорте знаменитых женщин ХХ века.
Джонни Митчелл, Мерелин, Нина Симон - этим и другим артисткам Энни выражает свою признательность, отмечая их силу в тяжёлых обстоятельствах и влияние, неподвластное времени. "But me, I never cried/To tell the truth, I lied"- признает она незначительность своей драмы, преодолеть которую ей во многом помог пример старших коллег.
"Это признание в любви сильным, блестящим женщинам. Каждая из них выживала в окружении, чрезвычайно враждебном для них"- в "Melting of The Sun" St. Vincent подчеркивает ситуацию, где звёздам прошлого приходилось ломать устоявшиеся стереотипы, привычные, подобно солнцу, но все таки не вечные. Это подводит к идее первых треков, но в более высоком значении- в борьбе за свои права девушки часто сталкиваются с общественным осуждением.
Тем временем, инструментальная часть "Down" звучит так, будто Стиви Вандер объединился с Prince для создания этой дерзкой, пузырящейся неудержимым фанковым духом композиции. "Somebody Like Me" отдает старинным фолком и полянами Вудстока, а "...At The Holiday Party" со своим "Not gettin' what you need, need/You can't hide from me" становится неким ответом на "You Can’t Always Get What You Want" от Rolling Stones.
"Candy Darling" и вовсе является одой реальной актрисе, причем далеко не первой- ещё один завсегдатай Фабрики Уорхола, Лу Рид, написал в ее честь целых две песни, одна из которых попала на альбом Velvet Underground.
В общем, любителям истории и ценителям старины явно будет чем поживиться на Daddy's Home- соул и арт- рок, психоделика и фанк соединяются здесь со старомодными персонажами и многочисленными отсылками, чтобы передать тонкий аромат богемы 70-х. Но здесь нет какого то сумасшедшего пафоса или попытки поностальгировать, вместо этого St. Vincent делает нечто другое.
Не то, чем кажется
Все мы любим отсылки в текстах, они строят некие опоры в диалоге творца и зрителя. Не секрет также, что большая часть современной музыки является переосмыслением жанров прошлого- прослеживается определенная цикличность. При этом особенно любопытно наблюдать, как именно St. Vincent использует тщательно составленную тематическую подборку для создания своего звука.
Примечательно, но ретро звучание Daddy's Home не является светлым воспоминанием и данью какой то из эпох. Все это звучит скорее как пародия, наполненная гротескностью различной степени.
К примеру, "Live in The Dream" только начинается подобно Us and Them, но далее становится все более беспорядочным и несогласованным: визг пальцев по гитарным струнам становится громче самих гитар, а массив голосов на беках сталкивается с сопрано самой Кларк.
Музыка здесь изобилует выразительными приемами, некоторые из которых раскрываются лишь при повторных прослушиваниях, она звучит в соответствии с уникальной манерой St. Vinsent, словно понимая, что в попытках копипастить классику чести не много.
Однако сама творческая концепция Daddy's Home ссылается с одной стороны на классический поп, где элементы различных жанров смешивались в безукоризненном исполнении, и на экспериментальный рок с другой, где каждый звук и композиция целиком отражали своеобразное виденье исполнителя. Особенно в этом смысле радуют "Melting of The Sun" и "Daddy's Home", обжигающие зноем своих пьяных соляков.
Не один из узнаваемых элементов жанра не используется St. Vincent в неизменном виде, и каждый из них деконструируется, преобразуется определенным образом, при этом все же сохраняя родственные оригиналу черты. Такой осознанный и тонкий подход к адаптации знаковых стилей под нужды конкретной работы дарит нам неповторимый образец арт попа современности.
Если жизнь- это шутка, то я умираю, смеясь
Как и двойной смысл названия, повествование альбома колеблется между двумя состояниями- уже привычная для St. Vincent, едкая и артистичная сатира и более искренняя, умудрённая годами рефлексия. Первое мы видим на большинстве треков, Энни Кларк не изменяет своей манере и с ухмылкой джокера издевается над своей публикой при помощи провокационной лирики.
Особенно это бросается в глаза на первых песнях. Наша героиня издавна любила выступать в роли арлекина, но этот похабный образ на Daddy's Home и циничная эксплуатация целого исторического пласта срабатывают в деле манипуляции умами как никогда хорошо.
В тоже время, мы навряд ли слышали от St. Vincent настолько искреннюю подачу душевных откровений- на титульном треке раскрывается поворотный в ее жизни момент, подводится итог целой вехе. "На The Laughing Man", лирика с которого у меня лично стоит в одном ряду с поэзией, Энни вспоминает о своем погибшем друге.
Ну и остальные песни, несмотря на свой насмешливый тон несут вполне себе мирные и зрелые идеи. Рассуждения об иллюзорной красоте любви в "Somebody Like Me", конфликт между стремлением к материнству и актуализацией личности в "My Baby Wants a Baby", чуткое внимание к сокровенным близкого друга на "...At The Holiday Party".
Энни поднимает темы личностного роста и женской доли в современном обществе, используя для этого различных персонажей. Ещё один маскарад, но и здесь он служит цели- в комментариях к своим песням Энни то и дело говорит, что она была в шкуре этих людей, была ими.
Кто твой папочка?
Но главное здесь то, как St. Vincent решает вопрос своей идентичности- переняв от отца энергию папочки, Энни всё ещё задаётся вопросами самоопределения в различных ситуациях. Быть хорошей женой, быть добрым другом, быть любимой, быть может, подобно своим кумирам, быть великой? "So who am I tryna be?/A benzo beauty queen?"- спрашивает себя Кларк и немного притормаживает здесь.
Возможно, ее смущение вызвано тем фактом, что ее отец постоянно пытался играть родительскую роль, но в итоге покинул ее. Она не хочет принимать подобную ответственность и опасается в "My Baby Wants a Baby", что будет лишь повторять доставшиеся по наследству ошибки.
Возможно, сыграла роль фиксация альбома на эпохе 70-х, в которой тренд на перевоплощение сыграл с артистами злую шутку. Даже такие гиганты как Боуи и Элис Купер имели дело с большими неприятностями, благодаря неспособности более соответствовать изображенным ими проекциям. В любом случае, отголоски смятения Энни Кларк, дополненные намеренно вычурным музыкальным фоном, звучат гораздо интереснее, чем слухи о ее реальной жизни.
#музыка