Найти в Дзене

Темная сторона: "Убийца сидит напротив. Как в ФБР разоблачают серийных убийц и маньяков"

- То есть, вы [спрашиваете] в смысле, бывают ли плохими от рождения? Да нет, все дело в условиях. Может, человек и стал бы хорошим... Послушайте, а вы-то сами, часом, не серийный убийца? Ну то есть вы же увлекаетесь общением с ними и все такое прочее. Может, вы вроде Ганнибала Лектера, кто вас знает. © Дональд Харви, интервьюируемый серийный убийца. Вот уже много лет, как я увлекаюсь всем, что касается темы профилирования. Увлекаюсь настолько, насколько может себе позволить это любитель, не учащийся на юриста или психолога. Трудно объяснить, что вызывает подобный интерес - то, насколько сильно люди, совершившие преступления, отличаются от обычных, или то, насколько умны специалисты, способные их поймать и предотвратить череду смертей. Авторы книги "Убийца сидит напротив" - настоящие профессионалы, знающие свое дело и увлеченные им. Джон Эдвард Дуглас - один из первопроходцев психологического портретирования в ФБР. Он участвовал в расследовании множества дел, которые в итоге стали извес
- То есть, вы [спрашиваете] в смысле, бывают ли плохими от рождения? Да нет, все дело в условиях. Может, человек и стал бы хорошим... Послушайте, а вы-то сами, часом, не серийный убийца? Ну то есть вы же увлекаетесь общением с ними и все такое прочее. Может, вы вроде Ганнибала Лектера, кто вас знает. © Дональд Харви, интервьюируемый серийный убийца.

Вот уже много лет, как я увлекаюсь всем, что касается темы профилирования. Увлекаюсь настолько, насколько может себе позволить это любитель, не учащийся на юриста или психолога. Трудно объяснить, что вызывает подобный интерес - то, насколько сильно люди, совершившие преступления, отличаются от обычных, или то, насколько умны специалисты, способные их поймать и предотвратить череду смертей.

Кадр из заставки первого сезона сериала "Охотники за разумом"
Кадр из заставки первого сезона сериала "Охотники за разумом"

Авторы книги "Убийца сидит напротив" - настоящие профессионалы, знающие свое дело и увлеченные им. Джон Эдвард Дуглас - один из первопроходцев психологического портретирования в ФБР. Он участвовал в расследовании множества дел, которые в итоге стали известны настолько, что вышли за пределы США и до сих пор на слуху, несмотря на давность произошедшего. Например, таким делом можно считать историю троих из Западного Мемфиса или серию убийств в Атланте (именно раскрытие этого дела принесло широкую известность Дж. Э. Дугласу).

Более того, будучи известным криминологом и криминалистом, Дж. Э. Дуглас стал прототипом множества персонажей в массовой культуре. Так, известно, что образ Джека Кроуфорда, главы Отдела поведенческих наук в книгах Томаса Харриса "Красный дракон" и "Молчание ягнят", основан именно на его личности, как и образ агента Холдена Форда из сериала "Охотники за разумом". Что примечательно, Дж. Э. Дуглас упоминает в своих работах и вышеуказанный сериал, и книги вышеуказанного Томаса Харриса. Он лично встречался с актерами-исполнителями ролей основанных на нем героев и консультировал при необходимости.

Источник: Яндекс. Картинки.
Источник: Яндекс. Картинки.

Второй автор книги "Убийца сидит напротив" - Марк Олшейкер - писатель и сценарист, автор детективных романов, документальных книг и публикаций. Он сотрудничает на протяжении многих лет с Дж. Э. Дугласом, и книга, о которой сегодня идет речь, далеко не первая совместная их работа.

Источник фотографии - профиль  https://www.instagram.com/sharistova/
Источник фотографии - профиль https://www.instagram.com/sharistova/

Основой книги является четыре истории убийц, очень разных по сути, но имеющих некоторые точки соприкосновения в линии поведения и восприятия окружающей их действительности. Однако же, несмотря на то, что интервьюируемых всего четверо, история охватывает гораздо больший диапазон. Авторы, раскрывая особенности и стратегии поведения Джозефа Макгоуэна, Джозефа Кондро, Дональда Харви и Тодда Колхеппа, упоминают другие громкие имена. Проводятся параллели с такими преступниками, как Чарльз Мэнсон, Тед Банди, Эд Кемпер, Дэвид Берковиц и другими. То есть, по сути, через четыре основных истории раскрываются некоторые подробности интервью с другими, более или менее опасными маньяками. Получается реализация этакой истории внутри истории. Наверное, если бы авторы хотели и пытались рассказать отдельно о каждом убийце, книга вышла бы в пять раз толще и охватывала бы столько глобальных общественных проблем, что дочитать ее до конца стало бы подвигом.

Обычно о них судят с позиций собственного опыта и жизненных ценностей, а потом пытаются понять, что же «вышло из строя». Иначе говоря, в чем состоит «дефект», исправив который, можно было бы вернуть им «нормальное» мышление? И в самом деле, во многих случаях налицо некий аберрантный элемент, обусловливающий ненормальное поведение или побуждающий к нему. Но к моменту, когда некое лицо воплощает в жизнь свои преступные наклонности, он уже настолько впитался в индивидуальность, что его невозможно изъять и заменить также, как неисправную деталь механизма. Именно поэтому само понятие исправления выглядит проблематичным для случаев насильственных преступлений.
Поправить нанесенный ущерб чаще всего уже невозможно.
© Дж. Э. Дуглас - "Убийца сидит напротив"
Источник фотографии - профиль https://www.instagram.com/ann.broadcast/?hl=sv
Источник фотографии - профиль https://www.instagram.com/ann.broadcast/?hl=sv

Заставляет ли книга задуматься? Да, определенно. О том, можно ли было предотвратить, исправить и помочь. О том, что нужно сделать с человеком, чтобы заставить его пойти на преступление. О том, с чего начинается путь убийцы. О том, является ли человек таким от рождения.

«Соседи, учителя, школьные психологи и работники отцовского ресторана - все они были в курсе происходящего, все знали, каково мне приходится, что я в беде и очень скоро могу стать проблемой. Абсолютно все происходило на виду. В любой момент любой из них мог притормозить, проявить интерес, предложить мне какую-то помощь. Вместо этого каждый кивал на другого. В то время я был готов к психотерапии». © Тодд Колхепп, интервьюируемый убийца. Ответ на вопрос о том, что могло бы удержать его от акта насилия.
Кадр из сериала "Охотники за разумом"
Кадр из сериала "Охотники за разумом"

Ничто и никто не может оправдать человека, отнявшего жизнь любого другого живого существа. Убийство - это преступление не просто против человечества - против целого мира.

Но всегда есть одно "но". Все они, жестокие, кровожадные, опасные и безжалостные - дети своих родителей. Родителей, не справившихся в свое время с задачей любить своих детей. Большая часть серийных убийц несет в себе глубокую травму из детства, нередко повлекшую за собой серьезные психологические проблемы.

Собаки любят безусловно и беззаветно, матери - не всегда, увы. © "Убийца сидит напротив"

Иногда, выслушав очередную историю человека, пошедшего на преступление, невольно задумываешься - случилось бы это, вырасти он в благополучной семье? При нормальных родителях, не пьющих, не бьющих, внимательных и заботливых? При обществе, которое не отворачивалось бы от их проблем, которое помогло бы в беде?

«Я провел очень трудное детство с родными, которым я был не нужен, но которые и не пожелали отдать меня кому-то еще. Они терпеть не могли, если у меня что-то получалось лучше, чем у них. Они не гордились ни моим университетским дипломом, ни летными правами, ни созданной мной компанией. Они могли только разносы учинять да гадости говорить. Я очень старался доказать, что могу кем-то стать, что они не правы, и по большей части у меня это получилось. Но осадок от несчастного детства и долгих лет тюрьмы не позволил мне избавиться от агрессивности и обид». Тодд Колхепп, интервьюируемый убийца.
Постер к сериалу "Охотники за разумом"
Постер к сериалу "Охотники за разумом"

О том, как ловят и обезвреживают преступников в современном обществе, написано много книг и снято еще больше фильмов, хороших и не очень. Книга "Убийца сидит напротив" - это шанс взглянуть глазами профессионала на происходящее, шанс узнать его мнение, предположения, факты, шанс выслушать тех, кому не дали слова раньше, до того, как они начали убивать. Шанс попытаться понять. Не принять, просто понять, почему.

Ведь не зря в книге фигурирует формула: почему? + как? - кто?

Не стоит питать надежду на то, что человеческое поведение будет когда-либо исследовано полностью, равно как и на то, что в один прекрасный день удастся полностью покончить с преступностью. Все, что мы можем, - это продолжать работать, неустанно повышая уровень своего понимания и расширяя пределы познания.
<...>
Мы должны постоянно расширять и углублять наши знания о том, как и почему совершается этот выбор, чтобы упростить правоохранительным органам задачу поимки преступников с последующей изоляцией от общества. Именно для этого я и занялся тем, чем занят и по сей день. И именно поэтому я продолжаю свои беседы с убийцами. © Дж. Э. Дуглас "Убийца сидит напротив"
Источник - Яндекс. Картинки
Источник - Яндекс. Картинки