Тихий Дон. СССР, 1957–1958. Режиссер Сергей Герасимов (сценарий по одноименному роману М. Шолохова). Актеры: Пётр Глебов, Элина Быстрицкая, Зинаида Кириенко, Людмила Хитяева, Наталья Архангельская, Алексей Благовестов, Даниил Ильченко, Анастасия Филиппова Игорь Дмитриев, Михаил Глузский и др. 46,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Сергей Герасимов (1906–1985) поставил два десятка полнометражных игровых фильмов, 11 из которых («Семеро смелых», «Маскарад», «Молодая гвардия», «Сельский врач», «Тихий Дон», «Люди и звери», «Журналист», «У озера», «Любить человека», «Дочки–матери», «Юность Петра») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
«Образ Григория Мелехова — главное достижение картины. … Глебов понял глубину образа и передал ее на экране. Это тем более удивительно, что актер ранее не исполнял значительных ролей в кино. Скажем прямо, в первых сценах картины его принимаешь холодновато и не очень ему веришь. А после картины не допускаешь мысли, что мог быть выбран другой актер. И невольно думаешь о чутье режиссера Герасимова, открывшего Тамару Макарову, Сергея Бондарчука, Николая Рыбникова, а теперь — Петра Глебова.
Глебову особенно тщательно пришлось вчитаться в роман Шолохова: с жизнью его героя связано прямо или косвенно все в романе — от первой до последней страницы. Он в своем Григории дал нам почувствовать и черты отца и деда, родословная которых описана в романе, — их патриархальную ограниченность и свободолюбие трудового казака.
Он пластически выразил в образе рассказ писателя о том, что Григорий брал призы за джигитовку: как хорошо сидит он в седле, как свободен в обращении с шашкой и пикой. Актер прочел в романе о презрительном отношении Григория к союзникам-оккупантам: француза Григорий стыдил за то, что тот ругал свою родину, англичанину откровенно советовал убираться восвояси и не вмешиваться в чужие дела. Мы ощущаем в фильме Григория как патриота, он наделен этим прекрасным чувством, но тут же раскрывается его ограниченность: патриотизм его суживается до пределов Донской земли. Здесь источник противоречий его натуры.
Сведения, вычитанные из текста и подтекста романа, не стали конспектом, куда актер периодически заглядывает. Материал романа он сделал своим и поэтому свободно живет в образе. В любой ситуации, воспроизводящей ли роман, или новой, он ведет себя так, как мог вести себя лишь Григорий Мелехов. Глебов в фильме живет самочувствием Григория.
Когда он чинит карандаш, чтобы написать письмо, и отрывает для этого клочок бумаги,— как непривычно это занятие для человека, жизнь которого прошла за плугом или на коне! Эта правда внешнего поведения открывает нам путь в его внутренний мир.
Актер распахнул перед нами душу Григория, дал нам познать его незаурядную натуру. Мы убеждены, что именно его должны любить Аксинья и Наталья, понимаем, почему к нему тянутся дети и почему взрослые группируются вокруг него.
Герасимов говорил, что с Глебовым работать - одно удовольствие. И в самом деле, Глебов добивается самых тонких, иногда почти невозможных для актерской техники нюансов. Он показал не только страсть, но и ее оттенки. …
Его герой нигде не «разоблачает» свои слабые стороны, но нигде и не демонстрирует свои достоинства. … Герой живет таким, какой он есть. Дело здесь не в объективизме, а в исторической конкретности.
Актер как раз очень точен … в своем отношении к Григорию, но свое отношение выражает с художественным тактом. Он не разделяет свет и тень, то есть не схематизирует, а показывает наступление тени на свет» (Фрейлих, 1958).
Источник: Фрейлих С. Судьба Григория Мелехова // Искусство кино. 1958. № 1.