Исследование рынка труда, а именно данные по вознаграждению — это важная информация для принятия управленческих решений. Эти данные используются для определения вознаграждения своих сотрудников – компенсаций, льгот и других элементов вознаграждения.
Предлагая сотруднику вознаграждение меньше или больше, чем на рынке мы можем либо его мотивировать работать в компании, либо вынудить таким образом покинуть компанию.
Понимая уровень вознаграждения на рынке и наши финансовые возможности (какой уровень затрат на вознаграждение компания может себе позволить), мы можем делать привлекательные предложения на рынке нужным нам кандидатам.
При сравнении с внешним рынком мы можем находить узкие места в нашей системе вознаграждения, что позволяет расставлять приоритеты при управлении вознаграждением компании.
Как правило, исследования вознаграждения (данные вознаграждения на рынке) помогают транслировать систему вознаграждения компании ее сотрудникам.
HighAdvance Consulting Group оказывает услуги по грейдированию должностей (офлайн и онлайн), обучению оценке должностей, а также разработке систем оплаты труда. За дополнительной информацией обращайтесь к ведущему эксперту Максиму Логинову +7 921 334 67 62 | mrloginov2209@gmail.com
ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА. ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ ПЕРЕД ТЕМ, КАК ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ НА РЫНКЕ
Прежде всего нужно сделать внутренний аудит должностей компании для того, чтобы понять:
- Какие должности есть в компании
- Какие функции выполняют должности. Провести анализ и сформировать описания должностей
- Провести оценку должностей (или их классификацию) для систематизации должностей. Провести грейдинг должностей
Важно выполнить эти работы качественно, так как это сказывается затем на качестве построения системы вознаграждения. Мы в своей практике делим процессы дизайна вознаграждения на составляющие:
- Анализ и описание должностей
- Оценка и проведения грейдинга
После того как выполнена эта работа, можно делать анализ рынка и корректировать (или делать редизайн) системы вознаграждения.
ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА. ВЫБОР РЕФЕРЕНТНОГО РЫНКА ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ. СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА.
Прежде чем перейти к исследованию рынка труда необходимо проработать следующие вопросы:
- К какой отрасли относится Ваша компания? Какой ее размер и география присутствия? Ответы на эти вопросы дают возможность провести сегментацию рынка: с какими компаниями мы себя сравниваем, на каких рынка проводим сравнение.
- Что прописано в политике по вознаграждению и на что делается основной акцент? Например, в компании высокий базовый оклад или переменная часть и т. д.
- Какие должности есть в компании и какая их функция? Есть акцент, например, на каких-то узких знаниях (например, каких-либо языков программирования)?
Мы должны определиться на какой рынок будем ориентироваться. Принцип выбора рынка:
- С какого рынка (компаний) приходят сотрудники
- Куда (в какие компании) уходят сотрудники
Эти два критерия обычно отвечают на вопрос: на какие рынки нам необходимо ориентироваться. При анализе вознаграждения можно пользоваться обзорами:
- Обще индустриальными
- Клубными
- Собственными: есть конкретный заказчик сбора данных и анализа рынка
Если собственные обзоры становятся регулярными, то они становятся клубными. Как правило, для организации собственного обзора необходимо не менее десяти компаний.
Для сегментации рынка нужно применить географические параметры:
- Региональный
- Национальный
- Международный
Для сегментации рынка в процессе исследования рынка труда применяют также такие параметры, как сектор экономики/группы(семьи) должностей, в которых важными критериями являются:
- Тип бизнеса
- Размер бизнеса (оборот компании)
- Вид деятельности
- Специализация
Такая сегментация важна для различных категорий сотрудников. Например, для ТОП менеджеров частым требованием считается сектор экономики, а для линейных менеджеров сектор экономики не имеет значения. Соотношение различных критериев от уровня должности приведен ниже.
ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА. КАК ПРОВЕСТИ ЕГО АНАЛИЗ
Процесс исследования рынка труда состоит из этапов:
- Поиск данных и отбор релевантных данных
- Актуализация данных во времени и проведение валидности данных
- Проведение сравнения данных компании с рынком для выявления отклонений и разработки схемы работы с изменениями
- Корректировка оплаты труда и согласование этих корректировок с бизнесом
После этого можно формировать рекомендации по формированию вилок оплаты труда и построению системы вознаграждения в целом. Как правило, лучше создавать зарплатные комитеты, работа которых создает вовлечение бизнеса в процесс формирования вознаграждения.
Желательно самостоятельно динамично в течение всего года отслеживать изменения на рынке и определиться с правилами анализа рынка для сохранения преемственности данных. Мы рекомендуем отразить эти правила в политике об оплате труда (либо в ее приложении).
Статья составлена на основе материалов с сайта (полная версия)
https://highadvance.org/issledovanie-rynka-truda/