Крестик на шее носит почти каждый христианин. На крышах церквей возвышаются кресты. Иисус Христос, культовая личность христианства, был распят на кресте. Христианство невозможно представить без креста, он стал главным и самым популярным символом этой религии. Но так было не всегда.
Что думали римляне о кресте
Для римлян слово "крест" имело негативный смысл. Им могли оскорблять друг друга. На стенах Стабиевых терм в Помпеях есть граффити со словами: "Да будешь ты пригвожден к кресту".
Римский комедиограф Тит Макций Плавт в комедии "Псевдол" 191 г. до н.э. пишет оскорбительное высказывание "иди на ужасный крест", что по-нашему может означать "иди к черту".
В 70 году до н. э. римский философ Цицерон в работе "Речи против Верреса" обвиняет наместника Сицилии Гая Верреса в распятии римского гражданина Публия Гавия:
Что же дальше? Порка, пытка раскаленным железом и, последняя кара для осужденных, острастка для других, распятие и смерть на кресте.
Цицерон называет распятие на кресте "омерзительным орудием казни", которым нельзя наказывать римских граждан.
Казнь на кресте ждала в основном рабов и иностранных мятежников. В "Иудейской войне" 75 г. иудео-римский историк Иосиф Флавий описывает случаи, когда римляне казнили на кресте мятежных евреев:
Число распятых до того возрастало, что не хватало места для крестов и не хватало крестов для тел.
Во время подавления восстания Спартака римляне расставили кресты с мятежниками от Капуи до Рима, чтобы все рабы, видевшие их, знали о своей участи в случае восстания.
Смерть на кресте была не только унизительной, но и мучительной, потому что длилась несколько дней. Человек на кресте умирал от дыхательной недостаточности и прочих физиологических факторов.
Крест у первых христиан
В евангелиях описано, что во время распятия Иисуса толпа смеялась над ним со словами: "Спаси Себя, сойди с креста!" (Марк 15:30). Это издевательская насмешка над распятым, который до этого якобы совершал чудеса. Казнь на кресте показывает бессилие Иисуса, сравнивает его с представителями самых низких слоев населения: рабами и преступниками.
При этом каждый автор евангелия говорит о распятии своего учителя на кресте. Для них в этом нет ничего постыдного и оскорбительного. Они описывают его казнь с подробностями. Потому что распятие - это акт, необходимый для спасения христиан.
Апостол Павел в своих многочисленных посланиях также использует слово "крест". Возможно, он хотел этим привлечь внимание к личности Иисуса. В то же время это поучительное действие, показывающее Иисуса смиренным и страдающим за грехи людей.
Уже к концу 1 века в некоторых христианских группах крест становится одним из символов христианства.
Крест у последующих поколений христиан
Со 2 века критика христиан усиливается. Они уже стали полноценным религиозным движением, их перестали воспринимать как одну из иудейских сект. Во 2 веке философ-платоник Цельс пишет критическую работу против христиан "Правдивое слово" и обращает внимание на обстоятельства смерти Иисуса:
А христиане говорят: поверь, что тот, кого мы тебе представляем, сын божий, хотя бы он был самым унизительным образом связан и подвергнут позорнейшей пытке, хотя бы он совсем недавно на глазах всех бродяжил самым постыдным образом; мало того, говорят они, именно потому ты должен сильнее уверовать.
В 1857 году на Палатинском холме в Риме обнаружили граффити с изображением распятого на кресте человека с головой осла и надписью "Алексамен поклоняется богу". "Граффито Алексамена" интерпретируют как карикатуру на христиан, в частности христианина по имени Алексамен. Ее датируют 1-3 веком.
Данное граффити говорит о существующем порицании христиан даже среди обычных слоев населения Рима. Алексамен поклоняется богу-человеку с головой осла. В то время римляне считали, что культ христиан и иудеев связан с головой осла.
Но христиане взяли крест себе на вооружение. Со 2-3 века они рисовали крест на лбу при проведении ритуалов, также создавали украшения с крестом и прочими христианскими символами. Но массовое распространение креста началось к концу 3 века.
В 4 веке с императора Константина и принятия крестообразной хризмы (Х+Р) происходит легализация креста на государственном уровне. Теперь римляне воспринимали крест не как позорный символ, но как знак самого Бога.
Изображения креста с распятым Иисусом распространяются с 6 века. К тому времени вошли в моду истории о приобретении святой Еленой Равноапостольной того самого креста, на котором распяли Иисуса.