Продолжаем обзор содержания второй экранизации произведения Даниила Гранина "Иду на грозу", поставленной не по роману, а по его мотивам, поскольку автор, участвуя в работе над сценарием, посчитал нужным по прошествии лет внести изменения в сюжет и образы героев. Начало здесь.
Незримым, но очень важным персонажем фильма является музыка. Она как скрывающийся за кулисами автор, переживающий о событиях на сцене и актёрской игре. Как мать, болеющая о судьбе отправившегося в далёкий путь взрослого ребёнка. На протяжение всего киноповествования она то идёт тихим фоном, ненавязчиво и тонко подчёркивая душевное состояние героев, то усиливается минорными нотами, выражая тревогу, боль, переживания.
На грозовой станции в Кахетии после неудачного эксперимента, когда градом побило урожай и скот, погиб ребёнок, народ посёлка пришёл к начальству. Обрушившаяся на людей беда не укладывалась в слова, люди стояли молча. Знакомая лирическая мелодия приобрела грозовой оттенок и своим мощным звучанием помогла зрителям пережить трагедию кахетинцев. Сменились кадры, а она продолжала звучать в мозгу горьким послевкусием после пережитых с героями и временем потрясений.
(Мать, потерявшая в грозу ребёнка)
С ней сливается голос блаженной матери, потерявшей в грозу ребёнка. «Бибо»! - зовёт она сына, водя по окрестностям невидящим взглядом. В тревожные ноты вступают звуки грозы. И траур колокольного звона.
На фоне этого громового оркестра побег Крылова с противоградового пункта кажется чем-то необъяснимо несуразным. Хотя Сергей и пытается объяснить кахетинскому старику: «Да не предаю я вас, просто хочу разобраться, понять…» Но звучит это как-то мелко, плоско, пусто… И Наташу он «не предаёт», просто молча уезжает, ничего не объяснив преданно любящей девушке. Трагедию обронённой, как бумажная обёртка, на автобусной платформе любящей спутницы вновь подчёркивает знакомая музыка, дающая возможность понять – если не герою, то зрителю, - что от себя убежать невозможно.
Да, она знала о нём всё. Перед ней он был честен, как на исповеди. Он мог рядом с ней мыслить вслух. А она молча слушала и любила – такого, какой есть. Должно быть, теперь он стал бояться своего отражения в её глазах – того, которого пришлось бы стыдиться. Малодушием и боязнью ответственности за доверившегося ему человека повеет от его запоздалого вопроса к самому себе: «Зачем я не увёз её с собой?»
Но знакомая мелодия замолкает, когда говорит Тулин, когда он становится главным действующим лицом в кадре (как замирал знакомый мотив в присутствии Данкевича). Может, ему не требуется поддержка извне, помощь в понимании высказанных чувств – слова и мысли и без этого доходят до глубин человеческого сознания? Интересно при этом, что второй персонаж после Данкевича, мыслящий афоризмами, - это тоже Тулин:
Другие звуки сопровождают и глубину переживаний Тулина, говорящего сквозь слёзы на могиле Данкевича: «Сразу стало как-то пусто на земле», «Такого, как Дан, не будет». И вечно бесстрастный взгляд Крылова на их фоне кажется ещё более холодным.
Не по-музыкальному резко звучат и его слова в адрес Крылова (он друг – ему можно): «Всё для себя!», «Из института ушёл ради себя. От Дана тоже ушёл задрав нос», «Упоённый жалостью к себе идиот».
Этот персонаж видится носителем правды. Крылов же до неё не дотягивает, бросая начатое дело, людей, находя оправдание своей слабости. Он носитель полуправды. Но зрителю пока невдомёк, что вся сложная душевная работа происходит у Крылова внутри, он живёт не напоказ.
Его любят женщины. Любят сердцем. Находят в нём некую беззащитность и пытаются дарить свою заботу, опекать, советовать. В Крылове есть мужской магнетизм, человеческая притягательность. Ада чувствует его как никто: «Ты сам не знаешь, чего хочешь.» А он просто не умеет любить, ведь любовь – это ответственность и самоотдача. Кажется, главный герой этими качествами не обременён. «Хочешь, я женюсь на тебе?» - говорит он преданно любящей его женщине, не понимая, как это обидно слышать любящему сердцу. Но музыка! Вечный обволакивающий сознание мотив сопровождает героя во всех его перипетиях, поднимает на небывалую высоту и, вызывая в душе тихий глубокий восторг, заставляет зрителя любить его во всех несовершенствах. И, как любящие женщины, принимать таким, какой есть.
(Клип Елены Богдановой)
Какие нераскрытые резервы таит в себе этот образ?..
Дальнейший комментарий к экранизации читайте в следующем посте.
Заказать текст о любимом фильме - его истории, актёрах, прототипах - можно на платформе https://sponsr.ru/mir_sov_kino22/