Найти тему
ЛесДача96

“Экраноплан”, Летающие корабли Советского Союза

242-футовый 400-тонный MD-160 был единственным экранопланом класса Lun, построенным Советами.
242-футовый 400-тонный MD-160 был единственным экранопланом класса Lun, построенным Советами.

А говорили в СССР только "галоши" умели делать, для Африканских стран. Им продавали, чтоб песок раскаленный на солнце, ноги при ходьбе не обжигал иностранцам. Авы как считаете?

Советские мечты о гигантских самолетах наземного действия канули в лету. Но всё равно, СССР вас обогнал, современные демократы, на несколько лет вперёд. Некоторые старые технические разработки, новая Россия взяла на вооружение.

Изучая технику оставшуюся от Советского Союза, иногда просто диву даёшься полёту конструкторской мысли. Как-то даже сложно представить, что кому-то подобное, не просто пришло в голову, как идея, а было спроектировано, рассчитано, реализовано.

История современного транспорта изобилует транспортными средствами, которые должны были изменить правила игры, но которые неизменно становились еще большим количеством отложений на свалке истории. Поезда на магнитной подвеске, монорельсовые дороги, суперлимпиады, сегвеи, реактивные ранцы, суда на воздушной подушке, подводные крылья, мотоциклы, летающие автомобили… Список можно продолжать. Одним из самых странных был наполовину корабль, наполовину самолет. “Самолет наземного действия”.

Советские конструкторы всегда питали слабость к воздушному гигантизму.. "Илья Муромец" Игоря Сикорского 1913 года

-2

был настолько велик, что члены экипажа во время полета прогуливались по фюзеляжу. Огромный туполевский АНТ-20 "Максим Горький",

-3

разбитый истребителем-каскадером над Москвой в 1935 году, был самым большим наземным самолетом своего времени.

-4

Сегодняшний шести двигательный Ан-225,

-5

весящий 1 323 000 фунтов, является самым тяжелым самолетом, когда-либо летавшим, и обгоняет

-6

полусредний вес Lockheed C-5 и двухэтажных Airbus A380.

На самом деле, очень мало настоящих экранопланов было когда—либо построено Советами-возможно, 30, включая небольшие прототипы и концептуальные транспортные средства. Самым впечатляющим был 10-реактивный, 550-тонно-километровый, так называемый “Монстр Каспийского моря”, который, по легенде, вывел ЦРУ из себя, когда спутниковое наблюдение показало, что гигант с приземистыми крыльями, ни рыба, ни птица, строился в середине 1960-х годов. У запада такой техники не было. Сегодня Монстр стоит заброшенным на своем причале в Каспийском море. Орленок-амфибия,

-7

с колесами для пляжных нападений, был скоростным транспортом с огромным турбовинтовым двигателем на Т-образном хвосте; только четыре когда-либо летали, и только один выжил за пределами московского музея.

-8

Самым страшным из всех был 400-тонный “Лунь ",

-9

который нес на спине шесть больших противокорабельных ракет в пусковых трубах; была построена только одна, и она тоже находится "на хранении", по сути, заброшенная на открытом воздухе.

-10
-11
-12

-13

Технически экранопланы могут летать как над землей, так и над водой, но при скорости 250 или 300 миль в час вы не захотите делать это ни над чем, кроме огромной пустыни или бездорожной прерии. И чтобы сделать концепцию еще более запутанной. В Союзе решили разработать три категории экранов: Тип А, который мог летать только в чистом наземном эффекте; Тип В, который мог поддерживать полет вне наземного эффекта на высотах, возможно, 500 футов; и тип С, который предположительно мог летать на высоте тысячи футов над уровнем земли, как обычный самолет. (Тип Cs был только предложен, но так и не был построен.)

Сегодня, рядом с древним городом Дербентом, в российской республике Дагестан, 380-тонный экраноплан класса" Лунь" обрел свой новый и, скорее всего, окончательный дом.

Флотилии из трех буксиров и двух судов сопровождения, медленно маневрировавшей вдоль берегов Каспийского моря, потребовалось 14 часов, чтобы доставить свой громоздкий специальный груз к месту назначения-участку побережья недалеко от самой южной точки России.

Последний представитель своей породы, плававший в водах Каспия, "Лунь" был заброшен после распада Советского Союза в 1990-х годах, обреченный ржаветь на военно-морской базе Каспийск, примерно в 100 километрах (62 милях) вверх по побережью от Дербента.

-14

-15

-16
-17

-18

Но, прежде чем он успел кануть в лету, его спасли благодаря планам сделать его туристической достопримечательностью.

Наземные транспортные средства, также известные как "экранопланы", представляют собой своего рода гибрид самолетов и кораблей. Они двигаются по воде, фактически не касаясь ее.

Международная морская организация классифицирует их как суда, но на самом деле они обладают уникальными скоростными возможностями благодаря тому, что скользят по поверхности воды на высоте от одного до пяти метров (от трех до 16 футов).

Они используют преимущества аэродинамического принципа, называемого "эффектом земли".

Это сочетание скорости и скрытности-их близость к поверхности во время полета затрудняет их обнаружение радаром-привлекло внимание советских военных, которые экспериментировали с несколькими вариантами концепции во время холодной войны.

Их размещение на обширном внутреннем водоеме между Советским Союзом и Ираном привело к тому, что они получили прозвище "Каспийское морское чудовище".

-19

-20

-21

Экраноплан "Лунь" был одним из последних проектов, появившихся в рамках советской программы создания наземных транспортных средств. Длиннее, чем суперд жумбо Airbus A380, и почти такой же высокий, несмотря на свои размеры и вес, Lun был способен развивать скорость до 550 километров в час (340 миль в час) благодаря восьми мощным турбовентиляторам, расположенным на его коротких крыльях.

-22

-23

-24

Эта грозная машина была способна даже взлетать и садиться в штормовых условиях, с волнами до двух с половиной метров. Его предполагаемая миссия состояла в том, чтобы проводить молниеносные атаки с моря с помощью шести противокорабельных ракет, которые он нес в пусковых трубах, расположенных в верхней части корпуса.

-25

Экраноплан, который был перевезен в Дербент, является единственным в своем классе, когда-либо законченным и поступившим на вооружение в 1987 году.

Второй Lun, невооруженный и назначенный для спасательных и снабженческих миссий, находился на продвинутой стадии завершения, когда в начале 1990-х годов вся программа была отменена, а существующий Lun снят с вооружения.

После 30 с лишним лет бездействия вернуть этого морского зверя в движение было непростой задачей, требующей помощи резиновых понтонов и тщательно скоординированной хореографии с участием нескольких судов.

Лунь должен стать звездой планируемого в Дербенте "Парка Патриотов", военного музея и тематического парка, в котором будут представлены различные виды советской и российской военной техники.

Однако строительство парка, похоже, продвигалось гораздо более медленными темпами, чем первоначально планировалось. Сообщается, что вместо того, чтобы начать работу в конце 2020 года, в апреле 2021 года на проект был выделен бюджет в 400 миллионов рублей.

Затем, в ноябре, российское информационное агентство ТАСС процитировало местного мэра, который указал на летний сезон 2022 года в качестве возможной даты открытия.

Все это время Лунь был буквально выброшен на берег, ожидая, когда вокруг него построят музей.

Тот факт, что этот гигантский экраноплан еще официально не открыт для посетителей и что пляж, на котором он находится, может быть технически закрыт, не помешало ему сразу же стать туристическим магнитом, для восторженных былым величием и мощью, советской державы туристов.

Фотогеничное очарование этого уникального изобретения советского производства было трудно устоять перед многими российскими туристами, которые стекались в Дагестан.

Лунь не только стал фаворитом Instagram, но некоторым блогерам даже удалось проникнуть внутрь.

Несмотря на то, что это вызвало ажиотаж, экраноплан-не единственная достопримечательность Дербента. Город претендует на звание старейшего постоянно населенного пункта на территории России.

Лунь добавит к достопримечательностям региона, чтобы открыть его для туризма, в том числе открытие круизных маршрутов по Каспийскому морю.

Когда он откроется, Дербентский парк "Патриот" станет не единственным русским музеем, в котором будет выставлен экраноплан. Гораздо меньший экраноплан класса "Орленок"

-26

можно найти в Музее Военно-морского флота России в Москве.

В то время как наземные транспортные средства вышли из моды в последние несколько десятилетий, в последнее время эта концепция переживает возрождение

Разработчики в Сингапуре, Соединенных Штатах, Китае и России работают над различными проектами, направленными на возвращение экранопланов к жизни, хотя и с более мирными целями.

Если понравилась статья, поставьте лайк. Нам интересно ваше мнение, не стесняйтесь высказываться в комментариях, интересно любое мнение.