В данной теме я пока наблюдатель, хотя и не совсем сторонний.
Мои собственные дети ещё слишком малы для того, чтобы мне здесь свободно прогнозировать. В то же время, взросление неминуемо, обстоятельства настигают, проблематика осознаётся всё конкретнее, вопрос уже вскорости готов встать ребром.
Обычный круг моего ежедневного общения - студенты-музыканты, училищный "срез". Отношение к ЕГЭ очень разное: от живой заинтересованности и активного принятия - до равнодушия, до осознания полной бесцельности и ненужности, в конкретных случаях. Если мои дети склонятся-таки в сторону музыки, а нынешняя образовательная система не претерпит изменений, - я готова, пожалуй, присоединиться ко второй группе.
Итак, СПО в нашей сфере не предполагает сдачу ЕГЭ как обязательство. Далее, Московская консерватория предоставляет абитуриентам выбор: русский язык и литература могут быть приняты в формате внутреннего экзамена МГК - либо же поступающий предъявляет полученные заранее результаты ЕГЭ. Можно, конечно, погрузиться в статистику и прикинуть, на основании многолетнего опыта, какой из путей приносит, в среднем, более привлекательные баллы... Но я бы не стала: искренне полагаю бессмысленным.
Для абитуриента, получившего заслуженно высокие оценки по целому ряду специальных дисциплин, - не критично. Да, ВСЕ цифры конкурсные. Да, в списке продолжается ротация. И тем не менее, "красная черта" определяется, в целом, хронологически ранее перехода к словесности. Других общеобразовательных экзаменов, на сегодняшний день, при поступлении в консерваторию нет.
Напрашивается предварительный вывод: уверен в специальном цикле - имеешь полное право не думать на предмет ЕГЭ.
Это очень общее, довольно грубое и схематичное, но реально работающее утверждение. Далее, каждый подросток-музыкант и каждая причастная семья дорабатывают его, адаптируя к своим уникальным реалиям. Сколько судеб - столько и вариантов.
Я преподаю в АМУ при МГК с 2004 года, и постепенно для меня становится всё более и более очевидным: выбор немузыкального ВУЗа... даже после самого расчудесного музыкального училища - тоже вариант нормы. И этот выбор необходимо уважать. Нам, преподавателям, потребно чутко досматривать и грамотно вести любую учебную историю - пусть она и не выруливает победоносно к стенам МГК/РАМ, а уходит резко в сторону, по окончании нашим студентом благословенной "Мерзляковки". Это трудно принять в начале педагогического пути, но это так.
Меняющие вектор - закономерно, сворачивают горы для сдачи ЕГЭ, причём многих, разнообразных дисциплин. Да, это встаёт в противоречие с вовлечённостью в текущие учебно-музыкальные процессы (понятно, что подготовка происходит автономно, вне всякой связи с училищем). Но и такое надо пережить, понять, проработать. Мы традиционно поддерживаем ребят, заявивших честно и заранее о смене ориентиров, но продолжающих систематически заниматься, по мере сил - и стремящихся к положительной развязке, к достойного качества диплому.
Ещё одна категория выпускников музыкального колледжа - сомневающиеся. С ними, пожалуй, психологически намного сложнее. Лишённое ясности, их состояние не располагает к высокой стабильности результатов. Сдача ЕГЭ "про запас" - тяжёлый опыт. Хорошо, если родители в достаточной мере поддерживают такого студента, морально и физически. Не завидую подобным раскладам, вот уж правда! Но и не зарекаюсь.
Наконец, умницы-"универсалы"! Играют-поют, потому что играется-поётся - без экстремального напряжения. Поступают в консерваторию, будучи в своей специальности как рыба в воде. Слышат прекрасно, энергия бьёт через край. "Заодно" и на ЕГЭ успевают внимание обратить, "между делом" - готовятся, сдают, добывают прекрасные баллы. Впрочем, реальная оценка усилий со стороны невозможна. Только семье ведомо, КАК всё было на самом деле! И радостно, и тревожно за таких ребят. По факту, им также необходима тонкая педагогическая поддержка.
Резюмируя, скажу: молодые музыканты сдают ЕГЭ - немного, нечасто, по разным мотивам, при самых непредсказуемых обстоятельствах. Не всегда это оказывается оправданным шагом, организационно сложно, трудозатратно. Но, порой, вносит временное успокоение в многоступенчатый образовательный процесс.
Наше училище может гордиться прекрасными педагогами-словесниками. Рада водить знакомство, тронута возможностью растить общих учеников. Специалисты высочайшего класса, неизменно требовательные - да, кроме всего прочего, прицельно готовят к ЕГЭ, планируют групповое прикрепление желающих для сдачи экзаменов по русскому языку и литературе. Лучшие результаты оправдывают вложения. Регулярные занятия - залог успеха. Вполне могу себе представить... своих детей в числе участников такого мероприятия: целенаправленную помощь и контроль в состоянии обеспечить. А вот за победу не ручаюсь, ибо не моя это тема...
Меня неизменно спрашивают в комментариях, откуда такое "рвение" к династии и "уверенность" в том, что музыкантство оптимально подойдёт моим детям.
Уверенности пока нет и быть не может, но есть надежда, подогреваемая явными способностями ребят, а кроме того - искренней любовью к делу жизни.
Музыка обращена к людям и затевается ради людей.
Музыкальная педагогика, если по-честному и без натяжек, возможна только в очном формате.
То же актуально и для вступительных экзаменов в консерватории, которые были и остаются оплотом традиционной, присутственной формы... посреди огромного мира, сделавшего ставку на схематизацию, удалёнку и пресловутую "заочку".
А это, как ни крути, исключительно здОрово.