Рамзана Кадырова с легкой руки Дмитрия Пескова теперь можно рассматривать как потенциального кандидата в Президенты России на выборах 2024 года. Почему Кремлю выгодно участие Рамзана и какие избирательные расклады могут нас ожидать?
Предвыборный маркетинг
Возможное выдвижение Кадырова - разумный маркетинговый ход для той аудитории, которая считает Путина «ястребом». Любой кандидат на фоне Рамзана Ахматовича покажется если не голубем, то миротворцем.
Заодно все резкие заявления и кажущиеся одиозными (для либеральной аудитории) действия Рамзана можно будет списать на участие в президентской гонке, на накал избирательной борьбы и предвыборный популизм.
Президентская гонка сезона-2024 (+/-) начинается. Или уже самое время ей начаться, потому что до выборов осталось чуть больше двух лет. Поэтому, если Кремлю вводить в нее Рамзана Кадырова, то разумнее всего мягко начать это делать прямо сейчас.
Опытный губернатор и силовик
Кадыров – весьма серьезный политик. По мнению аналитиков «Минченко консалтинг» политический вес Рамзана Кадырова позволяет включать его в качестве кандидата в «Политбюро 2:0» по линии юридически-силового блока. Это политическое влияние.
Рамзан Кадыров сегодня является дуайеном (старейшиной) губернаторского корпуса России. Т.е. занимает свою должность дольше всей. 15 лет! В реальности дольше. Усидеть в кресле такой большой срок в российских реалиях – непросто. Особенно, руководя неспокойным регионом, пережившем тяжелую разрушительную войну. И при этом иметь отличные рейтинги политической устойчивости и весьма высокий уровень народной поддержки в своем регионе.
Содержательно за плечами Рамзана есть впечатляющий кейс успешного послевоенного восстановления экономики и инфраструктуры Чеченской республики. С одной стороны, можно рассуждать, что все это сделано за средства российских налогоплательщиков. Но, с другой, пора, наконец, признать фантастический организаторский талант чеченских кланов и чеченского руководства, сумевших привлечь федеральные инвестиции в республику.
Кадыров важен для власти. Он олицетворяет сложную историю России в 1990-е и 2000-е, и это еще один повод рассказать молодым избирателям, что произошло и откуда мы пришли. Показать историю в ее государственнической версии.
Кадыров – самовыдвиженец?
Теперь о предвыборных раскладах. В раскладе, что Путин выдвигается в президенты в 2024 году, Рамзан Кадыров особо не требуется, потому что это противоречит его амплуа: «пехотинец Путина». Но если посмотреть иначе, что Путин выбрал преемника и передает власть, тогда выдвижение Рамзана будет показательным. Сейчас (в контексте 2024 года) вряд ли возможно рассматривать ситуацию, что именно Рамзан станет «преемником», а вот дублером – вполне. Таким образом, Песков репликой про Кадырова, возможно, раскрыл секрет, что в 2024 году Путин на выборы, вероятно, не пойдет.
Базовый сценарий – Кадыров идет в качестве самовыдвиженца, ассистируя основному кандидату.
В числе потенциальных участников выборов (без Путина):
1) «Единая Россия» («партия власти»): Мишустин / Собянин / темная лошадка
2) КПРФ: Коновалов / Зюганов / Левченко / Афонин / Клычков
3) ЛДПР: Жириновский / Островский / Дегтярев / темная лошадка
4) СР: Миронов / Бурков / темная лошадка
5) Новые люди: Нечаев / Авксентьева
От малых партий: Собчак, Титов, Сурайкин, Явлинский / Шлоссберг / Муратов, иные политики и инфлюенсеры.
Если пойдет Мишустин, то участие Кадырова ему не требуется, потому что Чечня – это крайне важный провластный электоральный ресурс. Мишустину надо уверенно побеждать в первом туре. Но для того, чтобы Мишустину казаться для запада и для молодежного электората «меньшим из двух зол» – возможно, Кадыров как раз и нужен.
Если власть будет передаваться относительно либеральному Собянину или если темная лошадка будет не из махровых силовиков, то тогда харизматичный Кадыров - важен. Причем не просто как мягкий оппонент, а как возможная история для второго тура. Легитимность Собянина как губернатора всегда выстраивалась по принципу: «голосуй или проиграешь», с игрой против сильных оппонентов.
Кадыров – прекрасный кандидат, способный консолидировать часть электората (в частности великого незнакомца - мусульманский электорат). И он вполне способен побороться с политическими титанами за второе место. А дальше… скорее всего произойдет переход Кадырова на федеральный уровень. В регион вернуться Кадыров всегда успеет, а сейчас самые лучшие его зрелые годы, чтобы развернуться по полной в общероссийском масштабе.
А что если Путин…?
Если Владимир Владимирович Путин примет участие в выборах 2024 года (а это пока базовый сценарий, который понимают и воспринимают все элиты), то какой смысл Пескову было так подсвечивать Кадырова?
И тут напрашивается вариант, что Кадыров будет участвовать в гонке и в случае участия Путина. Соберет подписи, объедет страну, выступит с яркой традиционалистской программой, а в конце снимет свою кандидатуру в пользу президента. И это будет серьезная заявка на дальнейшую карьеру, в т.ч. тренировка перед выборами 2030 года.
Вариант, что Рамзан Кадыров может ближе к 2030 году стать преемником, исключать нельзя. Путинские традиционные ценности многим уже давно не кажутся блажью, хотя в начале посмеивались. А в Чечне традиционные ценности органично воплощены в жизнь и являются вполне рабочей моделью. Более того, в Чечне присутствует умеренный культ личности Владимира Путина, когда даже главный проспект города Грозный назван в его честь. Соответственно, кто в России лучше Рамзана Кадырова справится с задачей органично закрепить наследие и величие Путина в исторической памяти народа?
Вероятность, что Кадыров – преемник, небольшая. Но не нулевая, не статистическая погрешность. Возможно, самому Кадырову этого и не надо. Его вполне устраивает нынешнее положение вещей, прекрасно выстроенная работа в Чеченской республике, где еще предстоит огромная работа над повышением благосостояния жителей и по инфраструктурному развитию. Но в пользу Кадырова говорит то, что «скамейка запасных» у власти маленькая. Публичных политиков, способных сформулировать гражданскую позицию и ее отстаивать, мало. Россия живет в режиме осажденной крепости, и потребность в сильной руке – ключевая, чтобы система не развалилась. Кадыров – один из немногих, кто подходит по базовым критериям из молодого поколения управленцев (из тех, кто был и силовиком, и губернатором), для этой роли. У него есть преимущество: высокая стартовая узнаваемость и самобытный образ.
Кто за Кадырова проголосует?
Многие скажут, ну, какой же из Рамзана кандидат? У Рамзана Кадырова имеется антирейтинг. Вряд ли мусульманин может стать президентом в России. Вряд ли чеченец может стать президентом России. Есть много одиозного, неправильного, криминального… Слишком молодой, да ранний…
Это напоминает старый кулинарный анекдот. «Не вкусный? Вы просто не умеете его готовить». В России еще почти ни разу не проводилась президентская кампания в западной американской стилистике. Но, например, выборы 1996 года показали, что даже непопулярного, но узнаваемого политика можно переизбрать. А выборы 1999-2000 дали образец, как выковать из стали молот политического тяжеловеса мирового уровня. Возможно все.
У Кадырова достаточно ресурсов, чтобы провести избирательную кампанию всероссийского масштаба с участием опытных технологов. Показать не только себя, но и Чечню как инвестиционно-привлекательную историю, как интересную территорию с самобытным культурным кодом. А заодно повод еще раз поговорить про темы социального неравенства, справедливости, традиционной морали, помочь лучше учесть права мусульманского населения в разных городах. На выходе получится вполне современный привлекательный консервативный политик с содержательной повесткой, которому, пожалуй, требуется немного подучиться. Но вполне достойный.
В чем рациональная сила Рамзана Кадырова по общероссийским меркам? Не в умении заставить кого-то извиняться. Не в наличии небольшой армии и огромных по меркам нищей страны финансов. Сила Кадырова в умении есть шашлык, запивая лимонадом-колокольчиком. Не разово, а всегда. Абсолютная трезвость для себя и окружения. И эта та фора, которая в российских реалиях не отыгрывается, ибо мало кому под силу. Что наряду с хорошей физической формой позволит провести кампанию энергично, уверенно и на позитиве. А ведь именно уверенности и счастливого позитива, а также личного примера успешного следования традиционной морали россиянам сейчас так сильно не хватает.
Лично я считаю возможное участие Рамзана Кадырова в президентской гонке - весьма полезной и нужной для страны историей при любом раскладе. Голос регионов, голос народов нашей страны, голос конфессий, голос традиционалистов должен быть слышен.