Найти в Дзене
Первые впечатления

Балет во имя Фредди

Это была действительно трудная задача: воплотить в каждом движении на сцене то, что связано с наследием и культурой Фредди. Но, как считают многие, постановка Мориса Бежара «Балет во имя жизни» достигла в том значительных результатов. Французский балетмейстер признается, что впервые задумался о пьесе во время прослушивания альбома Queen «Made in Heaven». Тогда он обратился к музыкантам Queen, которым предложил создать что-то «оригинальное», «экстравагантное» и «творческое», чтобы почтить память Фредди Меркьюри, а также всех молодых людей, которые ушли слишком рано. В итоге получилась невероятно чувственная и эмоциональная работа, в которой затрагивались темы любви, человеческих отношений и смысла жизни.

Кадр из постановки "Балет во имя жизни"
Кадр из постановки "Балет во имя жизни"

«Это действительно история любви, - соглашается Морис Бежар. - Работать над этим проектом было очень весело, потому что я давно влюблен в музыку Queen. Фредди ушел из жизни за год до того, как скончался мой танцор Хорхе Донн, поэтому для меня эта особенная постановка».

И далее: «Они (Хорхе и Фредди) были очень разными личностями, но их объединяла яростная жажда жизни и необходимость представлять себя другим.

<…> Когда-то Фредди уже выступал с балетной труппой, и именно он первым объединил поклонников балета и рок-н-ролла. В нашей новой постановке я хотел сделать почти то же самое».

Идея названия пьесы пришла к Морису Бежару во время чтения детективного романа Гастона Леру «Тайна желтой комнаты». Разгадка основного действия романа таилась в записке, которая не успела сгореть в камине, в которой значилось: «Дом священника ничуть не потерял своего очарования, а сад — яркости красок». Суть изречения сводится к мысли: никакие беды не способны лишить жизнь её естественной красоты и гармонии. Бежар не только использовал часть фразы для названия своего балета, но и выбрал её в качестве эпиграфа.

Морис Бежар напутствует танцоров перед их выходом на сцену (архивный снимок 1978 года)
Морис Бежар напутствует танцоров перед их выходом на сцену (архивный снимок 1978 года)

«Жизнь есть даже там, где все, казалось бы, утратило свое значение», - с такими словами встречал тогда Морис Бежар танцоров своей труппы. Это не была обычная работа, нет, эта была общая идея соединения различных уровней жизни. При этом главным вдохновением для всех, по словам Жиля Романа, одного из танцовщиков оригинального состава, была великая музыка Queen, которая стала настоящем сердцем спектакля. «Фредди Меркьюри, как и Хорхе Донн, был выдающимся художником, который наслаждался каждым мгновением жизни. В движениях Фредди есть та свобода, которая присуща только танцорам».

Сами музыканты Queen с большим вниманием отнеслись к этому проекту Бежара. Группа, как признается Брайан Мэй, была поражена всей смелостью идей «Ballet for Life». «Этот спектакль, - говорит Мэй, - явился лучшим художественным воплощением музыки Queen и личности Фредди. "Балет во имя жизни" — это холодный ветер, который вы отчетливо чувствуете. Но это не отчаяние, а новый поиск красоты в мире».

Главным костюмером спектакля стал Джанни Версаче, чем был весьма доволен Роджер Тейлор. Ударник Queen рассказывает: «Долгое время мы придерживались правила носить на сцене черное или белое, и Джанни Версаче придерживался многих похожих идей в своем творчестве. Он придумал просто потрясающие костюмы. Тем не менее главной движущей силой для всех был, конечно, Морис Бежар. При этом он использовал некоторые элементы наших шоу, в том числе музыку, стиль и освещение. Возможно, поэтому этот балет выглядит таким живым и современным».

Музыканты также приняли приглашение выступить на премьере спектакля, где к ним присоединился певец Элтон Джон. «Первое настоящее публичное шоу, - вспоминает Брайан Мэй, - должно было состояться в Париже, и мы, в порыве чувств, согласились там выступить. Все это мы находили несколько странным, в первую очередь потому, что мы довольно долго не играли вместе. Во-вторых, у нас не было вокалиста. Предполагалось, что мы исполним одну песню, под которую был задуман определенный номер. А потом пришло неожиданное сообщение от Элтона: "Давайте сыграем".

Queen и Элтон Джон тогда представили знаменитую композицию «The Show Must Go On» (с альбома Queen «Innuendo», 1991). Это выступление стало последним для бас-гитариста Джона Дикона, который принял решение покинуть группу. Роджер Тейлор рассказывает: «Это было последнее шоу Джона, который был сильно травмирован из-за потери Фредди. Хотя он пытался это скрыть, все мы видели, как он сильно нервничает».

Брайан Мэй добавляет: «Дики, наш дорогой друг Джон, чувствовал себя тогда очень неловко. Все это вы можете заметить в кадре. У него был совсем иной взгляд, чем раньше, чувствовалось, что он прилагает серьезные усилия, чтобы внешне держать себя в форме. В конце номера он сказал нам: "Я больше никогда не смогу это сделать. Никогда". И это было правдой, это был последний раз, когда он играл с нами и перед публикой».

Джон Дикон на премьере спектакля "Ballet for Life"
Джон Дикон на премьере спектакля "Ballet for Life"

Джон не присутствовал и на торжественной церемонии введения Queen в Зал славы рок-н-ролла (2001). Его коллеги по-прежнему стараются участвовать во многих делах жизни группы, но теперь они гастролируют с новым солистом. Как к этому относится Джон Дикон? В интервью Daily Express Брайан Мэй поделился своими надеждами. «Все, что я знаю, это то, что он не против этого. Думаю, что мы каким-либо образом узнали, что ему что-то не нравится. Таково наше давнее соглашение. Уверен, что, если бы Джону захотелось поделиться с нами своим мнением, он сделал бы это. И мы бы приняли все это к сведению. Так что он по-прежнему является частью очень большой команды, её самой тихой частью, которой он в какой-то степени всегда был. Джон – это тот человек, который долгое время молчит, но потом вы просто обязаны его выслушать. Думаю, что он согласен с многими идеями Queen, потому что мы все еще весьма сплоченная семья. И это относится и к наследию Фредди; мы до сих пор ощущаем эту удивительную связь нас четверых, которая просто так не может раствориться».