Пожалуй, вряд ли читатели знают, кто такой Арсений Александрович Зайцов. Его имя явно «не на слуху», даже у тех, кто интересуется историей Гражданской войны в России. Удивляться не стоит: он не был «белым вождем», вроде Л. Г. Корнилова, А. И. Деникина, П. Н. Врангеля или А. В. Колчака (которых упоминали и в советских учебниках). Не был А. А. Зайцов и известным белым «полевым командиром», вроде А. Н. Пепеляева, В. О. Каппеля, К. К. Мамантова или А. Г. Шкуро. Тем не менее, человек очень интересный.
Ведь Арсений Александрович Зайцов был офицером Генерального штаба, за свою жизнь создал множество работ по самым разным темам — от германского Генерального штаба до динамики движения населения СССР (да-да).
К белогвардейцам А. А. Зайцов примкнул довольно поздно, в конце 1918 года (возможно, какое-то время он даже служил в РККА, по крайней мере, в «белом стане» его считали специалистом по Красной Армии). Но прошел Бредовский поход, потом был старшим адъютантом штаба Донского корпуса в армии П. Н. Врангеля. В эмиграции стал известным преподавателем (Зарубежные курсы Н. Н. Головина, Институт по изучению истории и культуры СССР в Мюнхене, также работал в Париже и Нью-Йорке).
Одна из самых известных его работ — «Очерки по истории русской Гражданской войны». Работа интересная, потому как автор пытался показать объективные причины начала Гражданской войны и ответить на вопрос, почему же победила Красная Армия. А. А. Зайцов старался смотреть на ситуацию без эмоций (что отличает его работу от многих белых мемуаров, например).
Говоря о причинах начала Гражданской войны, он отмечает «региональный вопрос»: политические разборки в центре страны предоставили окраины самим себе, да ещё и на фоне Первой мировой войны.
Потому «окраинный сепаратизм» автор считает одной из причин Гражданской войны. Справедливо отмечает, что над многими такими регионами Российская империя установила прочный контроль относительно недавно. А. А. Зайцов вспоминает польские восстания (1830 — 1831, 1863 — 1864) и тяжелую Кавказскую войну (1817 — 1864). Финляндия, часть польских земель, Закавказье, Бессарабия — вошли в состав Империи около века назад.
Белый офицер считал, что «непоправимый» удар по авторитету центра нанесла уже Февральская революция, в разгар войны заменив «империю» на «республику», причем республику с неоформленной системой власти.
Отдельно А. А. Зайцов выделяет интересы крестьянства, казачества, белогвардейцев, «временных» (то есть февральских социалистов), большевиков и национальных окраин.
То есть, в отличии от некоторых белых мемуаристов (и современных журналистов), он не сваливает всю вину за Гражданскую на красных, рассказывая подробно и о других причинах.
Крестьянство, согласно А. А. Зайцову, желало исполнить свою «вековую мечту» — осуществить «черный передел» земли и сохранить эту землю за собой. При этом, по возможности, не воевать и не отдавать «за просто так» свой урожай.
Казаки, по существу, воевали за свои привилегии, уклад жизни и отношения с центром по принципу «равенства». То есть не столь важно для казачества, кто будет сидеть в Москве — белые или красные. Важно, чтобы на имущество и «вольности» казаков эта власть не покушалась.
По мнению А. А. Зайцова, эсеры и прочие «партии Февраля» воевали за свои властные «завоевания», которые они не сумели удержать в 1917 году.
«Получив от революции доступ к верхам власти, они цепко за неё держались...» (с) А. А. Зайцов. Очерки по истории русской Гражданской войны.
Что касается большевиков, то фактически они опирались на те силы, которы желали «передела собственности» и «мира любой ценой» (что, разумеется, не устраивало «белый лагерь»).
«Именно мир, какой угодно ценой, хотя бы, по образному выражению самих же большевиков, даже «похабный» и черный передел земли крестьянством, а не классовая война или «перманентная революция» Троцкого, были лозунгами, нашедшими отклик в широких слоях населения России, поддержавших большевиков...» (с) А. А. Зайцов. Очерки по истории русской Гражданской войны.
Вот и получается, что сложился «узел неразрешимых противоречий» (именно они и стали причиной Гражданской войны). В котором большевики, белые и «умеренные социалисты» боролись за власть в центре страны. За свою независимость (иногда - за построение собственной «маленькой империи») боролись лимитрофы. За свои широкие права боролись казаки.
За землю и «вольную жизнь без налогов» — крестьяне (что порождало «зеленые движения»). И, конечно, всё это начиналось в крайне неудачной атмосфере Первой мировой войны, когда иностранные державы стремились удержать Россию в войне, оккупировать её территории или хотя бы извлечь из конфликта максимальную выгоду.
Конечно, при таком масштабе противоречий и накопившегося недовольства на ум приходит мысль, что «всё гнило в Датском королевстве». И работа белого эмигранта, полковника Генерального штаба Арсения Александровича Зайцова — это вполне подтверждает.
С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал, ставьте лайки, смотрите старые публикации (это очень важно для меня, правда) и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте, смотрите видео на моем You Tube канале. Читайте также другие мои каналы на Дзене:
О фильмах, мультиках и книгах: Темный критик.
О политоте, новостях, общественных проблемах: Темный политик.