Сто лет назад на базе конфискованных в 1920 году имений Григория Попова и Ивана Карзина на территории будущего Исилькульского района были организованы одни из первых крупных коллективных хозяйств Сибири – совхозы № 14 и № 13, получившие впоследствии названия «Боевой» и «Лесной». В истории обоих хозяйств много славных достижений и имен. Но об одном событии, сегодня подзабытом, в свое время узнала вся страна.
В самом конце 1935 года в Москве состоялось Всесоюзное совещание передовиков урожайности по зерновым культурам, трактористов и машинистов молотилок с руководителями партии и правительства. За трудовой героизм и успехи в деле поднятия урожаев зерна не менее чем до 150 пудов, за превышение на 100-200% установленных норм выработки на тракторе и молотилке орденами СССР было награждено 1016 передовиков сельского хозяйства.
В числе награжденных орденами Ленина были два молодых агронома из Исилькульского района – Василий Устинов и Михаил Сельков. Настоящими героями их сделало выступление Михаила Алексеевича Селькова с трибуны совещания, которое затем было напечатано в «Правде» – главной газете СССР.
«Выступление агронома совхоза «Боевой», Омской области, В.А. Селькова на Всесоюзном совещании передовиков урожайности по зерну.
От колхозников, колхозниц, от рабочих и работниц совхозов, от инженерно-технических работников и агрономов, от стахановцев социалистического труда Омской области, нашему правительству и любимому вождю трудящихся всего мира товарищу Сталину пламенный привет! (Бурные аплодисменты, все встают).
При помощи Центрального Комитета партии и товарища Сталина Омская область за год своего существования добилась решающих побед в сельском хозяйстве. Посев в Омской области в нынешнем году проведен на 20 дней раньше, чем в 1934 году. Вместо 450 комбайнов в 1934 году область имеет 865 комбайнов в 1935 г.
Несколько слов о себе. Я до 1927 года был неграмотным пастухом. В 1927 году вступил в комсомол, и комсомол послал меня учиться. В 1932 году я окончил сельскохозяйственный техникум и получил звание агронома-семеновода. В 1932 году меня приняли в ряды ВКП(б).
О своей работе. С 1933 года я работаю в качестве агронома отделения совхоза «Боевой» Исилькульского района Омской области. В 1935 году одновременно занимал должность заведующего этим отделением.
Сталин. Сколько вам лет?
Сельков. Мне 24 года. (Аплодисменты).
Вот показатели моей работы. За 1935 год я добился урожая с площади в 176 гектаров 35 центнеров овса с гектара, или 210 пудов (Аплодисменты). С 80 га – 30 центнеров овса, или 180 пудов.
Как я добился такой высокой урожайности? Прежде всего, в моем отделении введен семипольный севооборот с посевом американского пырея, а пырей, как мы знаем, создает структуру почвы, и корневая система дает богатый перегной для питания пшеницы.
Посев был проведен в сжатые сроки, в 13 рабочих дней вместо 21 дня в 1934 году. Посев был проведен в основном по зяби, тогда как в 1934 году посев производился главным образом по весновспашке. Качество семенного материала перед посевом было 3 раза проверено.
Уход за посевом был организован хорошо. Когда угрожала кобылка, которая любит размножаться на американском пырее, мы ее отравляли с самолетов, 2 самолета работали у меня в отделении. Прополка сорняков на засоренных местах проведена два раза.
А главное – я занимался, и много занимался профилактической работой. Как врач, в целях предупреждения серьезных болезней, выписывает и рекомендует разные рецепты, так и в нашей работе надо дифференцированно подходить к каждой отдельной клетке земли, с учетом ее особенностей: где нужно вспахать 22 сантиметра, где 15-18, где надо два раза пробороновать, а где 3 и 4, где семена нужно заделать на 4-5 сантиметров, а где на 6-7. Эти правила на первый взгляд кажутся малозначительными, но в практике нашей работы они дают большой эффект.
Сталин. Правильно, правильно!
Сельков. Уборка урожая. Здесь я положил в основу своей работы решения июньского пленума ЦК ВКП(б) и работал под основным лозунгом — убрать в минимальные сроки и без потерь. Косовица хлебов была закончена в 18 дней вместо 20 дней но плану.
Сталин. Косили чем?
Сельков. Комбайнами. У меня на отделении было 6 комбайнов. Молотьбу закончили в 35 дней, вместо 45 дней по плану. В этом году была разбита «теория» о невозможности применения комбайнов в семеноводческих хозяйствах. Комбайн в нынешнем году убрал нам 50 процентов урожая, и качество семенного материала ничуть не понижено.
Борьба с потерями. К каждой уборочной машине был приделан зерноуловитель, и мы наловили зерна 1.020 пудов.
Борьба с хищениями. В отделении построено 4 наблюдательных вышки для того, чтобы с них можно было видеть так называемых «парикмахеров», которые, когда поспевает хлеб, ходят с мешками и ножницами, подрезают колосья. На каждом производственном участке был верховой объездчик. Помимо этого, мы в нынешнем году обеспечили тока сторожами гораздо лучше, чем в предыдущие годы.
Государству вместо 14 тыс. центнеров по плану сдано 22,5 тыс. центнеров или 161 процент и на 2 месяца раньше против прошлого года (аплодисменты), а в целом по совхозу было сдано вместо 39 тысяч центнеров – 60 тыс. центнеров, т.е. 180 проц. задания. 88 проц. сданного зерна сдано Госсемсортфонду. Это чистый материал первый категории.
Главный успех моей работы заключается в том, что я работаю не один. У меня есть так называемые непартийные большевики, на которых я опираюсь. У меня есть полевод Дендемарченко Михаил, работает 6 лет полеводом, свою работу прекрасно знает. У меня есть комбайнер Пасько, который работает хорошо, есть у меня старший агроном Крутиков, под непосредственным руководством которого я работаю. Правда, я перечислил не всех, их гораздо больше, но этим я хочу сказать, что успех в конечном итоге зависит не от меня одного. Мне люди помогали в этом. Может быть, успех моей работы заключается в том, что я сумел в этом году лучше с людьми работать, чем работал в предыдущие годы. Один успехов не добьешься. С людьми надо работать (аплодисменты).
По семеноводству. Товарищ Сталин на XVII съезде партии сказал: «Дело семеноводства у нас запутано, надо его распутать». Наша задача состоит в том, чтобы обеспечить колхозы высококачественным семенным материалом. Мы в этом году сдали Госсемсортфонду 88 проц. и только 12 проц. сдали Заготзерну. По сортовой чистоте мы имеем 95-99 и выше процентов. Вот какой высокой сортности, вот какой чистоты зерна удалось нам добиться. Эти задачи выполнять было нелегко. Но для выполнения их появляется какая-то сила, энергия, охота их преодолеть. Очевидно, это потому, что задачи эти ставит перед нами наша любимая коммунистическая партия и наш, всеми любимый, товарищ Сталин (шумные аплодисменты).
На расстоянии 20 километров от нас есть совхоз «Лесной» – тоже семенного треста. Там на северном отделении есть агроном тов. Устинов, Василий Александрович, он здесь также присутствует. Он добился таких урожаев: с 115 га по 35 центнеров или 210 пудов, с 511 га – по 26 центнеров. Совхоз «Лесной» сдал государству вместо 43 тыс. центнеров зерна по плану 77 тыс. центнеров или 177 проц., и на 2 месяца раньше против прошлого года. Мы с ним соревнуемся и как раз в один день кончили.
Мы с тов. Устиновым уже здесь, в Москве, после беседы с тов. Яковлевым1, заключили договор и взяли на себя обязательство в 1936 году взять средний урожай зерновых по 25 центнеров с гектара и выделить из общего массива – он 500 гектаров и я 500 гектаров, где дать урожай по 200 пудов с гектара. (Аплодисменты). Кроме того, мы организуем по одному агрокружку с количеством слушателей не менее 15 человек в каждом, для обучения правилам агротехники. Еще решили взять под свое обслуживание 2 колхоза: я – колхоз «Красный доброволец», а Устинов – колхоз имени Буденного, и добиться в этих колхозах урожая не менее 20 центнеров с гектара. (Аплодисменты).
Товарищи, а действительно жить стало лучше, жить стало веселее. Это факт. Как я счастлив, а счастлив, по-моему, не только я, все теперь счастливы, что живут в такое хорошее время, когда воочию открываются для каждого перспективы бурной и радостной жизни. Когда смотришь на подонки царской империи, так и хочется ругаться, товарищи. (Аплодисменты). И действительно, товарищи, что осталось от нее в памяти? Царь-пушка, которая не стреляет, царь-колокол, который не звонит, и Николашка, который не царствует. (Смех, аплодисменты). То ли дело, товарищи, жить сейчас – свобода, плюс материальные блага народу, культура и труд, ставший делом чести. Герой труда имеет право быть знатным человеком и говорить вот с этой трибуны вместе с представителями партии и правительства! (Аплодисменты). То ли дело теперь – жить в такой стране, где у власти стоят лучшие представители рабочего класса, в такой стране, где руководит любимый всеми трудящимися наш великий вождь товарищ Сталин! (Бурные аплодисменты).
Да здравствует ленинский комсомол, который дал возможность мне, бывшему неграмотному пастуху, выйти на дорогу! (Бурные аплодисменты).
Да здравствует наша коммунистическая партия, которая вырастила и воспитала меня! (Бурные аплодисменты).
Да здравствует наше любимое правительство! Да здравствует наш гениальный вождь и учитель товарищ Сталин! (Шумные, продолжительные аплодисменты. Все встают).
Мне хочется, товарищи, пожать руку товарищу Сталину. (Бурные аплодисменты. Тов. Сельков здоровается с товарищем Сталиным)».
(Газета "Правда", январь 1936 г.)
«С трибуны звучала зажигательная речь молодого, талантливого агронома, бывшего пастуха, Михаила Алексеевича Селькова… Речь агронома размножена в сотнях газет, в миллионах экземпляров. Сельков еще не покинул столицу родины, Москву, а к нему в совхоз уже шли десятки писем и поздравлений от знакомых и незнакомых, со всех концов большущей страны», – свидетельствует о произведенном фуроре автор очерка «Два товарища», опубликованном в «Омской областной Книге почета имени Х съезда ВЛКСМ», изданной газетой «Молодой большевик» (Омск, 1936 г.).
Отыскать сведения о дальнейшей судьбе молодых агрономов пока, к сожалению, не удалось. А очерк, рассказывающий об их юности и самозабвенной работе, можно прочитать в книге «Исиль-Куль – Исилькуль: Избранные страницы города и района», изданной региональным общественным фондом «Духовное наследие» в 2020 г., или на сайте АЯ-библиотека!, http://www.omskcity.ru/, откуда взяты и публикуемые здесь иллюстрации.
Живой интерес к пополнению материала об истории хозяйства и работавших в нем людях есть и у продолжателей музейного дела в Боевой школе. В школьном музее обнаружилась фотография М. Селькова 1938 года, переданная дочерью упомянутого им в речи старшего агронома Крутикова вместе с другими фотографиями из жизни «Боевого» 1930-40-х годов и воспоминаниями об отце. Так что, вероятно, это не последняя статья о боевчанах, добывавших добрую славу хозяйству.