18,1K подписчиков

Как разваливали ОКБ Ильюшина.

33K прочитали
 Генеральный конструктор авиационного КБ должен обладать определённым набором личных качеств и это необходимо учитывать при принятии кадровых решений.

Генеральный конструктор авиационного КБ должен обладать определённым набором личных качеств и это необходимо учитывать при принятии кадровых решений. В противном случае, КБ "пикирует" и не может решить даже те задачи, которые раньше решало с лёгкостью.

В июле 1970 года уходит на пенсию основатель КБ Сергей Владимирович Ильюшин, и генеральным конструктором становится Генрих Васильевич Новожилов. Это было очень удачное кадровое решение, так как Новожилов вырос как конструктор под руководством Ильюшина, он пользовался большим авторитетом как у руководства страны, так и в своём коллективе. При этом, он был несомненно талантливым конструктором. Надо понимать, что генеральный конструктор конечно же не занимается проектированием каждого узла или системы самолета. Для этого он подбирает команду компетентных специалистов. Но ключевые решения при проектировании всё равно остаются за генеральным. Поэтому, компетентность генерального конструктора, - это как раз одно из необходимых качеств. Во время руководства КБ Новожиловым были созданы: Ил-76 с множеством модификаций, Ил-103, Ил-114, Ил-86 и Ил-96.

В свою очередь, в декабре 1995 года Новожилов уходит на пенсию, оставаясь при этом главным советником генерального директора. Его приемником стал Виктор Владимирович Ливанов. Он тоже был выходцем из КБ, куда пришел в 1967 году по окончанию МАТИ. Кроме того, он в течении двух лет был заместителем Министра оборонной промышленности РФ (была когда-то такая должность). А девичья фамилия жены была Рогозина, то есть Ливанов был "своим" и в коллективе и во властных коридорах.

Но во времена руководства Ливанова стоял вопрос не о создании новых типов самолетов, а о сохранении КБ, и эту задачу ему в основном удалось выполнить. За это время была проведена модернизация Ил-76 и перенос производства из Ташкента в Ульяновск. Разработанная "президентская" версия Ил-96-300 позволила на долгие годы поддержать ВАСО. Новые проекты толком не финансировались, но какой-то задел создавался, что могло в дальнейшем пригодится КБ в более "хлебные" года. Так на бумаге существовали проекты Ил-106, Ил-214, Ил-276, Ил-112.

15 мая 2014 года скоропостижно скончался Ливанов. Традиционная "мягкая"передача управления КБ не произошла. На руководство временно поставили Ю.М. Юдина (тоже выходца из КБ), но достаточно быстро его сменил Сергей Алексеевич Сергеев, а Юдин стал его замом.

Сергеев тоже всю жизнь работал в авиационной отрасли, но для КБ Ильюшина он был чужаком, т.к. пришел из КБ Сухого, которое в то время было "на коне" из-за того что Объединенной авиационной корпорацией в то время руководил Михаил Погосян. Естественно, начались кадровые изменения внутри КБ. Многих специалистов "ушли", кто-то написал заявление "по собственному".

Но в 2015 году с отставкой Погосяна поменяли и генерального. То есть поруководить КБ Сергеев успел всего 7 месяцев.

На место руководителя поставили Сергея Вельможкина. Он был всё-таки ближе к "ильюшинским корням" и ему удалось вернуть обратно часть коллектива. Но не тут то было.

В мае 2017 года досрочно прекращают полномочия Вельможкина и на руководство ставят 33-летнего Алексея Рогозина, до этого ни дня не проработавшего в авиастроении. Начало руководства Рогозина-младшего ознаменовалось скандалом с закупкой люксовой версии автомобиля "Ауди", впрочем после скандала закупку отменили. Вместе с Рогозиным в руководство пришли такие же "молодые и талантливые", КБ продолжало лихорадить. Озвучивались наполеоновские планы, совершенно не соответствующие возможностям покалеченного реорганизациями КБ.

Справедливости ради, надо заметить, что по рассказам сотрудников, Рогозин честно пытался вникнуть в нюансы проектирования и чуть ли не ночевал в цеху когда выкатывали первый Ил-112. Но чудес не бывает и науку создания новых современных летательных аппаратов экстерном не пройдешь. Тем временем, к отечественному авиапрому уже подбирался Ростех.

И в апреле 2019 года прославленное КБ Ильюшина возглавляет выходец из КБ Бериева Юрий Грудинин, а Рогозин-младший отправляется руководить ТПУ (транспорто-пересадочным узлом) "Нагатинское".

При Грудинине тоже продолжается кадровая чехарда, перестают платить сверхурочные, возникают непомерные представительские расходы. Значительная часть конструкторов увольняется и переходит работать в другие фирмы. Руководить Грудинину довелось всего чуть больше года, за это время фирма отметилась только торжественной выкаткой свежеокрашенного планера Ил-114, построенного в 1994 году в Ташкенте.

На данный момент Ю.Грудинин сидит в СИЗО и на него заведено два уголовных дела.

С июня 2020 года КБ Ильюшина руководит Сергей Ярковой. Судя по своим предыдущим местам работы, он скорее финансист чем инженер. Удастся ли ему вытащить прославленное КБ из пикирования - покажет время.

( Примечание: я осознано пишу просто КБ, а не ОКБ, ПАО, всякие там "транспортные дивизионы", "авиационные комплексы" и прочее, чтобы не путать читателя, так как к сути проблемы это не имеет отношения.)