Многие люди уверены в том, что мир вокруг нас сложен и непонятен, что на изучение любого дела требуется много лет, много сил и времени. Отсюда вытекает следствие:
- Дети не могут изменить мир, потому что не имеют никакого жизненного опыта, знаний и навыков.
Данное заблуждение не просто мешает какому-либо развитию, но вредит!
Представьте себе, что вы - взрослый, умудренный и всесторонне развитый, приходите в детский сад, где малыши пятилетки с легкостью с вами говорят об устройстве мира, и вы понимаете что они абсолютно правы в своих суждениях?
Почему это возможно? Об этом сегодня и поговорим.
Приветствую уважаемых читателей!
Отчего же подобное вполне вероятно? Может быть это вундеркинды? Или это дети-индиго? Ну самый фантастический вариант - перерождение. Ну что только на ум не приходит, верно?
Однако все намного проще. Просто этих детей учили понимать системность мира, всего-то. ТРИЗ-РТВ (Развитие Творческого Воображения) имеет такой инструмент, как таблица признаков. Что это такое?
Посмотрите внимательно, и скажите - вы ведь согласитесь что все объекты вокруг нас имеют форму, цвет, запах, вкус или размер?
А ведь и правда - все вокруг нас состоит из частиц, частицы собираются в нечто целое, целое составляет часть чего - либо, и так далее и так далее.
Пример - три молекулы собираются в единое, получается травинка. Это уже целое. Но травинка сама по себе тоже является частью, например газона, или лесного покрова, а значит мы вновь имеем нечто целое - например лесной массив. Лесной массив в свою очередь можно рассматривать как отдельный объект, и как часть экосистемы планеты.
Это и есть системы мира. Все состоит из чего-то, все имеет одинаковые признаки, а значит мир вокруг нас системен!
Вы уловили ход моего рассуждения?
Теперь вопрос - скажите, неужели ваши дети не смогут понять системность мира на таких простых примерах?
Самое сложное, это донести до ребенка понятие систем, и что систем вокруг нас - множество, они разные, но в тоже время это всеобщее свойство материи.
То есть, раз системность это всеобщее свойство материи, то стоит ли, для изменения мира, идти сложным путем - сначала получать большое количество знаний, нарабатывать опыт, и для чего? Чтоб потерять время?
Ведь рано или поздно любой придет ровно к одному - что мир вокруг нас системен, и изменять его можно лишь путем изменения самих систем, и никак иначе! А значит - следует изучить системность мира!
Сложная цепочка выходит, не так ли?
А теперь вернемся к началу - мир вокруг нас имеет единую структуру, все едино, вес законы едины, но в тоже время нет ничего абсолютно одинакового. Как же так?
Все дело в том, что природа сама позаботилась о том, чтоб не создавать замкнутых систем. И получается это благодаря всего лишь простыми изменениями признаков.
Вот вам простой пример:
Как известно, формула воды - H2O. Но измените её, добавив ещё одну часть, и получится гидроксиний. Казалось бы - всего то ещё молекулу водорода добавили, а вещество на выходе уже иное.
Или возьмем более сложный объект - технические системы. Паровая машина изначально была громоздкая, и предназначалась только для тяжелого станочного оборудования - скажем, кузнечный молот. Стоило изменить всего один из признаков - размер, и её стало возможным применять уже в других устройствах - пароход, паровоз. А затем и автомобиль. Автомобиль уже можно рассматривать как целое, но состоящее из частей, и это уже отдельная система.
Измените её часть, и получите совершенно иную систему.
Однако, не стоит думать что меняя что-то одно, вы не влияете на другие признаки. Измените форму автомобиля - кабриолету добавьте короб, и вы получите грузовой автомобиль, тем самым изменив форму вы изменили ещё и действие объекта - теперь он может перевозить не только людей, но и грузы!
Одно изменение тянет за собой сразу несколько изменений, вот это и есть самое интересное в работе по созданию чего-то нового!
Подведя итоги, можно смело сказать - ничего сложного в понимании системности мира нет. Это доступно даже пятилетним ребятишкам, что доказывается на примере работы Татьяны Сидорчук, которая уже не первый год работает с дошколятами в детских садах, реализуя их творческий потенциал.
Рекомендую прочесть её книгу "Способности формирования навыков мышления, воображения и речи дошкольников на ОТСМ-ТРИЗ"
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/721814/
Могу сказать по личному опыту - первоклашки довольно легко усваивают материал, а если на уроках вы будете учить их фантазировать, не говоря - "это невозможно", а учить по принципу - "Возможно всё! просто что-то можно здесь и сейчас, а для чего-то нужно время", то вы увидите насколько дети имеют большой творческий потенциал.
Главное - помогать им развиваться правильно, постепенно переходя от сложного к простому и обратно.
А почему именно так - расскажу позднее. А на сегодня всё, всем бобра! )