Найти тему
ИА Хакасия

Забытый художник из Абакана

Фото: М. Чебодаева
Фото: М. Чебодаева

Научный сотрудник ХакНИИЯЛИ, кандидат искусствоведения, председатель регионального отделения Ассоциации искусствоведов Хакасии Маина Чебодаева сегодня делится с читателями ИА «Хакасия» статьей «Художник А. М. Новоселов – забытый художник из Абакана».

Публикация будет интересна историкам, искусствоведам, культурологам, этнографам, всем, кто интересуется культурой Хакасии.

В истории изобразительного искусства Хакасии до сих пор остается менее изученный период 1940-1950-х годов, бесспорно интересный, связанный с периодом его становления. В эти послевоенные годы искусство делает свои по существу первые шаги, прерванные Великой Отечественной войной и творчество Александра Михайловича Новоселова стало ярким явлением в художественной жизни. Художник стал одним из живописцев, кто обратился в Хакасии к тематической картине, индустриальному пейзажу, портрету и иллюстрированию хакасских героических сказаний и сказок.

В данной статье мне хотелось осветить жизнь и творчество художника Александра Михайловича Новоселова (1917-1994), прожившего в Абакане с 1940 по 1990-е гг. и внесшего значительный вклад в изобразительное искусство Хакасии в период его становления и незаслуженно забытого в наши дни.

Родился Александр Михайлович 4 ноября 1917 году на руднике Юлия в Ачинском округе Енисейской губернии в семье ссыльного с Волги, который работал на руднике. В семье родилось трое детей Петр (1910-?), Конкордия и Александр. Отец погиб в годы Гражданской войны и воспитанием Александра занимался его старший брат Петр Михайлович, который в 1930-1940-е годы работал председателем колхоза «Степной» в Усть-Абаканском районе. Среднюю школу Александр закончил в Уйбате. Национальная среда в которой жил и сформировался Александр Новоселов в дальнейшем помогала ему в творчестве, где он умело передавал национальный быт и национальный характер хакасского народа.

В 1938 году Александр Михайлович женился на В. А. Хорюшиной в Черногорске и позднее с семьей переехал в д. Шкотово Еврейской автономной области Приморского края. Когда началась Великая Отечественная война А. М. Новоселов отправил семью – жену и сына Владимира в глубокий тыл в Абакан.

В начале Великой Отечественной войны в июле 1941 года А. М. Новоселов был призван Приморским городским военкоматом на фронт и был направлен на курсы военных переводчиков с китайского языка в Уссурийске, где служил при штабе дивизии. Позднее в 1945 году А. М. Новоселов участвовал в войне с японцами на Дальнем Востоке.

-2

После Великой Отечественной войны А. М. Новоселов возвращается в Абакан, также в это время вернулись с фронта-художники А. Ф. Калинин, Д. П. Черепанов, А. А. Топоев, Г. С. Хлебников, А. Г. Андронов и заметно оживляется художественная жизнь в Хакасии.

В 1948 году Исполком Совета народных депутатов Хакаской автономной области принимает решение об организации в Абакане филиала Красноярского краевого кооперативного товарищества «Художник» с целью упорядочения выпуска продукции изобразительного искусства для населения. В данном решении говорилось:

«Просить Исполком Красноярского краевого Совета депутатов трудящихся обязать правление краевого кооперативного товарищества «Художник» предусмотреть в плане на 1949 год организацию краевого товарищества «Художник» в Хакасской автономной области».

В конце 1940-х годы при Хакасском областном отделе искусств был создан художественный совет в составе: начальника Хакасского областного отдела по делам искусства Русаковой, Д. П. Черепанова и П. И. Сарычева. В марте 1949 годы было проведено обследование состояния работы художников Абакана, которое показало, что: «немногочисленные художники города - Д. П. Черепанов, А. Г. Андронов, П. И. Сарычев, А. М. Новоселов, Н. Владимирова и Г. А. Аткнин, не объединены в единый творческий коллектив и каждый из них предоставлен самому себе. В результате не имея руководящего центра работа над усовершенствованием мастерства художников в том числе и ведущих проходит бестолково, самотеком от случая к случаю и как следствие художники ограничиваются в основном набросками, этюдами, пейзажами, не ставя главным в своей творческой работе показа советского человека строителя коммунизма».

Что касается художника А. М. Новоселова, было отмечено, что «Новоселов А. М. - любитель, окончил II курса заочной школы народного творчества в Москве. Кандидаты в члены Союз художников СССР. В настоящее время закончил работу над тремя пейзажами на тему «индустриальные пейзажи» («Золотая тайга», «Рудник в тайге» и «Хозяева колхозной Юлии»).

1950-е годы стали периодом объединения художников Хакасии в единый творческий коллектив. С марта 1953 год начинает свою работу основанный в 1950 году абаканский филиал Красноярского отделения художественного фонда СССР (бывшее товарищество «Художник»), где работало 20 художников. При филиале был утвержден художественный совет в составе художников: А. Ф. Калинина, А. М. Новоселова и Д. П. Черепанова. Коллектив художественного фонда работал в основном над выпуском оформительских работ: копий с картин и портретов, панно и плакатов, выполнением различных стендов, досок почета и другой наглядной агитации.

Становление изобразительного искусства и станковой живописи в 1950-е годы в Хакасии происходило в непростых условиях. Именно в эти годы закладывается основа для развития многих жанров живописи: тематической картины, портрета, пейзажа и натюрморта. В тематической картине работали художники А. М. Новоселов, И. Я. Сендик, И. П. Ломтев, А. А. Топоев, А. Харанжевич и П. И. Тараненко, в пейзаже А. Ф. Калинин, В. М. Новоселов, П. А. Полежаев, Д. П. Черепанов, М. И. Черненко, Е. А. Букреев и И. П. Ломтев, в портрете П. И. Тараненко и И. Я. Сендик.

С 1947 по 1954-е годы А. М. Новоселов работал художником-ретушёром в газете «Советская Хакасия» и фотокорреспондентов в газете «Хызыл аал». По инициативе художника в газете стала публиковаться рубрика «Передовики социалистического соревнования», где Новоселов создал серию портретов передовиков соц. соревнования, производства и сельских тружеников: «Звеньевого колхоза «Путь к коммунизму» П. Е. Чертыгашева, бригадира полеводческой бригады №1 колхоза «Ленин чубе» Аскизского района П. Угдыжекова, доярки колхоза «Путь к коммунизму» А. В. Мишаковой, «Звеньевого колхоза «1 мая» Аскизского района Т. Н. Боргоякова и т. д. Бывая в многочисленных командировках в районах Хакасии, А. М. Новоселов делал зарисовки с портретами передовиков сельского хозяйства и промышленности и местные сельские пейзажи. Живые и актуальные портреты людей вызывали интерес и привлекали внимание читателей в газетах.

В ноябре 1952 году в Абакане открылась первая Хакасская областная художественная выставка, на которой экспонировалось около 200 произведений живописи, графики и скульптуры художников А. М. Новоселова, В. Мешкова, Д. Е. Ярошенко, И. П. Ломтева, В. М. Новоселова, М. И. Черненко и др. На данной художественной выставке А. М. Новоселов представил картину «Хакасская девушка, читающая книгу» (1952). На полотне, мы видим хакасскую девушка, сидящую на сером фоне, которая опирается локтем руки на круглый кожаный валик дивана. Девушка одета в национальный костюм: розовое шелковое платье «когонек» с цветными манжетами и наплечниками желто-зеленого цвета, которое удивительно сочетаются с цветным платком на голове и перстнем «чустуком» с большим красным кораллом на пальце руки. В руках девушка держит томик произведений поэта А. С. Пушкина. Ее умный и сосредоточенный взгляд, прелестное восточное лицо с миндалевидными глазами и яркими алыми губами – все говорит о молодости, красоте и любознательности нашей героини.

-3

В декабре 1954 года в Абакане открылась Вторая областная художественная выставка, которая стала своеобразным отчетом творческой деятельности хакасских художников. На выставке экспонировались более 80 работ живописи, графики и скульптуры и явилось значительным событием в культурной жизни Абакана. В выставке приняли участие живописцы: А.Ф. Калинин, Д. П. Черепанов, А. Е. Харанжевич, И. П. Ломтев, П. А. Полежаев, А. М. Новоселов, М. Черненко, И. Я. Сендик, Н. П. Харанжевич, А. П. Абышкина, В. М. Новоселова и др.

По результатам художественной выставки критиком Б. Ховратовичем был делан краткий обзор выставки, где он написал следующее: «В Абаканском музее открыта выставка произведений живописи, графики и скульптуры. С первых же дней она привлекает большое количество посетителей. Наличие на выставке таких полотен, как «Утро геологов», «На целине» И. Ломтева, «На строительстве Южсиба» А. Новоселова, портретных работ И. Сендика, П. Полежаева и др. говорит о том, что художники области начали обращаться к большим темам, отображению облика сегодняшнего дня, к нашим современникам. Эти работы будут способствовать росту художественного мастерства, более глубоким тематическим поискам».

На этой художественной выставке была представлена работа А. М. Новоселова «На строительстве Южсиба». На картине художник изобразил глухую сибирскую тайгу со скалами и работающими экскаваторами, которые прокладывают участок пути в глухой тайге. Здесь мы видим немногочисленные, слегка немеченые фигурки людей, которые занимаются созидательным трудом. К сюжету картины художник обратился не случайно, именно в 1950-е годы велось известное строительство одного из участников Южно-Сибирский железнодорожной магистрали. Железная дорога строилась в СССР несколько лет (1940-1966) и ее длина составила около 3000 километров от Магнитогорска до Тайшета, известная трасса проходила и через город Абакан.

Художник А. М. Новоселов был разносторонним в своих интересах, наряду с живописью, занимался графикой и скульптурой. В графических произведениях А. М. Новоселова проявились его незаурядное дарование, яркая творческая индивидуальность и особый национальный колорит. Он внес значительный вклад в развитие национального портрета: «Портрет Софьи Аданаковой» (1947) и «Портрет Матрены Котожековой» (1947) и др. художник раскрывал их типические черты национального характера, проявлял интерес к человеку, его внутреннему миру и индивидуальной неповторимости.

В 1950-1960-е годы А. М. Новоселов стал активно сотрудничать с Хакасским областным книжным издательством, где им были проиллюстрированы книги: «Албынжи» (1951), «Хакасские народные сказки» (1955), А. Чмыхало «Чем Хакасия богата» (1955), И. Костяков «Звериными тропами» (1960), «Хакасские рассказы» (1960), «Желтый аист» (китайские народные сказки) (1960), М. Шолохов «Судьба человека» (1961), «Тасха Матыр» (историческая легенда) и несколько учебников на хакасском языке.

Творческое наследие художника А. М. Новоселова в настоящее время хранится в Хакасском национально краеведческом музее. Это живописные и графические работы 1940-1950-х годов, которые дают представление о творчестве художника и уровне развития живописи и графики Хакасии тех лет. Как, художник-любитель А. М. Новоселов настойчиво овладевал богатейшими традициям русского реалистического искусства. Отсюда живописность картин, стремление передать в них особенности построек хакасских улусов, красоту сибирских тайги, национальный характер хакасов и национальный колорит.

Хорошую оценку творчеству А. М. Новоселову дал директор Красноярского художественного музея М. Баранов. Он писал:

«Новоселов –художник ярких красок. Иногда даже чрезмерно ярких, что нарушает живописный строй все картины и не помогает созданию цельного выразительного образа. Надо сказать, что Новоселов – художник широкого диапазона. Наряду с живописью он занимается скульптурой, графикой. И это положительно сказывается на его рисунке».

В наши дни имя художника Александра Михайловича Новоселова, к глубокому сожалению, в Хакасии остается неизвестно и забыто. И основной целью моей публикации стала реконструкция биографии и творческого пути этого замечательного абаканского художника Александра Михайловича Новоселова.

Кандидат искусствоведения Маина Чебодаева