Найти в Дзене
Глобальная История

История додинастического Египта

У всякой истории есть свое начало. Началом истории Древнего Египта является период додинастики, праистория египетского государства и культуры. Вопрос о том, с чего именно нужно начинать повествование о Древнем Египте является дискуссионным. Еще в конце девятнадцатого века Генрих Бругш начинал свою историю Древнего Египта с легенды. Нужно понимать, что существует как бы две истории – история, которая имела место быть и само повествование об этом. В этом смысле, различные художественные конструкции, в том числе и легенды, являются эффектным способом введения в историю чего бы то ни было. Но что же это за легенда? Египтяне не писали собственной истории, и уж конечно, самый ранний период становления Египта не оставил по себе письменных свидетельств. Но определенная рефлексия о тех временах все же сохранилась. Дело в том, что сами египтяне считали институт царской власти сакральным, и созданным во времена творения первоначал бытия. А, следовательно, для египтян не было такого времени, когда не существовало династий правителей. Разрозненные свидетельства, высеченные на монументах, а также ценнейший Туринский царский список, донесли до нас сведения о предполагаемых царях тех далеких дней. Додинастический Египет – это конструкт и приобретение более поздних времен. Сами же египтяне отлили свое представление о начале собственной истории в виде преданий, которые в конечном счете и были записаны в Туринском списке. Относится к ним нужно с величайшей осторожностью, ведь сам тот факт, что легендарные правления начинаются со списка царей-богов, указывает на мифичность восприятия египтянами своей «доистории».

Палетка Нармера
Палетка Нармера

В узком смысле слова додинастика - это время пятого-четвертого тысячелетий до н.э., когда уже свершилась неолитическая революция, то есть произошел переход обитателей долины и дельты Нила к производящему хозяйству, время активного развития археологических культур на территории Верхнего и Нижнего Египта, время формирования и реализации предпосылок к политическому процессу, который и увенчался становлением единого египетского государства. Взгляд историка, когда мы говорим о додинастическом Египте, прежде всего прикован к старейшим артефактам Египта – вотивной (ритуальной) булаве царя Скорпиона, многочисленным палеткам (пластинам для растирания косметики), особенно к палетке Нармера – символу объединения Египта в единое государство.

Мы несколько расширим в наших обсуждениях границы додинастики, введя в нее проблематику египетского неолита, а, следовательно, культур на прямую не относящихся к додинастическому периоду. Подобное уточнение необходимо, ведь в свое время додинастический период отсчитывали с амратской культуры, которую открыли раньше, чем предшествовавшие ей культуры Севера и Юга. Палеолит же и эпипалеолит на территории Египта обсуждать почти не будем, это отдельный вид штудий, который не относится к проблеме додинастики в узком смысле слова. Таким образом, говоря о додинастическом Египте, мы будем иметь ввиду:

- культуры свершившейся неолитической революции – Бадари (на юге), Файюм А, Меримде Бени Салама (на севере).

- додинастические культуры Нагада I и Нагада II(и их аналоги на севере)

- протодинастический период (время политогенеза и культуры Нагада III)

мегалиты Набта-Плайи
мегалиты Набта-Плайи

Но почему вообще важно знать о додинастическом периоде? Не проще ли начать сразу с истории фараонов? Нет, конечно проще, но это было бы совершенно неправильно. Современная наука совершила существенные прорывы в области дописьменного знания и теперь становится понятно, что многие основные мотивы, элементы мелодии египетской цивилизации впервые зазвучали еще до того как красная и белая короны были совмещены на голове царя всего Египта. Такк какое место занимает Додинастика в истории Древнего Египта?

Додинастика одновременно переходный и подготовительный этап. Словно река, словно все нарастающий поток, она изливается из палеолита, сохраняя ориентацию на камень, как цивилизационную основу Египта, и вливается в поток исторического времени, привнеся в него дуальность белой и красной корон, зооморфные представления о богах, культ Осириса и многое другое. В этом потоке калейдоскопом мелькают заманчивые артефакты, культурные открытия, загадочные лица правителей, от которых сохранилось одно лишь имя, ранняя версия иероглифов на табличках из гробницы царя Скорпиона и многое другое.

С точки зрения политической истории додинастика – это прежде всего время зарождения прото-государственных объединений на территории Египта. Первоначально о царской власти в них не шло и речи. Необходимо отделять феномен вождества от института царской власти. Однако нет сомнений в том, что уже доисторические вожди стали на тот путь, на котором власть и олицетворяющая ее фигура приобретут величественные очертания поздних, царских времен. Если мы посмотрим на петроглифы восточной и западной пустынь, мы увидим, как фигура вождя, побеждающего диких зверей (особенно столь зловредных человеку гиппопотамов), или же стоящего на ладье, возвышается над фигурами обычных смертных – это тот мотив художественного искусства, который полностью перейдет в искусство исторического периода. Вождь, как и в последующие времена египетский царь – это «высокий человек», покоритель дикой природы, фигура, возвышающая своих подданных в этом мире. Однако от вождей доисторического времени до царей протодинастического периода должна была совершится эволюция, к сожалению на примере этого вопроса мы знаем, что в области доистории много белых пятен, ведь почти невозможно «ухватить» сам феномен мышления дописьменного человека, а следовательно остается строить гипотезы, теории различной степени достоверности и убедительности.

петроглифы западной пустыни
петроглифы западной пустыни

Доднинастика – это период зарождения городских центров и стремления к монументализации смерти. К слову о смерти, египтяне не сохранили достоверных свидетельств о своей доистории, но додинастические верования, обычаи и ритуалы словно прорываются сквозь страницы «Египетской книги мертвых», в тех местах в которых говорится о сожжении тел и прочих «прелестях», столь далеких от более поздних погребальных обычаев. Но и тут додинастика первенствует – не так давно была найдена полноценная мумия, относящаяся к периоду до воцарения Первой династии, соотвественно и обряд мумификации зародился еще в додинастические времена. Так же в то время на карте Египта появились и первые города. Такие города как Тинис (Чени), Иераконполь (Нехен), Нагада (Нубт) и погребальный центр Абидоса (Абджу) возникли уже в додинастическое время. Ученые, специализирующиеся на додинастике отводят особое место феномену додинастического города – на примере древнего Иераконполя. В Абидосе (Абджу) возник царский погребальный комплекс, на примере которого мы можем проследить как расходились пути и дороги различных слоев египетского общества – царям воздавались почести и им строились роскошные (по тем временам) погребальные сооружения, беднякам же оставалось упокоиться в земле пустыни. Но по иронии судьбы, пески пустыни оказались куда более надежным консервантом чем все мумифицирующие бальзамы, а потому в египетском смысле слова, бедняки вполне могли рассчитывать на «сохранение» тела своего для последующей жизни.

Зародились в додинастическом периоде и определенные символические элементы царской власти – красная и белая короны (до поры не соединенные на голове одного монарха), культ Сокола – покровителя царской власти. К додинастическим временам относится и «божественное противостояние» Сета и Хора. Вообще в духовном плане важно отметить, что некоторые элементы классической египетской цивилизации закладываются уже в додинастический период. К таким элементам относятся «открытие» бога Анубиса, ассоциирующегося со смертью, и культ Осириса. Не вполне ясно как и где зародился культ Осириса, но можно предположить, что случилось это в Нижнем Египте, ведь именно в его болотах Изида прятала сына своего Гора, после рождения. В какой-то момент возможно культурное влияние Нижнего Египта превалировало над влиянием Египта Верхнего, но со временем эта ситуация изменилась, и в деле унификации египетской цивилизации именно Верхнему Египту было суждено сыграть ключевую роль. Додинастика – это время формирования основ египетской цивилизации. Но каковы представления о додинастике, имеющиеся у современных ученых?

некрополь Умм-эль-кааб
некрополь Умм-эль-кааб

Ключ к додинастическому периоду – это археология. Понять это легко, если держать в уме то обстоятельство, что непосредственных письменных свидетельств о той поре не сохранилось. Именно усилия археологов дают доступ к информации о жизни формирующегося египетского общества V-IV тысячелетий. Письменность лишь зарождалась в этот период. И самым ранним ее проявлением являются ярлычки с протоиероглифами из гробницы царя Скорпиона. Точнее из двух гробниц, предположительно относящихся к этому додинастическому царю – одна в Ум-эль-кааб, а другая в Иераконполе. Его имя уже можно наблюдать в картушах, в том числе на ритуальной булаве, носящей его имя. Нужно сказать, что додинастика – это вообще время подступов к изобретению письменности. Ныне считается, что иероглифическая система письма в полном виде сложилась еще до объединения Египта – примерно около 3200 г. до н.э. Однако, те процессы в мышлении и речи, которые предваряли изобретения письма активно разворачивались на протяжении всей додинастической истории, и в след за иероглификой, уже в самом начале исторического периода Египет придет и к первой ее модификации – иератическому письму.

Изначально додинастическая история представляла собой белое пятно на карте египетской истории, и ученые начинали повествование об истории Египта с более поздних стадий, либо же отсылали к представлениям самих египтян о своем прошлом, которые были связаны с династиями богов и легендарных правителей, им наследовавшим.

Долгое время, из-за ограниченности археологических сведений, додинастика представала перед учеными как сборник оторванных друг от друга очагов цивилизации – на Севере и на Юге, в Среднем Египте и Файюмском оазисе. Теперь становится понятным, что различные культуры являлись элементами более широкой цивилизации, которая постепенно охватывала весь Египет, еще до его объединения. Можно только представить тот перелом в мышлении египтян, совершившийся когда из саванн, окружающих долину, они спустились к Нилу, спасаясь от ухудшавшейся экологической ситуации (саванны постепенно превращались в пустыню). «Египтяне» и раньше наведывались в долину Нила – рыбаки палеолита периодически оседали на берегах могучей реки. Но теперь им предстояло прочно пустить корни в почву, ведь долина при всей ее протяженности узка и не дает возможности как встарь кочевать по открытым пространствам. Таковы предпосылки оседлости египтян, что же касается объединения Египта, то оно исподволь происходило задолго до того, как стало целью политиков Юга. Нил, как артерия связывал различные части страны, и «лодочные ватаги» прокладывали себе путь по Нилу – торгуя и общаясь, оседая на новых землях и воюя. В целом же, додинастика предстает перед нами как эпоха постпервобытности – время формирования письма, развитых религиозных культов, государственных образований.

образцы додинастического искусства
образцы додинастического искусства

С додинастическим периодом связаны проблемы и представления, которые невозможно не осветить.

Во-первых, это проблема происхождения египетского народа и государства. Начало изучения доисторического Египта, связанное с именем британского археолога Флиндерса Питри, породило теорию так называемой додинастической расы, якобы пришедшей в Египет на заре его истории и привнесший цивилизационные элементы в среду «дикости и варварства». На примере этой теории и дискуссий, развернувшихся вокруг нее, мы видим, как политическая мода оказывает влияние на научные представления. Так, когда-то эта теория пользовалась популярностью, ныне же в эпоху, ушедшую от колониализма, истоки египетской культуры видят в деятельности автохтонного (коренного) населения, теорию же династической расы считают отжившей. Но дело не только в политической моде – гипотеза династической расы объективно устарела.

Во-вторых, это проблема возникновения письменности, государства и религии. В зависимости от мировоззренческих оснований, до сих пор выдвигаются разные причинно-следственные схемы возникновения письма и государства на территории Древнего Египта. Одни предпочитают выдвигать на первый план экономический детерминизм, другие же говорят о самоценности письма или же его возникновении в качестве средства выражения религиозного чувства. В этом же смысле толкуется и возникновение государства. Когда-то популярностью пользовалась «гидравлическая» теория Вифогеля, согласно которой государство возникло как запрос на осуществление ирригационных работ, а именно для их координации. Но применительно к истории Египта эта теория терпит крах, ведь единой системы ирригации на территории Египта не было до позднейших времен – каналы, плотины и запруды создавались усилиями местного населения в каждой отдельной области, без указки сверху. Говоря о государстве нужно понимать то религиозное чувство, что толкало египтян на размышления о посмертном существовании, а царя делало гарантом благополучия в загробной жизни. Сакральность царской власти – это то, на чем держался древний Египет, а когда вера в эту сакральность оказывалась под сомнением Египту всегда грозили неприятности переходных периодов. Что же касается упомянутого религиозного чувства, то это религиозное чувство всегда сопровождало египтян, как в историческое, так, можно и не сомневаться, в доисторическое время. Это то самое Sensus divinitatis (лат. – чувство Бога), концепт созданный еще Ж. Кальвином и в настоящее время развитый философом Алвином Плантингой – двигатель древнеегипетской мысли во всех ее проявлениях. Египтяне постоянно ощущали присутствие божественного, стремились к нему. В данном случае для египтян, вера была тем, чем она представала перед Фомой Аквинским – сущностью вещей, побуждающей надежду.

додинастические палетки
додинастические палетки

В-третьих, антропологические изыскания ведут прочь от формулировок в понятиях расы, к пониманию населения Египта как популяции, не связанной единым этническим происхождением. С этим же связаны и вопросы о египетском языке – как полноценном семито-хамитском языке, либо же как о семитском языке, искаженным африканским воздействием. Современный египтолог Тоби Уилкинсон модернизирует историю Египта, говоря о египетском государстве как о национальном, словно подразумевая, что институт царской власти и единая культура объединили различные этносы в нацию. Но это всего лишь модернизация – рядить Древний Египет в шелка национального государства, словно сошедшего со страниц истории Нового Времени неправильно. Но что-то все же объединило этих людей, принадлежавших разным этносам и порой с различным цветом кожи. Единое культурное пространство, на котором произросли сходные политические и социальные интституты.

В истории додинастического Египта множество темных пятен и вопросов, решать которые еще только предстоит. Несет она на себе и печать общую для всех этапов египетской истории – мы намного больше знаем о мире мертвых, чем живых и именно в додинастический период формируется то особое отношение египтян к миру загробному, который возвышается над миром живых. Но это свойство далеко не только египетской цивилизации. Культуры по всему древнему миру питались особым отношением к смерти, загробному существованию, что нашло выражение в мегалитической культуре, следы которой мы находим в доисторическом Египте – в рядах и кольцах камней Набта Плайи, в западной пустыне.

Изначально ученые практически ничего не знали о додинастическом Египте. До рубежа XIX-XX веков проблема доистории человечества вообще представлялась как нечто туманное. Наука не размышляла о первобытности (а когда это попытался сделать Буше де Перт его подняли на смех), так же сложно ей давался и вопрос о дописьменных корнях великих цивилизаций.

Открытие тайны иероглифики стало прорывом XIX века, и первоначально египтологи занялись расшифровкой тех письменных источников, что оказались на поверхности. Додинастика же, как мы уяснили - это поле, на котором работать нужно с помощью археологии. Археология же Египта оставалась в зачаточном состоянии. Ситуация стала меняться лишь с появлением такой фигуры как Флиндерс Питри и некоторые его современники.

обрывки Туринского царского списка
обрывки Туринского царского списка

До открытий того времени, историю Египта начинали как правило с царского периода, вхождение в который обеспечивала традиция, идущая от Манефона. Если мы посмотрим на многие обобщающие труды по истории Египта, в том числе те, что были изданы в первой половине XX века, то заметим почти полное игнорирование доистории. Это неудивительно – основа исторических обобщений - это письменные источники, археологические же свидетельства, которые накапливались столь скупо, требовали интерпретации.

Посмотрим на классический труд конца XIX века, за авторство Г. Бругша, как там начиналась история Египта? Что говорил маститый немецкий египтолог о началах египетской цивилизации?

Бругш начинает свое изложение доисторического времени с того, что определяет его как времена дикости, то есть он следует в русле социально-антропологических теорий Моргана, определявших доисторическое время как эпохи дикости и варварства. Здесь сказывается непонимание учеными того времени культуры и разнообразия доисторического времени. Время доисторическое, раскрывается Бругшем через легенды самих египтян, как пространство чистого вымысла. Для египтян же, как уже говорилось, доисторическое время начиналось с правления династии богов. И далее Бругш приводит списки этих богов-царей по фиванскому и мемфисскому учению. Дальше можно и не продолжать. Вывод один – о доисторическом Египте в то время ученые не знали просто ничего.

Ситуация вскоре изменилась. Открытие додинастики началось с археологических работ ученика Флиндерса Питри – Джеймса Эдварда Квибелла. Ведя раскопки близ древнего Иераконполя (Нехена) он обнаружил предметы, на которые были нанесены имена и изображения царей, что правили Египтом до Менеса (по Манефону – перового царя единого Египта). Можно только представить тот священный трепет, который охватил археологов Квибелла и Грина, когда в иераконпольском хранилище им удалось обнаружить зеленовато-черную пластину, с изображением неизвестного науки царя, с надписью из двух иероглифов – «Нар» и «Мер». Фигура древнего царя высилась на этом камне (ныне известном как Палетка Нармера), под благословляющим взглядом двух богинь-коров, с булавой, занесенной над приклонившим колени врагом. Символ могущества царской власти – величественный и агрессивный.

-8

Ключевыми находками, которые дали доступ к доисторическому (протодинастическому) времени стали булава царя Скорпиона и палетка Нармера. Вскоре Квибелл и Питри исследовали район между Нагадой и Балласом, где были ими обнаружены необычные, древние захоронения, которые и побудили сделать Питри предположение о существовании так называемой «новой расы» (она же в дальнейшем – династическая).

Действительно, ученые столкнулись с чем-то необычным, по сравнению с теми захоронениями, которые обычно связывали с Египтом. Но как покажет история дело было не в том, что новые захоронения принадлежали какой-то необычной расе, а в том, что они принадлежали другому – доисторическому времени.

Дальнейшая разработка протодинастического периода оказалась связана с раскопками Ж. де Моргана и Э. Амелино. Вскоре, на основании раскоп в Эль Кабе, Дж. Квибелл сделал вывод о том, что до времен фараонов существовала богатая додинастическая традиция, со своей спецификой и особенностями.

Началось и исследования додинастических культур – здесь пионером выступил Флиндерс Питри, который создал систему относительной датировки. Основываясь на разбитой керамики с мест раскопок, Питри ввел датировку, которая охватила ранние стадии египетской цивилизации. А именно она охватила период от Амратской культуры вплоть до исторического времени. Вскоре, другими археологами была открыта наиболее ранняя додинастическая культура Египта – Бадарийская.

Вскоре протодинастическая династия «0» (получившая такой номер, как не укладывающаяся в традиционную схему Манефона) утвердилась в представлениях ученых о началах египетской цивилизации. Додинастические имена Нармер и Скорпион вошли в лексикон египтологов. Появление на свет династии «0» было запечатлено следующим текстом У. Флиндерса Питри: «Положение Нармера теперь зафиксировано открытиями в Абидосе как соответствующее началу первой династии... король Скорпион должен стоять рядом с Нар-мером, являясь, вероятно, его предшественником, если это имя не может быть в действительности другим титулом того же самого лица. Первая династия, кажется, целиком пребывала в Абидосе; ни одного имени этой группы не было обнаружено в Иераконполисе. Положение Кха-секхемуи ясно показано природой предметов, найденных в могиле в Абидосе, — быть после первой династии, и, вероятно, до середины второй династии. И с точки зрения высоко развитого стиля статуи Кха-секхема, он должен быть помещен приблизительно в этот же период. Из его имени, которое является более простой формой, чем имя Кха-секхемуи, следует, что он скорее всего предшествовал этому королю. Таким образом, двое из этих королей принадлежат, вероятно, к концу династии десяти королей, правивших до Менеса, которая, поскольку она предшествовала первой династии, должна называться здесь нулевой династией (династией 0)».

раскопки в Египте
раскопки в Египте

В дальнейшем, на протяжении всего двадцатого века ученые продолжили углубляться в материю доисторического Египта. В какой-то момент династии «0» стало недоставать для описания додинастических времен и на свет появился такой конструкт как династия «00». Совершенствовались археологические методики, были открыты додинастические и неолитические культуры Египта, велось описание артефактов из камня, кости и металла. Проблема генезиса древнеегипетского государства прочно вошла в списки ключевых тем истории Древнего Египта. И ныне спустя более века после открытия додинастических царей, мы сталкиваемся с текстами, которые в осмыслении начал египетской истории опираются на широкий круг археологических свидетельств, и богатую традицию теоретизирования.

Нынешний уровень осмысления преддинастического периода освещен во многих статьях и специальных монографиях, издающихся как за границей, так и в России. Додинастический Египет по-прежнему ставит перед учеными проблемы интерпретации данных и археологических свидетельств. Можно с уверенностью сказать, что ученые достаточно глубоко вошли в проблематику как неолитических культур Египта, так и проблемы формирования египетского государства.

Как можно резюмировать достижения египтян в додинастический период. Поговорим о материальной, социальной, политической и духовной сферах общественной жизни применительно к доисторическому Египту.

Египтяне додинастического периода перешли от глины к камню. Камень и раньше являлся материалом для изготовления орудий, но теперь он становится чем-то большим – материалом строительства. Закрыв глаза мы можем увидеть все эти додинастические культуры – Файюм А, где на берегу Меридова озера найдены лишь силосные ямы, в которых хранилось зерно, Меримде-бени-Салама, где домики из плетенки и глины выстраивались по бокам настоящей улицы, и более поздние строения в настоящем городе – Иераконполе – уже созданные из камня, и с этого момента о Египте справедливо говорить, что это цивилизация камня (в противовес Месопотамии – цивилизации глиняного кирпича). Египтяне на протяжении всего этого времени совершенствовали свои навыки и умения. Орудия становились все эффективней и прогрессивней с технологической точки зрения – будь они сделаны из дерева или из кости, из камня или металла. Египтяне изготавливали не только утилитарные орудия, но и украшения, ритуальные предметы, строили дома и создавали произведения искусства. Чтобы показать, что египтяне того времени достигли истинного мастерства достаточно взглянуть на сохранившиеся палетки – с вырезанными сюжетами, символами, образующими настоящее повествование, раскрывающими внутренний мир додинастических египтян. Ну и конечно египтяне того периода стали вести оседлую жизнь и перешли к скотоводству и земледелию. Скотоводство, как и собирание диких злаков, зародилось еще в саваннах, что были на месте нынешних пустынь, а вот к земледелию египтяне перешли много позже, чем их соседи из Месопотамии. Но об этом позже.

В социальной сфере додинастическое общество двигалось от относительного единства палеолитических времен к дифференцированному обществу цивилизованной эпохи. Смотря на многочисленные некрополи, захоронения, относящиеся к позднему додинастическому периоду, мы можем увидеть, как люди того времени расходились в стороны – одни, как это водится, становились богаче, другие беднее. Одни могли позволить себе слуг, украшения и гробницу, другие же сами становились слугами. Додинастический период – это время процветания (первого процветания) торговли – именно торговля, наравне порой с войной, связала территории Верхнего и Нижнего Египта в единое целое, позволила установить контакты, возникнуть единому культурному пространству. Торговля связала Египет и с более далекими странами – отсюда цилиндрические печати из Месопотамии и ценный лазурит, который добывали на территории современного Афганистана.

лазурит
лазурит

В политическом плане додинастический Египет проделал сложный путь от вождества к институту царствования. Политическая власть лидеров, а потом и их преемников в рамках рода, оказалась возможна по мере того, как египтяне все больше прикипали к земле по берегам Нила. Если раньше первый человек племени должен был быть просто лучшим охотником – первым, но среди равных, то теперь вождь начинал играть все большую роль. В фигуре додинастического царя сходятся линии покорения природы, окружающих территорий и самой смерти. Вождь, а в будущем царь должен был бросать вызов окружающему миру. И легко установить связь между петроглифами, которую рисуют доисторических вождей, как покорителей дикой природы, удачливых охотников и классическим египетским праздником Сед, в ходе которого царь, при «обновлении» его царствования должен был продемонстрировать собственную силу и ловкость. Охота, состязание с диким зверем, станет неотъемлемой частью образа царской власти. И цари Египта на протяжении всей истории будут соревноваться в таких вещах, как количество убитых львов. Убивали ли они их на самом деле? Возможно не все, но главное чтобы подданные так думали. Порой это состязание с природой приводило к печальным последствиям, так первый царь (по традиции) Менес был «унесен гиппопотамом», о, горе! В додинастический период шли войны, которые обретали все более зримые очертания, и им даже посвящены отдельные современные статьи и монографии. Конечно, не стоит понимать эти войны как войны классической древности – сохранялось в них все еще что-то от первобытных стычек, но тем не менее и здесь время не стояло на месте. А кто воевал? А воевали, первоначально, отдельные группы египтян – те же моряк на додинастических лодках, а в дальнейшем воины доисторических федераций. Объединение Египта результат политической эволюции, выраженной в четыре этапах:

1) Возвышение отдельных городов – протогосударственных центров и их царей

2) Консолидация земель и различных городов в федерации

захоронения Иераконполя
захоронения Иераконполя

3) «Соревнование» между этими федерациями. Так борьба в Верхнем Египте, по мнению современных историков, в конечном счете, развернулась между Нубтом, с одной стороны и союзом Чени и Нехена, с другой. Конечно и этому союзу возможно предшествовала своя война, но на позднем этапе все обстояло именно так. Нубт оказался побежден и цари Чени-Нехена стали проводниками идеи «египетского единства» (да, это безусловно модернизация, но игра слов порой помогает кое-что прояснить)

4) Покорение Севера Югом. Стало ли конечное объединение Египта результатом войны? Сложно сказать. Палетка Нармера и некоторые свидетельства (об угнанном скоте и 120000 пленников из Дельты) как будто говорят в пользу этого. Но само количество пленных намекает на нереальность подобной картины, и возможно это были не пленники, а переселенцы, бежавшие на юг от потопа в Дельте.

Что же касается духовных достижений додинастики, то мы их уже касались – Анубис и культ Осириса, появление символа «Джед», развитие искусства, появление письменности, зооморфных представлений о богах.

В дальнейшем мы будем подробнее говорить о додинастическом Египте, но на сегодня на этом – все.

Спасибо за внимание!