Неделю назад я написала статью про методику обучения Тепляковых, которую прочитали создатели этой методики. Сказали, что статья классная и рекомендуется к прочтению, но с одним пунктом не совсем согласны. Хотя когда я задала уточняющий вопрос, который каким-то образом вывел их на эмоции, они в общем-то подтвердили, что всё написано верно.
В той статье было мнение исключительно Е.Теплякова, в этой будет моё. Чтобы лучше понимать, что конкретно я комментирую, можно сначала прочитать Методика обучения Тепляковых. Без шуток и сарказма. Наиболее полное описание.
1. Чтение не основа всего. По 2 причинам.
1) Как ни крути, природу не обманешь. Человек устроен таким образом, что в раннем детстве основой развития является физическое развитие. Оно - базис, интеллект - надстройка (коммунистам, а Тепляковы-коммунисты - коммунистические аналогии))
Именно поэтому, например, современные педиатры и детские массажисты делают акцент на том, что не нужно торопить ребёнка с ходьбой - пусть сначала поползает на четвереньках.
Когда крупная моторика освоена, начинает развиваться мелкая. И её значение сложно переоценить. Поэтому, когда Наталья говорила, что она редко рисует /лепит с детьми, потому что считает это бесполезным, мне было удивительно слышать подобное . Я могла бы понять, что ей это не интересно - согласна, не самое увлекательное занятие для взрослого человека, но отрицать пользу для детей - очень и очень странно.
Так вот, мелкую моторику развивать нужно обязательно. На её базе будет развиваться интеллект.
2) Ведущая деятельность этого возраста не учёба. В детской психологии есть понятие "ведущей деятельности" - это деятельность, имеющая определяющее воздействие на развитие ребёнка как личности.
До года - это эмоциональное общение с мамой или человеком, её заменяющим.
От 1 до 3 - предметная деятельность (взаимодействие с предметами и познание мира через них и общение со взрослыми).
От 3 до 7 - ИГРА. Как бы нам, взрослым, не казалось это незначительным - ну носятся дети, выдумывают там себе что-то, а, ерунда какая-то - для детей этого возраста игры жизненно необходимы для того, чтобы развиваться полноценно.
Что делают Тепляковы? Они заменяют игру учёбой, внося в неё элементы игры. Ведущая деятельность их детей - это обучение, игра и общение со сверстниками - что-то побочное, менее важное, по остаточному принципу. Должно быть наоборот.
Про само обучение чтению - очень спорным является момент с переходом количеством в качество, т.е чтобы научиться читать хорошо, ребёнок должен читать много и в первое время понимание не особо важно. Я верю, что это может так сработать для отработки чтения как навыка. Но насколько это разумно....
На мой взгляд, будет лучше постепенно усложнять литературу, которую ребёнок читает, т.е изначально давать ему что-то максимально простое, что он может прочесть и ПОНЯТЬ! Затем постепенно-постепенно увеличивая объём и сложность.
Прочитанное должно обсуждаться. С тем, что прямых вопросов, как в школе, лучше не задавать, дабы не отбивать желание читать, я согласна. Но ненавязчиво выяснять, что чадо поняло из прочитанного, необходимо.
2. Мотивация.
Здесь согласна почти на 100%. За исключением того, что у малыша всё-таки есть внутренняя мотивация - лезут же дети, куда не надо, чтоб что-то выяснить. Их мотивация - интерес. Но чтобы чтение их интересовало, они должны понимать, что они читают, и им это должно нравиться. Возвращаемся в 1 пункт.
3. Безоценочность.
Для "домашнего пользования" - да, вполне неплохой вариант. Для школы - нет, совершенно точно. И да, я знаю, что в финской школе, считающейся одной из лучших в мире (часто слышу, что лучшей в мире) нет оценок, а результаты своих контрольных дети получают лично, в классе при всех это никогда не озвучивается.
Но Финляндия - другая страна с совершенно другими людьми. И их школьная система в целом у нас моментально превратится в хаос и анархию.
Дают ли оценки власть учителям и имеет ли место навешивание ярлыков - да, но совсем не в том масштабе, о котором говорит Евгений. И "ярлык" куда чаще появляется не из-за одной случайной тройки, как нам пытаются это представить, но из-за систематического хулиганства.
Помимо этого школа должна готовить к реальной жизни. А в жизни нас все и постоянно оценивают. И мы всех оцениваем. И в этом нет ничего плохого.
Но, если приучить ребёнка к тому, что он всегда молодец, потом его ждёт жестокое разочарование. Пусть он знает, что родители его любят и поддержат, несмотря ни на что, но есть объективные оценки его знаний/поведения, которые должны иметь для него значение.
4. Действие в зоне ближайшего развития - согласна, всё разумно.
5. Упрощение.
Для дошкольников и младшей школы - да, старше - лучше без этого.
6. Цензура.
Я бы сформулировала так: родители должны следить (не маниаkaльно, с проверкой всех гаджетов, лазанием в личные дневники и пр., но просто приблизительно знать), какой контент потребляет их ребёнок. И это вопрос не кромсания школьной программы по истории и литературе - там всё нормально.
Здесь речь должна идти о соцсетях, ютубе и т.д.
7. Формальности.
Это напрямую зависит от того, какой результат вы хотите получить, что считаете важнее: умение следовать инструкциям, работать в системе, чётко выполнять задания или творчество, креативность, свободу мысли.
Нужно ли ребёнку, чтоб его загоняли в рамки и "упорядочивали" извне - многим реально нужно. Но также многим и нет.
Понятно, что в школе проще, когда у всех одинаковые тетради и записи, потому что так легче и быстрее проверять. Но это обусловлено нагрузкой учителя, а не потребностями учеников.
8. Работа на результат.
Из всех постулатов больше всего не согласна с 1 и этим.
Во-первых, имеет огромное значение, как результат был достигнут, каким интеллектуальным путём шёл ученик. Заучивание, даже при стопроцентном запоминании и воспроизведении, не является наилучшим способом достижения образовательной цели.
Во-вторых, если есть какая-то деятельность, которая ребёнку (или взрослому) просто нравится, нужно постараться дать ему возможность этим заниматься, даже если никаких видимых, ощутимых результатов нет.
Одно дело, отказать ребёнку в хобби, потому что оно слишком дорогое или далеко находится, а возить некому. И совсем другое, потому что он не бьёт рекорды и не добивается невероятных результатов. Это жестоко и глупо.
Ставьте лайк, подписывайтесь на канал! Пишите своё мнение в комментариях!)
P. S. Все статьи на эту тему по тегу #маша_б-с_алиса_теплякова