Этот термин французского происхождения (Arabesque) означает одну из основных поз классического балета, а в переводе буквально означает «арабский».
В этой позиции артист балета опирается на ступню целиком либо одна нога стоит на полупальцах или пальцах. Вторая нога — «рабочая» — поднята на 30°, 45°, 90° или 120° вверх с вытянутым коленом. При этом руки находятся в положении allongé (с французского — «удлиненный»): локти в немного согнутом положении смотрят вниз, как и кисти рук. В целом эта поза создает ощущение устремленности вдаль, пойманной легкости.
Существует несколько разновидностей поз арабеска. В классическом балете особенно распространены четыре варианта, описанные в системе А.Я. Вагановой. А в методике хореографа Энрико Чеккети насчитывалось пять вариаций арабеска. Эту балетную позу отличает широкая вариативность: чтобы изменить экспрессию арабеска, достаточно выбрать другое положение спины или головы либо сместить позицию рук и ног. Кроме того, арабеск можно выполнять в повороте или прыжке, сопровождать вращением.
Арабеск продолжает жить не только в классических постановках, но и в современных балетных спектаклях. Эту позу на сцене принимали артисты в постановках Жана Коралли на рубеже XVIII–XIX веков и в спектаклях Уильяма Форсайта начиная со второй половины XX века.
Понравилась статья? Читайте также:
— 5 современных балерин в партии принцессы Авроры
— Топ-5 современных российских балетных фотографов
Больше статей о балете, культуре и искусстве у нас на сайте, переходите ↓