Учитель — мужчина! Это всегда находка и большой плюс для школы. Учеников его присутствие дисциплинирует, женщин-педагогов стимулирует хорошо выглядеть. Да и мужской взгляд на рабочие процессы — всегда на пользу общему делу. Помните известную, практически народную кинокартину советских времён «Большая перемена»? С каким восторгом встречали в женском коллективе немножко странного, милого и совсем ещё «зелёного» Нестора Петровича! Мужчина пришёл преподавать в школу — событие!
Географ симферопольской общеобразовательной школы № 24 Валентин Сергеевич Пронин (или просто Валентин, как он мне представился) совсем не похож на вышеупомянутого киногероя. Вместо строгого костюма — джинсы и трикотажный кардиган, вместо галстука — серьга в ухе. Признаюсь, столь не характерная для учителя деталь сразу бросилась мне в глаза. Правда, особого удивления не вызвала: сегодня такое уже мало кого удивит. Кстати, если не ошибаюсь, начало ношения подобного аксессуара на Руси было положено военными казаками. Но дело даже и не в этом, а в том, что увидела и узнала после — вот уж, действительно, неожиданно.
В детстве я любила играть в учителя. Рассаживала кукол на диване, строгим голосом вызывала их к импровизированной доске, ставила отметки в дневники — двойки обязательно. Откуда мне, ребёнку, было известно, что такое учёба? Но ведь знала же! Когда подросла, ни в чём моё представление о школе не переменилось. Усталость, раздражение, контроль, дисциплина, авторитарное образование… Именно так охарактеризовала бы то, что ежедневно наблюдала в школьные годы. Потом учились мои дети. И снова по кругу — всё те же знакомые требования и нормы.
— К ученикам надо относиться, как к взрослым людям. Они это очень ценят. А раз мы на равных, то незачем портить друг другу настроение и разводить скуку, — прокомментировал Валентин, когда я в полном восторге и недоумении вышла с его урока. И было от чего! Казалось бы, серьёзная тема «Европейский юг» — а получилось азартно, легко и даже весело! Сидела, как заворожённая: ловила каждое слово, разглядывала, разгадывала. С интересом наблюдала, как ученики дегустировали минеральную воду из бумажного и пластикового стаканчиков — определяли, где из крымского, а где из кавказского источника. А учитель тем временем продолжал фонтанировать оригинальными заданиями и вопросами. Было ощущение, что он сам только-только узнал какие-то потрясающие сведения, пришёл и сразу увлёк всех.
— Всерьёз интересуюсь географией, мечтаю объездить весь мир, — признался тридцатидвухлетний преподаватель с десятилетним стажем (сложно в это поверить!). Если горишь сам, и другие это чувствуют. Хочешь вызвать интерес — удиви. Бывает, дома что-то читаю, смотрю и вдруг нахожу любопытный факт — в голове мгновенно срабатывает: надо бы ребятам рассказать. Жду не дождусь утра.
— Как вы оказались в школе? — не удержалась я от вопроса.
— Никогда не думал и не планировал. Когда ещё был студентом, попросили подменить учителя. Так и остался, прикипел. Контакт с ребятами — для меня самое важное. Интуитивно понял, его нельзя создать искусственно. Ни при помощи дешёвых штучек, ни пользуясь своим положением. А если он есть, всегда найдётся повод поговорить — о том, что узнал или понял. Подростки доверяют мне свои секреты (и я это очень ценю). Общение продолжаем в социальных сетях. Там ещё проще получать обратную связь. Дети заходят ко мне на страницу в «Инстаграм», а я — к ним. Вижу, чем увлекаются, какие темы их волнуют. Удобно, экономит время. Всегда можно отреагировать, если у подростка проблемы.
Похоже, подобным приёмом — не бояться ошибок — Валентин руководствуется и на уроках. С удивлением отметила: принимает любые ответы. Обозначает тему, ставит вопрос, а ребята выдвигают гипотезы. Правильные или неправильные — так или иначе это путь к познанию. «Не страшно, если ошибётесь, — приободряет наставник. — Кирюха, смелее! Машуля, какие предположения? Пробуйте, ищите! Так быстрее нащупаете верное решение».
Для большинства ребят такое обучение, когда учитель не делает поспешных выводов, а поправляет, дополняет, гораздо важнее, чем оценка, считает Валентин. Даже если «тройка», почему бы не обсудить, чтобы появилось желание понять?
Надо признать, профессия «школьный учитель» сегодня претерпела большие изменения. Но вот только всех ли они коснулись? Да и утверждение, что начинающий специалист более продвинутый, похоже, тоже не всегда соответствует истине. Нередко и молодые ничего не привносят нового, а становятся на заезженные рельсы авторитарности. Попадая в среднестатистическую школу, впитывают покрытый вековой пылью опыт: быть с детьми построже, держать дистанцию, не позволять садиться себе на голову. Главные инструменты — единица в журнал, замечание в дневник, жалобы родителям. Идут проторенной дорогой. Но куда? Это ли не самый короткий путь к профессиональному выгоранию?
Подобного не происходит, если педагог одарён от природы, понимает и чувствует, как надо. Возможно, молодость всё-таки помогает (ты ближе к ученикам), кому-то везёт с начальством — не ставят палки в колёса, а наоборот, во всём поддерживают, кто-то читает полезные книги, смотрит правильные фильмы. Гораздо меньше случаев, но они всё-таки есть, когда и возрастные учителя идут в ногу со временем — скачивают современные цифровые программы, переходят в интерактивный формат, не возводят стен между собой и учащимися, признают, если в чём-то не дотягивают, и не перестают учиться.
Школу часто называют храмом знаний, где сеют разумное, доброе, вечное. Упомянула об этом в беседе с Валентином, спросила его мнения — он пожал плечами:
— Никто не может быть уверенным в своей непогрешимости и стопроцентной правоте. И знания учителя не абсолютны. Тем, кто всерьёз, без иронии берёт эту формулу за основу, могу только посочувствовать. Как это возможно знать наверняка, что нужно детям и что именно сеять?
— А чем же тогда руководствоваться?
— Своим мироощущением. Но прежде, думаю, надо покопаться в себе: откуда вдохновение, а откуда раздражение. В трудных случаях кому-то помогают искренность и юмор. Мне так точно. Когда вижу, что дети подустали (а нагрузка у них, сами знаете, какая), отвлекаются, теряется внимание, вворачиваю какую-нибудь шутку для поднятия настроения. Если никто не улыбнулся, не засмеялся — по сути, урок не получился.
Валентин Пронин стал учителем года, пройдя городской этап Всероссийского конкурса и опередив 12 педагогов из других школ. Конкурсный урок, мастер-класс, внеурочное занятие, разработка образовательного проекта, подготовка эссе философского характера, проведение публичной лекции… Это было похоже на настоящее испытание. И результат — абсолютная победа!
— Делай, что должно, и будь, что будет. Золотое правило! — улыбнулся Валентин. — Конечно, без волнения не обошлось. Особенно перед открытым уроком в незнакомом классе. Но дети меня приняли. Мы сразу как-то поняли друг друга и подружились. Опыт получил огромный. И мотивации стало больше — идти дальше. Теперь мечтаю проявить себя уже на региональном уровне.
— Успехов вам! Уверена, всё получится.
— Спасибо.
Елена ЗОРИНА
Фото Валентина ГУСЕВА