Найти в Дзене
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Закрытие газопровода EastMed знаменует победу Турции в Восточном Средиземноморье

Неверно истолковав решение Вашингтона, турецкое правительство назвало этот шаг огромной победой Анкары. Правительство президента Реджепа Тайипа Эрдогана всегда утверждало, что единственный способ экспортировать газ в Европу - через Турцию.

В этом месяце Соединенные Штаты удивили Грецию и двух ее основных партнеров по Восточно-средиземноморскому газовому форуму, Израиль и Кипр, отозвав свою поддержку газопровода, который соединил бы их с Европой. Изменение взглядов американцев было якобы оправдано необходимостью сосредоточиться на чистых источниках энергии и тем, что этот проект не соответствовал европейскому плану зеленой энергетики.

Вместо этого Вашингтон призвал страны рассмотреть два альтернативных проекта передачи электроэнергии: интерконнектор EuroAfrica, предназначенный для доставки электроэнергии из Египта через Кипр, а затем в Грецию и Европу через Крит, и родственный проект EuroAsia, который начинается в Израиле и соединяется с Европой через Кипр. Оба проекта объединяют электрические сети этих стран с европейскими.

Идея газопровода EastMed возникла после обнаружения крупных месторождений газа в территориальных водах Кипра, Египта и Израиля. Трубопровод, стоимость которого оценивается примерно в 6–7 миллиардов долларов, многими рассматривался как нереалистичный проект, учитывая потенциальные изменения в структуре энергопотребления в Европе, его исключительную сложность и стоимость, а также потребности в финансировании. Скорее всего, он не оторвется от земли, а тем более не будет завершен к 2025 году, как планировалось.

Государственный департамент США отказался от поддержки проекта, представив «неофициальный документ» - неформальный способ выражения предпочтений или требований правительства без прямого указания авторства. Предположительно, содержание могло быть передано в устной форме, за исключением того, что Вашингтон, возможно, пытался избежать ситуации, когда его сообщение было разбавлено. Даже если США, возможно, думали, что они несут ответственность в рамках механизма встреч 3+1 с Кипром, Грецией и Израилем, предназначенного для поощрения регионального сотрудничества, факт остается фактом: решение о строительстве трубопровода остается за этими тремя странами и европейцы, а не Вашингтоном.

Точно так же, проект не соответствовал будущим планам Европы по зеленой энергетике, поэтому это тоже было европейским решением. Ведь и Греция, и Кипр являются членами Евросоюза. Но в нынешнем виде это заявление было бы воспринято Вашингтоном как попытка силового воздействия на стороны. Время выхода в свет неофициального документа было неудобным. Европа и США находятся в гуще одного из самых опасных противостояний с Россией из-за Украины. Российские газопроводы отапливают европейские дома и топливную промышленность. Если бы президент Владимир Путин напал на Украину, похоже, что недавно построенный газопровод «Северный поток-2» в Германию стал бы первой целью ответного удара.

Даже если бы трубопровод EastMed был нереалистичным вариантом, было бы более проницательно позволить Путину думать, что у Европы есть другие варианты? Противодействие администрации Джо Байдена газопроводу EastMed проистекает из ее очень публичной, почти идеологической приверженности ускорению перехода на возобновляемые источники энергии. При этом коннекторы EuroAfrica и EuroAsia имеют преимущество в гибкости источников, то есть электроэнергию можно получать из различных источников, от солнечной энергии до природного газа. Первый этап EuroAfrica, между Египтом и Кипром, планируется ввести в эксплуатацию к декабрю 2023 года, а второй, от Кипра до Греции, - в конце 2024 года.

Планирование соединителя ЕвроАзии, напротив, не так продвинуто, как его африканский аналог. Тем не менее газ региона найдет выход в регион. Удивительно, но Израиль недавно согласился на поставку части своего газа в Ливан обходным путем, но, что более важно, Египет наращивает свои возможности по производству СПГ (сжиженного природного газа). Это позволит Каиру экспортировать свой собственный газ, а также газ своих соседей на более разнообразный и гибкий рынок.

Первоначальное соглашение EastMed от января 2020 года между Кипром, Грецией и Израилем и включение в него других стран, включая Египет, Палестину и Францию, представляет собой фундаментальный геополитический сдвиг в регионе, который сохранится независимо от судьбы трубопровода. Это помогло создать антитурецкое партнерство, призванное сдержать все более напористую политику Анкары в регионе, а также открыть новые возможности для сотрудничества.

Полностью неверно истолковав решение Вашингтона, турецкое правительство и его пресса приветствовали этот шаг как огромную победу Турции. Анкара всегда возражала против строительства газопровода, утверждая, что единственный способ экспортировать газ в Европу - через Турцию. Проблема заключалась в том, что правительство президента Реджепа Тайипа Эрдогана оттолкнуло Израиль, и, кроме того, Турция не признала Кипр, что делало любую подобную сделку невозможной. Израиль, объединившись с Кипром, сделал будущее сотрудничество с Турцией по газу маловероятным.

В последнее время турецко-американские отношения были напряженными; Анкара оказалась не на той стороне, поскольку споры по поводу покупки Турцией российских зенитно-ракетных комплексов С-400, которые могут поставить под угрозу американские самолеты F-35, разногласия по поводу северной Сирии и ряд других разногласий отдалили двух союзников. В то время, когда правительство Эрдогана изо всех сил пытается сдержать экономический кризис, усиливая разочарование дома и чувство осады, для Анкары неудивительно, что решение США о трубопроводе преподносится как хорошая новость.

Здесь же кроется и другая проблема: учитывая склонность турецкого руководства верить в собственную интерпретацию событий, не заставит ли это его просчитаться и вновь поднять ставки в Восточном Средиземноморье? Время покажет.

ГЕНРИ ДЖ. БАРКИ, профессор международных отношений в Университете Лихай, Вифлеем, штат Пенсильвания. Статья предоставлена Syndication Bureau