Зимние вечера - самое время вспоминать о прошлых поездках и мечтать о новых. Сегодня я расскажу о нашей первой с Марысей дальней поездке. Может 800 км от дома это и не так далеко, но для нас тогда это было впервые. В принципе я уже давно хотела побывать в Пскове, но все никак не складывалось. А тут вдруг подумалось - а почему бы и нет, машина есть, препятствий нет. Только вот стремно как-то, первый раз все-таки. А тут еще окружающие смотрят на тебя с ужасом и спрашивают: "Ты на ниве собралась ехать? Серьезно? Так далеко? А вдруг она сломается? Да у нее стандартные сиденья, спина развалится так далеко ехать".
Ыыыыыы. Да мне и самой было страшно, но тяга к приключениям победила. Для начала мы нашли компаньонов. Правда из 3-4 машин попутчиков в итоге осталась одна, ну да ладно. Затем я долго и планомерно доставала ребят в автосервисе: поменяли все, что только можно было, сменили масла, 100500 раз потом проверили уровень масел везде. Это меня не удовлетворило, поэтому ГСМ ехали и с нами (работники сервиса были удивлены - на фига мне трансмиссионное масло, но и оно тоже было в комплекте, спокойнее мне так). Время выезда близится, а мне страшно (Марысе, наверняка, тоже, вряд ли предыдущий владелец отличался таким желанием путешествовать). Не знаю, как ребята в сервисе меня не послали, ибо мы еще несколько раз ее поднимали на подъемнике, чтобы посмотреть все ли в порядке. А сколько раз они отвечали на мои вопросы: "Блин, а она точно доедет? А назад вернется?". Накануне выезда паника победила, поэтому запас необходимых вещей пополнился кучей лампочек, предохранителей, запасным бензонасосом и даже запасной фарой, а также целой кучей руководств по эксплуатации семейства ВАЗ 21214.
Выезжать решили в ночь. Многие нас упрекают, что мы везде галопом. Но вокруг столько мест, куда хочется успеть, а свободного времени так мало (( Ехали мы на майские праздники и на все про все у нас было 2 ночи и один полноценный день. Так что к 18.00 все загружено, баки залиты под завязку, и мы выдвигаемся на встречу со вторым экипажем.
Дорога до Смоленска ничем примечательным не запомнилась. Трасса ровная, асфальт приличный. Нива по трассе отлично идет около 100 км (может и больше, но вопрос - на фига? После 110 км начинают сопливить все сальники, да и стремное это занятие). После Смоленска... Не знаю, изменилось ли что-то с 2018, но тогда это было весело.
Начались приключения прямо на трассе. Ехало нас 5. К вечеру в моей машине остался штурман, а наш зав. продуктами отправилась спать к ребятам в рено. И вот едем мы спокойно, как вдруг из леса вылетает сова и со всей дури бьется нам в стойку (немного левее - разбила бы лобовое стекло), отлетает от нашей машины и под колеса едущему за нами фольксвагену. За ним идет наше рено, а дальше фура. Очень жаль сову, но шансов у нее не было. Ну а теперь представьте - ночь, свет фар, ровная трасса, все отлично, и вдруг что-то со всей дури врезается тебе в машину. Я ошарашено спрашиваю: "Рома, что это было?". Штурман у меня отличается своеобразным чувством юмора и выдает: "По-моему, летающее бревно".
Проезжаем немного и тормозим. Ребята выходят из второй машины и наш зампрод начинает бурно возмущаться: "Чтобы колеса отвалились у того, кто сбил сову!". Я, скромно потупив глаза, говорю: "Эт я сову сбила. Но не нарочно, сама она прилетела". Забегая вперед - колеса у нас остались на месте.
Сову помянули, впереди еще около 500 км пути. Утром надо быть на месте, так что по коням.
После Смоленска мы ушли на Усвяты-Невель-Опопчку. Ыыыыыы. Там нас ждал платный участок дороги. Такого треша больше я нигде не встречала. Во-первых сам пункт сбора денег. В 2 часа ночи перед нами внезапно возник строительный вагончик и шлагбаум. Далее второй шок - проезд 200 р. Никаких альтернативных путей объезда просто нет (ну может где-то огородами и есть, но не в 2 ночи же искать).
Что ожидает увидеть водитель за 200 р? Хороший асфальт, разметку, нормальное освещение трассы, отсутствие населенных пунктов на пути следования. Но нет, не в этот раз. За 200 р. (!) в этот аттракцион в Усвятах мы получили ремонт дороги сразу же после пункта оплаты. За ремонтом дороги… нормальная дорога заканчивается. Асфальт как после бомбежки. И разметки тоже почти нет. Это адская жесть — ночью по узкой двухполосной (!) дороге, без разметки, с песчаной обочиной. Просто сказка, а не дорога. И, естественно, населенные пункты по полной программе - all inclusive. Кстати второго пункта, обозначающего, что ты выехал с платного участка нет. Т.е. от Пскова ты спокойно едешь, а потом оказываешься в Усвятах — и вуаля, платите денежки.
В Невеле нас ждал сюрприз от навигатора. Милая электронная женщина привела нас к мосту через Западную Двину, который на картах есть, а на деле нет )) В полной темноте мы подъезжаем к Западной Двине и милая женщина предлагает нам "продолжать движение прямо, 5 км". Вброд почему то никто не захотел. Пришлось развернуться и искать пути объезда.
К утру возникло непреодолимое желание спать (т.к. накануне никто так и не успел выспаться). Да и в принципе потом, когда бы не выезжала, все равно с 4 до 6 утра рубит неимоверно. Остановились под Опочкой поспать. Никогда так сладко не спала, как свернувшись калачиком на сиденье нивы )) Да, да, я знаю толк в извращениях и умудряюсь спать прямо на водительском сиденье нивы.
Часов в 7 у нас побудка. Согреваемся теплым чаем и продолжаем движение. Первая культурная остановка - город Остров. Исторический центр его действительно находится на острове, к которому ведут два старинных цепных моста. На этом острове стоит церковь Николая Чудотворца 1542 года постройки.
Есть легенда, что на острове за 12-ю замками схоронена девица с приданным (сундуки со златом). Девицу охраняют коты. И кто сможет миновать котов и открыть все замки — получит и девицу, и приданное. Девицу не нашли, а вот коты нам встретились. Так что, может легенда и не врет.
А вот и те самые мосты, выглядят правда внушительно.
Напоследок еще одно фото с собором на площади города, это уже более поздняя постройка - Собор Троицы Живоначальной (построен в конце XVIII века).
Из Острова звоним в гостиницу (да, опытные путешественники могут начинать позорить меня, но я не чувствую в себе призвание жить в палатке, поэтому если есть возможность - предпочитаю гостиницы). Я выбрала отличную гостиницу "Соколиха" где-то на окраине Пскова, но если у вас машина - место отличное. Во-первых, на территории есть отдельные домики и общий корпус (мы как раз домик сняли), во-вторых, них своя закрытая парковка. И в-третьих, до центра Пскова на машине рукой подать. Короче, гостиница дала добро на заселение, поэтому мы бодренько мчим в Псков.
Ну не могла не сфоткать Марысю со знаком. "Кому чья, а мне досталась - трасса Е-95". Правда, когда Кинчев песню писал Е-95 была не там, но это мелочи )
Разгрузили свой филиал автосервиса, немного удивив окружающих (там местные спокойно шашлыки жарили, отдыхали, а тут мы с инструментами и запчастями). А после разгрузки - смотреть Псков. Блин, как же хотелось спать, но времени и так мало, а столько хочется посмотреть. Так что, собрав волю в кулак, едем смотреть Псковский кремль. Вообще, крепостные укрепления в Пскове уникальны, потому что крепостные стены опоясывали не только центр города, но и его окраины. Это был единственный город на Руси полностью обнесенный крепостной стеной.
Годом основания Пскова считается 903 г. С этим событием связано несколько легенд. Согласно одной из них город основала княгиня Ольга. Когда она объезжала северные земли, то на месте слияния рек Псковы и Великой увидела, как на каменистый мыс сквозь тучи упали три солнечных луча. Это зрелище настолько поразило княгиню, что она повелела возвести на этом месте собор во имя Святой Троицы и город.
Вот к собору мы и отправились в первую очередь. Подобных соборов три в России: Успенский собор в Кремле, Успенский собор в Смоленске и Троицкий собор в Пскове.
Парковка есть прямо рядом с кремлем, там мы и оставили Марысю.
Ну а мы первым делом к центральному собору. Издалека он кажется небольшим, но вблизи размеры собора впечатляют. Он долгое время служил центром жизни средневекового Пскова (здесь хранились рукописи и казна).
Крепостные стены Псковского Крома. Мне кажется, они и сейчас способны выдержать осаду.
Перед псковским Кромом располагается Довмонтов город, построенный во времена правления одноименного князя. Сейчас там находятся только фундаменты старых церквей. Сам князь был признан святым. И с его именем тоже связана одна интересная легенда. Первоначально в Кром вели ворота от реки Великой — Смердьи ворота. И когда мощи князя хотели внести через них в Троицкий собор, гроб с телом князя не прошел в ворота. По преданию явился князь и отказался проходить через Смердьи ворота, так как это ниже его достоинства. Поэтому в Кром пришлось прорубать новые ворота — Великие.
После Крома пошли гулять по городу. Псков довольно компактный, поэтому Марыся осталась на парковке, а мы пошли осматривать 100500 древних церквей (ну в то время каменные строения в основном были церкви и крепости, поэтому древнюю архитектуру по ним и изучаем).
Первое, что встретили при выходе из Крома — памятник основательнице Пскова, княгине Ольге. Кстати, Ольга была первой русской княгиней, принявшей христианство (по преданию — раскаявшись после того, как сожгла древлян, чтобы отомстить за смерть своего князя). Легенда о том, как она расправилась с древлянами, кстати, довольно интересна. После того, как они убили князя, собиравшего дань, Ольга пошла с войском на них. Но битвы не было, древляне, увидев превосходство противника, предложили откупиться. И Ольга милостливо согласилась. Причем в качестве откупа она решила взять по одному воробью от каждого древлянского дома. Когда птиц доставили, Ольга велела к каждому воробью привязать кусочек ткани и поджечь (воробьев, кстати, очень жалко), воробьи, испугавшись полетели в свои гнезда (как раз к домам древлян). Ну вот а после этого можно и христианство принимать.
Церквей в Пскове реально множество. Обратите внимание на интересную архитектуру с открытыми колокольнями - это как раз типично для Северной Руси.
Вот так постепенно мы добрели до угловой Покровской башни. Покровская башня — уникальное фортификационное сооружение. Она самая крупная башня в Европе (!). Окружность стен у основания составляет 90 м. До башни то мы дошли, а тут же еще назад идти. Ноги болят, спать хочется... И как толпа зомби пошли назад.
Вот тут силы начали покидать шефа экспедиции, пришлось посидеть на лавочке с кузнецом. А для восстановления сил купить себе яблоко в карамели с посыпкой. Вся перемазалась карамелью, но осталась довольна. Ммммм. Вспомнила - и захотелось снова такое яблоко ))
А вот по пути нам встретились редкие примеры древней архитектуры - каменные боярские палаты (а может купеческие, кто их разберет). Во многих сохранившихся сейчас гостиницы. Если средства позволяют - можно почувствовать себя жителем древней Руси.
Насыщенный событиями день завершили осмотром монумента в честь Ледового побоища. Побывать в Пскове и не увидеть Александра Невского — это преступление.
И наконец в гостиницу. К палаткам я все-таки не готова. Мне вот греет душу, что в конце дня меня ждет мягкая кроватка и горячий душ ))
Продолжение следует )