Великие государственные перемены происходят не сразу и Октябрьская социалистическая революция готовилась не один день. Я предлагаю вспомнить этапы пути к ней, отраженные в нескольких, теперь малоизвестных, советских фильмах. Это будет особенно приятно, поскольку художественное воплощение событий, на мой взгляд, колеблется от просто добротного до шедеврального.
Как распределятся ваши оценки я не знаю, а свои постаралась выразить в обзоре. Начнем мы с редко освещаемой в кино темы - Февральской революции в России.
"Крушение империи" 1970 г.
Февраль 1917 года. Третий год мировой войны. Требуемое государем императором наступление на фронте окупается огромными человеческими потерями. Война истощает экономику, вгоняет в нищету население. В Петрограде - голод, забастовки.
Большевик Вакулин бежит из ссылки. По чужим документам, выдавая себя то за золотопромышленника, то за простого пассажира третьего класса, он добирается из Сибири в Петроград. Там - жена, маленький сын и, конечно, работа по преобразованию всеобщей политической забастовки в вооруженное восстание.
Такую задачу поставил Ленин. Над ее осуществлением работает подпольная большевистская организация. Полиция тоже не дремлет и отслеживает революционеров при помощи шпиков.
Один из них, Пантелеймон Никифорович Кандуша, день и ночь трудится над выявлением врагов государства, а может быть просто упивается тайной властью над арестованными: по закону военного времени им полагается смертная казнь. Агенту повезло: он открыл, что соседка его любовницы - жена беглого большевика Вакулина. Кандуша караулит добычу. Любовница, Дунечка, очень обижена его невниманием.
Министр внутренних дел Александр Дмитриевич Протопопов пытается договориться с членами Государственной Думы о программе действий. Обстановка в стране не влияет на его внимание к удобствам жизни. Министр заказывает новые сапоги и демократично восхищается работой мастера.
Члены Государственной Думы волнуются и дебатируют. Власть трещит по швам, надо что-то предпринимать, а то все решат рабочие и крестьяне, которые, что самое обидное, действуют, не обращаясь к думским избранникам. Один Керенский спокоен и на все готов: и в Совете рабочих и солдатских депутатов представительствовать, и во Временном правительстве.
Государь Николай Александрович гуляет по аллеям парка, радуется запаху снега, ждет писем от жены и часто обращается к портрету Распутина. Для него все просто: на фронте надо наступать, а волнения в столице - подавить, чтобы не огорчали императрицу. Он же самодержец всероссийский: как прикажет, так и будет. Император удивительно оторван от реальности.
Между тем, революционная ситуация вот-вот взорвется восстанием.
Фильм, можно сказать, - иллюстрация роли большевиков в Февральской революции. Он рисует обстановку и настроения разных слоев общества. Основан на исторических фактах, работах Ленина, дневниках и переписке последнего императора.
Подлинно письмо Александры Федоровны, цитируемое в картине: "А Ты один, не имея за собой армии, пойманный, как мышь, в западню, что Ты можешь сделать?" Как и фраза генерал-майора Дубенского: «Отрёкся, как будто эскадрон сдал..."
Картина показывает противников революции вполне человечно. Здесь есть политическая трактовка ситуации, но нет предвзятого образа врага. Единственным мерзким антигероем выглядит шпик, но только подлецы и шли на такие должности.
Полицейский агент Кандуша (Феликс Эйнас) и министр Протопопов, в исполнении Владислава Стржельчика, на мой взгляд, - самые яркие роли в картине. Стоит отметить также Алексея Грибова - жандармского генерала, Тамару Коновалову (фабричная работница Тоня), Михаила Волкова, более известного как Крамер/Крылов из "Сатурна", в роли Керенского и Владимира Белокурова (сапожник Кучеров).
Николай Еременко-старший (Сергей Ваулин), как обычно, - правильный партийный работник. Актриса Зинаида Кириенко - его жена Катя. Она всегда играет со страдальческим оттенком. В роли Натальи в "Тихом Доне" это было уместно, но здесь ее героиня должна бы выглядеть более твердой женщиной. Впрочем, женственному обаянию Кириенко сопротивляться трудно, даже если она играет не совсем то.
В фильме также снимались: Евгений Самойлов (инженер Петрушин), Анатолий Соловьев (большевик Скороходов), Павел Панков (председатель Государственной Думы Родзянко), Борис Клюев (депутат Шульгин) и другие знакомые советские артисты.
"В дни Октября" 1958 г.
7 октября 1917 г. Владимир Ильич Ленин и Надежда Константиновна Крупская, в сопровождении финского революционера Эйно Рахья, нелегально возвращаются на поезде из Финляндии, где Ленин скрывался от ареста по обвинению в организации вооруженного антиправительственного выступления. Со станции Удельная они пешком добираются до конспиративной квартиры Маргариты Фофановой, где неожиданно застают шумную вечеринку.
Крупская, пришедшая на разведку, выслушивает оправдания хозяйки, что она никого не принимала и знакомые просто потребовали от нее выйти из затвора, а то они обидятся. Фофановой удалось выпроводить гостей и Ленин с женой, наконец, нашли в Петрограде надежную крышу, под которой жили до переломного 25 октября.
В целях конспирации Владимир Ильич носит парик и предъявляет патрулям документы на имя Константина Иванова, но, разумеется, встречается с товарищами по партии, отстаивая свою точку зрения о необходимости организации вооруженного восстания.
Город, между тем, кипит. У подножия Исаакиевского собора проходят митинги, сменяются ораторы, борьба доходит до драк. Капиталисты увольняют рабочих. В Совете рабочих и солдатских депутатов фронтовики требуют окончания войны.
Министр-председатель Временного правительства Керенский все еще принимает эффектные позы и произносит речи, но наблюдающий за событиями в России американский журналист Джон Рид говорит своему соотечественнику полковнику Роббинсу, что государственная власть слаба и надо ждать крупных политических событий.
Фильм, основывающийся на книге Джона Рида "Десять дней, которые потрясли мир" и на исторических фактах, довольно объемно охватывает события перед Октябрьской революцией и во время восстания в Петрограде. В нем показаны многие политические деятели того периода и их идейные позиции.
Помимо Ленина, Свердлова, Дзержинского, Антонова-Овсеенко обычно представленных в кинофильмах о Октябрьском вооруженном восстании, здесь можно увидеть И.В. Сталина, М.С. Урицкого, Н.И. Подвойского, Л.Б. Каменева, Г. Е. Зиновьева, эсерку Брешко-Брешковскую, прозванную "бабушкой русской революции", террориста Бориса Савинкова, поэта Александра Блока (Игорь Дмитриев) и даже Льва Давидовича Троцкого (Ефим Копелян), участие которого в революции советское кино обычно замалчивало.
Отчасти фильм отдает дань благодарности американскому журналисту Джону Риду и его подруге Луизе Брайант за непредвзятое освещение исторических событий, свидетелями которых они были.
Картина масштабная, с известными актерами и сжатым показом идей, расстановки сил и действий политических сторон, участвовавших в Октябрьском вооруженном восстании.
К ее недостаткам можно отнести чрезмерную политизацию сюжета, который все же надо как-то художественно разбавлять, а то получаются одни дебаты исторических лиц. Многофигурность действия тоже не вполне удалась: всех показали, но мало кого раскрыли.
Очень симпатичным получился образ Ленина у актера Владимира Честнокова. Нового к тому как играл вождя Борис Щукин он не добавил, но Ильич получился какой-то свой и душевный. Удалась также роль Джона Рида в исполнении Анатолия Федоринова. Во всяком случае его американский журналист куда более живой, чем у Франко Неро в "Красных колоколах".
Остальные исполнители исторических ролей больше обозначали своих персонажей, причем не всегда были на них похожи. К сожалению, некоторые играли врагов революции слишком карикатурно, особенно Зиновьева и Каменева.
Герои неисторические выглядят живее: рабочий Вася (Кирилл Лавров), фронтовик Павлов (Николай Плотников), прапорщик Благонравов (Игорь Владимиров), полковник Полковников (Бруно Фрейндлих) и другие.
"Последняя ночь" 1936 г.
Ночь с 24 на 25 октября 1917 года - последняя для старой России, но об этом еще почти никто не знает. У московских гимназистов, например, - бал. Трое из них выходят покурить к афишной тумбе, на которой наклеено оповещение коменданта, о том, что слухи об аресте Временного правительства ложны.
Подростки обсуждают королеву бала - Ленку Леонтьеву, один утверждает, что целовался с ней. Влюбленный гимназист Кузьма Захаркин, сын фабричного рабочего, тут же вступается за свою даму сердца. Подходит пара солдат, спрашивает нельзя ли разжиться хлебом, но гимназисты убегают обратно в бальный зал.
Лена блистает, окруженная мужским вниманием. Ее брат Шурка приглашает Захаркина познакомиться с сестрой, с целью подшутить над влюбленным беднягой. Ему подливают алкоголя в квас. Захаркин выплевывает жгучую жидкость, но не может обижаться, когда смеется Лена.
В пику ухажерам девушка приглашает его на вальс. Пока Кузьма тает от счастья, брошенные кавалеры готовят еще какую то злую шутку, но тут снаружи доносится орудийный выстрел. Дальше будет не до танцев и не до шуток.
Действие переключается в вагон поезда, которым из Петрограда прибывает старший брат Кузьмы - Петр, участник восстания. Тем же поездом, выдавая себя за приказчика, приезжает офицер Алексей Леонтьев, старший брат Лены. Оба они приносят своим семьям весть о событиях в северной столице, но с разными эмоциями.
Скоро классовое противостояние выльется в вооруженную борьбу и выплеснется на улицы Москвы.
Фильм создан по мотивам повести Е. Габриловича "Тихий Бровкин". Это первый сценарий автора, который напишет сюжеты для фильмов "Мечта", "Два бойца", "Коммунист", "Овод", "Убийство на улице Данте". Он уже отличается вниманием к героям и развитием их характеров, совмещенными с динамикой и напряженностью действия.
В советском кино революция часто изображена монументально. Картина режиссера Юлия Райзмана по сценарию Габриловича показывает исторические события через участие в них двух семей: рабочей и буржуазной. Она смотрится легко и выглядит очень жизненно. А какие прекрасные диалоги, часто с налетом легкого юмора!
Петр случайно обменивает в поезде чемодан с оружием на чужой, принадлежавший коммерсанту. Мать, по приезде сына, спотыкается и сбивает чемодан. Петр кричит:"Осторожно, бомбы!". Всеобщая паника. Взрыва нет, зато вываливаются образцы товаров . Мать: "Петруша, никак гостинца привез?" Петр, смущенно: "Ага". Мать, обрадованно: "Иголки, нитки. И пуговицы?! - "Ага, и пуговицы".
Какие колоритные персонажи, как играют актеры - передать невозможно. Это школа, мастера, искусство, которых уже нет.
Ведь, что, собственно, можно сыграть в роли председателя ревкома? А председатель ревкома Михаил Степанович Михайлов, в исполнении актера Владимира Грибкова, - одновременно твердый и обаятельный человек и понятно, почему матрос Петр Захаркин, знающий его пять минут, готов повторять за ним каждое слово.
Трагические эпизоды пробирают до глубины души. Попытка матери Захаркиных не пустить любимого младшего сына, туда, где стреляют; смерть гимназиста с последующим поведением Петра, пытающегося оградить отца от страшного известия, сыграны потрясающе.
Вообще хороши все, даже массовка играет заинтересованно, ни одного равнодушного лица. Рукопашные драки в толчее, с взаимными оскорблениями, поставлены так натурально, как я никогда не видела.
Особенно стоит все же отметить игру, тогда молодых, Татьяны Окуневской - капризной эгоистичной красотки Лены Леонтьевой и Алексея Консовского в роли ее преданного рыцаря - Кузьмы Захаркина.
В картине снимались: Иван Пельтцер (Егор Захаркин - отец Петра, Ильи и Кузьмы), Мария Яроцкая (Захаркина-мать), Николай Дорохин (Петр Захаркин, старший сын), Николай Рыбников (II) (Петр Леонтьев, фабрикант), Сергей Вечеслов (Алексей Леонтьев, поручик), Леонид Князев (Шура Леонтьев, гимназист).
Надеюсь, вам понравится художественный экскурс в прошлое при помощи предложенных мной киноработ. Если тема вам близка, предлагаю прочесть предыдущую статью: "Неожиданная революция" : 3 редких советских фильма о тех, на кого события октября 1917 г. рухнули внезапно".