Найти тему
Обо всём по порядку!

Авария на Волге. Гибель теплохода "Александр Суворов"

Оглавление

5 июня 1983 года в Ульяновске произошла одна из самых страшных трагедий речного судоходства, в которой погибло, по разным источникам, от 176 до 400 человек. Круизный теплоход "Александр Суворов" на полном ходу влетел в несудоходный пролёт железнодорожного моста через Волгу. Что же стало причиной трагедии: неопытность экипажа или неудачное стечение обстоятельств? Давайте разбираться!

Но, как всегда, обо всём по порядку.

Теплоход "Александр Суворов" 
Источник: https://clck.ru/aop3V
Теплоход "Александр Суворов" Источник: https://clck.ru/aop3V

"Александр Суворов" был создан в 1981 году на судостроительном заводе в Чехословакии по заказу Волго-Донского речного пароходства в Ростов-на-Дону. Это был красивейший круизный лайнер, на борт которого многие стремились попасть, чтобы по-настоящему отдохнуть. Судно было оборудовано ресторанами и барами, был кинозал, в котором к вечеру собирались многие пассажиры, чтобы посмотреть какой-нибудь фильм.

Как правило, билеты на теплоход выдавались от предприятий своим выдающимся сотрудникам, впрочем, этот рейс не был исключением, и бОльшую часть пассажиров составляли шахтёры Донбасса. Но теперь давайте поговорим подробнее о том, что случилось в тот роковой вечер.

Круиз Ростов-на-Дону - Москва

1 июня 1983 года "Александр Суворов" отправился в путь из города Горький(ныне Нижний Новгород), на его борту находилось 439 человек, 343 из которых туристы. Круиз проходил в штатном, если можно так выразиться, режиме, и к вечеру 5 июня он приблизился к городу Ульяновск.

Само собой, большинство пассажиров пошло на верхнюю палубу теплохода, где под вечер шло самое веселье: дискотека, рестораны и бары работают на полную, в кинозале начинается показ детективного фильма - все наслаждались отдыхом. В том числе отдыхал и капитан судна Владимир Клеймёнов, который перед выходом на ночную смену полноправно отдыхал в своей капитанской каюте.

Владимир Вениаминович Клеймёнов - капитан теплохода.
Источник: https://clck.ru/aopC9
Владимир Вениаминович Клеймёнов - капитан теплохода. Источник: https://clck.ru/aopC9

На пути теплохода был железнодорожный мост, на который, по стечению обстоятельств, в тот момент выехал железнодорожный товарный состав, гружёный углём, брёвнами и цистернами с горючим.

В 21:40 "Александр Суворов" под управлением старшего помощника капитана штурмана Евгения Митенкова и рулевого Уварова на полном ходу врезался в несудоходный шестой пролёт ж/д моста: под удар попали рулевая рубка, каюты капитана и его помощников, вся верхняя палуба, на которой находилось огромное число людей(в кинозале было порядка 200 человек), что и повлекло за собой такое количество жертв трагедии. В момент аварии четырёхпалубный корабль буквально за несколько мгновений превратился в трёхпалубный, почти все находившиеся на верхней палубе пассажиры будут буквально перемолоты под грудой обломков.

Фото трагедии.
Фото трагедии.

Более того, как я уже говорил, в тот момент по мосту ехал товарный поезд, у которого 11 вагонов сойдут с рельс из-за деформации моста - на людей на теплоходе посыпется бесчисленное количество угля и огромных брёвен, которые задавят собой уцелевших после трагедии. Одним из вагонов была цистерна с бензином, которая лишь чудом зацепилась за одну из балок моста и не свалилась вниз на теплоход. Страшно даже представить, что произошло бы, если бы корабль вспыхнул, как спичка.

Железнодорожники, которые управляли поездом сразу же побежали спасать пострадавших, одновременно сообщив о трагедии в службу спасения - помощь подоспела спустя 40 минут, все больницы были предупреждены о том, что случилось в спокойный летний вечер.

"Ещё когда мы были на мосту, смотря вниз, мы видели, что теплоход словно был укрыт красной скатертью, но это была кровь пострадавших". - расскажет следствию экипаж поезда

Хирургии местных больниц еле-еле справлялись с огромным количеством тяжело раненых, на место трагедии были вызваны так называемые полевые бригады, которые оказывали помощь и оперировали раненных прямо на месте. Всю ночь шла операция по спасению пострадавших.

В ту же ночь была созвана государственная комиссия, которой нужно было расследовать причины трагедии. Следствие было засекречено. Родственникам пострадавших никто никакой информации не предоставлял.

Статья в газете о трагедии.
Статья в газете о трагедии.

Почему произошла авария?

Следствие потом скажет, что наиболее вероятной причиной катастрофы станет то, что судно управлялось недостаточно опытным рулевым Уваровым, что прикрывал штурмана Митенкова, который в рулевой рубке наслаждался чтением художественной литературы и совсем не обращал внимания на работу Уварова, который по ошибке направил теплоход в шестой пролёт моста вместо положенного третьего, который был предназначен для прохождения судов под ним.

В момент аварии, как потом расскажет капитан Клеймёнов, его выкинуло в воду из своей каюты. В воде он спасёт одного из утопающих, но из-за полученных травм он более не сможет помогать в ликвидации аварии. Тем не менее, Клеймёнов всё время находился на спасательном судне, которое участвовало в ликвидации последствий.

В момент, когда из воды вытащат тела штурмана и рулевого, капитан попросит чем-нибудь накрыть тела коллег, за что потом сильно поплатится, потому что их тела накроют флагом страны.

На следующий день с Клеймёновым будет проведена очень неприятная беседа, где его осудят за то, что он приказал накрыть флагом страны государственных преступников, по вине которых погибло огромное количество человек.

В ходе расследования будет установлено, что дополнительным фактором аварии послужило отсутствие световой сигнализации над действующим судоходным пролётом моста, а неопытный рулевой Уваров мог был принять охранную рубку на мосту за сигнальный щит проходного пролёта. Анализ крови штурмана и рулевого покажет, что они были абсолютно трезвы в момент трагедии.

До/После "Александр Суворов"
Источник: https://clck.ru/aopgp
До/После "Александр Суворов" Источник: https://clck.ru/aopgp

Загадки вокруг трагедии

Разумеется, есть множество версий данной трагедии. Одна из низ говорит, что это могла быть диверсия, ведь "императорский" мост на Волге знали все, кто как-либо причастен к судоходству. Тем более рулевой Уваров тоже знал, какой именно пролёт подходит для прохода.

Отдельно стоит обратить внимание, что судну посылались множественные сигналы с берега, но экипаж корабля на них никак не реагировал. Из этого легко можно сделать вывод, что либо экипаж в рулевой рубке был уже мёртв(вероятно, убит), либо специально не реагировал и направил теплоход в неподходящий пролёт моста.

Если рассматривать версию того, что экипаж судна был убит, то, вероятнее всего, убийство было совершено либо с берега, либо с моста, поскольку на корабле никакого огнестрельного оружия замечено не было. В то же время с улицы были слышны выстрелы, но мы никогда уже не узнаем - были ли это сигнальные выстрелы или же всё-таки те, которые должны были убить рулевого.

Тем более у многих может появиться вопрос: Откуда так много жертв, если корабль мог в себя вместить лишь 300 пассажиров? - Ответ проще, чем может показаться: на корабле было очень много "зайцев" - родственников экипажа корабля, которые получали место "по блату".

Капитан - "козёл отпущения"

Казалось бы, виновники трагедии Уваров и Митенков уже наказали сами себя. Но для спокойствия общества нужно было кого-то публично наказать - "козлом отпущения" стал капитан корабля, которого осудили по части 1 статьи 85 УК РФ - нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта. Ему был вынесен приговор на лишение свободы сроком в 10 лет, но он досрочно выйдет из тюрьмы по состоянию здоровья спустя 6 лет, а уже в 1990 году он умрёт от инфаркта.

Фото трагедии.
Фото трагедии.

Надеюсь, вам понравилась статья. Оцените, пожалуйста, мою работу лайком или дизлайком, оставляйте комментарии и предлагайте, о чём ещё написать. Если хотите первыми видеть новые статьи на канале - подписывайтесь. Буду рад всем.

Обязательно читайте другие статьи на моём канале

Ещё мои статьи:

Если есть желания поддержать автора, то можете сделать это в форме ниже:

Спасибо и до скорых встреч.

#александр суворов #волга #трагедия #Обо всём по порядку