Маркетплейсы ворвались в нашу реальность и стали ключевым торговым форматом в интернете для многих видов бизнеса в эпоху после наступления пандемии.
Рынок маркетплейсов развивается на сверхскоростях и продолжает набирать обороты. Крупные бренды стремительно растут и появляются новые игроки. О последних мы и расскажем в нашем материале - какие площадки будут набирать популярность уже в 2022 и 2023 году? В чем их ключевые преимущества? Почему бизнесу уже сейчас нужно обратить на них внимание и что нужно, чтобы успешно торговать на них?
Содержание:
- «Яндекс.Маркет»
- «СберМегаМаркет»
- Robomarket
- Tmall
- Lamoda
- Чек-лист по выбору маркетплейсов
Огромное количество производителей и продавцов самых разнообразных продуктов, товаров и услуг сегодня успешно торгуют на маркетплейсах. В России самая жара происходит на всем известных площадках OZON и Wildberries - это крупнейшие маркетплейсы в стране.
- Инструкция "Как продавать на Wildberries"
56,2 млн заказов совершили покупатели на OZON только в III квартале 2021 года. В том же III квартале оборот Wildberries составил 214,6 млрд руб. Миллиардов, Карл!
🧐 А что нужно знать о других маркетплейсах? Что это невероятно перспективные по охвату и эффективности площадки. Что у них есть свои особенности и нюансы продвижения и вашему бизнесу скорее всего необходимо обратить внимание на них.
5 самых перспективных маркетплейсов в России в 2022 году
▶ «Яндекс.Маркет»
После того, как «Беру» стал частью «Яндекс.Маркет» количество уникальных покупателей маркетплейса превысило 7 миллионов человек.
«Яндекс.Маркет» с самого старта специализировался и специализируется до сих пор на бытовой технике. Маркетплейс занимает лидирующие позиции в этой нише, по сравнению с другими маркетплейсами. Сейчас площадка проводит новую политику — по снижению среднего чека и привлечению новых селлеров.
☝ Чтобы работать на «Яндекс.Маркет» нужно юридическое лицо — ООО или ИП, а вот самозанятый, в качестве полноценного селлера, работать не сможет.
? СКОЛЬКО ПЛАТИТЬ ЗА РАЗМЕЩЕНИЕ НА «ЯНДЕКС.МАРКЕТЕ»
Тариф варьируется от 2% до 9% в зависимости от цены реализованного товара. Учитывается также категория товара и другие факторы.
Тариф на приём или перевод средств от 1% до 1,75%. Чем чаще вы получаете выплаты, тем больше становится тариф на перевод средств.
- 1.75% — когда вы получаете выплаты ежедневно.
- 1.6% — выплаты еженедельно.
- 1% — выплаты каждые 2 недели.
Тарифы на обработку и подготовку заказа к доставке меняются в зависимости от выбранной схемы работы.
- FBS — обойдётся в 30 рублей за один заказ. Если это крупный габарит, то 350 рублей + 1% от стоимости товара (максимум 100 рублей).
- DBS и Экспресс — 0 рублей.
- FBY — Маркетплейс самостоятельно хранит и пакует + доставляет по России.
- от 25 до 100 рублей. Фиксировано 4% от стоимости товара. Крупногабаритные посылки по FBY — 250 рублей.
Тарифы на доставку покупателю не фиксированные. Обычно цена варьируется от 49 до 99 рублей — для товаров небольшого размера. А вот крупногабаритные товары — от 549 до 999 рублей.
- «Экспресс» — доставка покупателю обойдется в 125 рублей за заказ,
- FBS — от 55 до 200 руб (всегда 4% от цены товара) + 1% от стоимости товара. Крупногабарит по FBS — 350 рублей за штуку + 1% от стоимости товара.
- FBY — от 25 до 100 руб (всегда 4% от цены товара) + 1% от стоимости товара (максимум 100 рублей) Крупногабарит по схеме FBY — обойдется в 250 рублей за одну единицу товара + 1% от стоимости товара.
"Ключевое преимущество «Яндекс.Маркета» заключается в гибких настройках способов работы для селлера.
Плюс огромная и разнообразная аудитория маркетплейса. Ведь сюда приходят не только за покупками, но и за сравнением параметров товаров, их подбором и анализом.
Что интересно, изначально сервис был платформой для сравнения цен и лишь потом стал маркетплейсом".
Александр Чайка академический директор курса "Профессия менеджер по маркетплейсам", руководитель отдела продаж ZoneSmart.
▶ «СберМегаМаркет»
Один из самых молодых маркетплейсов в России, который является приёмником goods.ru / «М.Видео».
- Хотите освоить механику работы с маркетплейсами, но времени на самостоятельное изучение и практику "вслепую" нет? Пройдите курс "Менеджер по маркетплейсам с нуля до PRO" и продвиньте свои товары на OZON под руководством специалистов-практиков прямо во время обучения. Курс дает практический опыт и необходимые знания и навыки для старта работы на ключевых российских площадках - крупнейших маркетплейсах.
По размеру аудитории маркетплейс не сильно проигрывает другим площадкам — у «СберМегаМаркет» более 7 миллионов заходов в месяц (данные на конец 2021 года). Сегодня на маркетплейсе работает более 8000 продавцов, а в каталоге — опубликовано более 3 миллионов карточек товаров.
Требования к селлеру у «СберМегаМаркет» одни из самых строгих.Чтобы полноценно торговать на маркетплейсе нужно иметь юридическое лицо.
«СберМегаМаркет» забирает себе комиссию за выдачу товара (выкуп) — она варьируется в зависимости от категории товара, но минимум 2% от цены единицы товара. Вот полный список категорий товаров и комиссия для них:
Также на «СберМегаМаркете» селлер платит за расчётно-кассовое обслуживание.
Другие платежи:
- 1.5% — фиксированная комиссия. Это от 50 до 150 рублей (150 рублей товары весом более 25 килограмм).
Селлер «СберМегаМаркет» может работать по четырем схемам:
- Витрина + доставка.
- Витрина + fulfillment.
- Закажи и забери.
- Доставка силами продавца.
Чтобы торговать по схеме "Закажи и забери", продавцы, работающие с маркетплейсом, должны иметь минимум 10 офлайн магазинов.
▶ Robomarket
Весьма интересный вариант маркетплейса, который позволяет продавать не только физические товары, но и услуги, цифровой контент, а также креативы и творчество.
Оцените специфику категорий Robomarket:
Среди главных особенностей Robomarket — возможность работать с «робочеками». Это чеки, которые выдает маркетплейс своим селлерам — все они полностью соответствуют требованиям 54-о Федерального Закона. Не нужно заниматься арендой онлайн-кассы, кроме этого Robomarket самостоятельно отправляет все «робочеки» в налоговую.
▶ TMall
Торговая площадка от AliExpress для российских покупателей и продавцов. В отличие от Ali, где часто мелкие торговцы продвигают единичные и непроверенные товары, Tmall проводит более жесткий отбор селлеров и продуктов. Здесь реализуют свои товары крупные производители, официальные дистрибьютеры и компании, прошедшие специальную проверку качества от менеджеров сервиса.
На сегодня это один из самых крупных маркетплейсов в России с возможностью продавать на китайский рынок.
Не знаете с чего начать продажу на маркетплейсах? Пройдите беслпатный курс по маркетплейсам для новичков. Всего 4 коротких урока - все самое важное для старта. Вы узнаете, как выбрать площадку, нишу и товар и как запустить продажи.
Выход на Tmall для российского продавца — один из самых сложных по сравнению с другими маркетплейсами. Придётся заручиться поддержкой посредника или пытаться выйти на китайский рынок самостоятельно. Вариант с посредником — самый простой, но потребует дополнительных затрат. Что касается прямого выхода на маркетплейс, то этот сценарий гораздо сложнее. Как минимум, вам понадобится собственный товарный знак и юридическое лицо в Российской Федерации.
Приём платежей. Здесь понадобится учётная запись с платёжной системой Alipay — чтобы её зарегистрировать нужен загранпаспорт, банковские реквизиты и документы подтверждающие право собственности юридического лица в России.
На Tmall не работают инструменты продвижения, привычные для использования в России. Продвижение в соцсетях, таргет и контекст — всё это бесполезно на Tmall. На китайских маркетплейсах решает только рейтинг продавца и акции, точнее — товар с акциями / скидками. Накрутить рейтинг точно не получится, ведь у Tmall очень сильная антифрод-система. Так что самый эффективный способ продвижения нового магазина на Tmall — реклама у китайских блогеров. Чтобы договориться с ними понадобится знание китайского языка и особенностей товарного рынка.
Что касается комиссий маркетплейса: на Tmall продавцы должны оплачивать депозит (от 120 тысяч до 1,7 миллионов рублей), fee с каждой продажи (от 0,5 до 5%) и годовую комиссию (от 300 до 700 тысяч рублей).
Таким образом, Tmall - один из самых перспективных маркетплейсов для российских продавцов, но выйти на площадку в одиночку — очень сложная задача. Для этого понадобятся дополнительная подготовка и свободные руки.
▶ Lamoda
Один из немногих успешных узкоспециализированных российских маркетплейсов, который целиком посвящен одежде и сопутствующим товарам. Еще в 2020 году ежемесячная аудитория Lamoda превышала 16 миллионов человек. Посещаемость маркетплейса на май 2021 года составляет 519 тысяч человек ежедневно. Да, это не Ozon или Wildberries, но динамика крайне интересная.
Главное преимущество Lamoda в том что, маркетплейс является сугубо нишевым. Здесь нет случайной аудитории, которая оказалась на площадке просто так. Большая часть пользователей маркетплейса имеет высокую вовлеченность и лояльность к бренду Lamoda.
- Продвигаете бизнес в интернете и хотите разобраться, как поднять конверсию в заявки с помощью сильного оффера и УТП? Скачайте наш чек-лист по разработке стратегии digital-маркетинга, систематизируйте собственные знания и научитесь правильно представлять продукты и бренд в сети.
У маркетплейса есть специальные требования ко всем продавцам, которые хотят торговать на площадке. Чтобы зайти на маркетплейс селлер должен соответствовать следующим условиям:
- Товар представлен минимум в 50 артикулах.
- Наличие товарного знака.
- Наличие юридического лица.
- Наличие действующего сертификата качества на продукцию.
Кроме этого, для каждого продавца Lamoda выдвигает два дополнительных требования: на каждой товарной единице должна присутствовать этикетка товарного изделия (полное соответствие ГОСТ 10581-91). Второе требование — селлер должен отправлять подтверждающие чеки / иные документы через верифицированную систему электронного документооборота.
Судя по отзывам продавцов пройти модерацию на Lamoda очень сложно, если сравнивать модерацию на других маркетплейсах. Если заявку одобрят — начинается загрузка ваших товаров в каталог Lamoda. Это можно сделать вручную, если товаров не очень много или автоматически через API.
Переходим к самому интересному — тарифам и комиссиям. Сразу отметим: у Lamoda эти платежи вообще самые высокие, которые мы видели на отечественных маркетплейсах. Так за каждую продажу селлер может отдать от 30% до 75% от цены сделки. Зато Lamoda не накладывает фиксированный тариф для брендов.
На итоговую стоимость комиссии продавца влияют следующие факторы:
- Категория одежды / обуви / аксессуаров
- Стоимость товара.
- Особенности товара.
Но есть и ещё один момент, о котором практически не говорят. Lamoda — один из немногих маркетплейсов, который обеспечивают целую цепочку сервисных и логистических взаимодействий. Маркетплейс самостоятельно переупаковывает товары — в случае необходимости, доставляет товары, оформляет возврат, обеспечивает условия для частичной примерки товаров. Именно поэтому, комиссия для продавца на Lamoda самая высокая. Но, с другой стороны, если бы продавец самостоятельно пытался организовать все вышеуказанные моменты, то итоговая стоимость была бы даже выше.
- У Lamoda очень качественный и отлаженный сервис — для всех клиентов (включая, селлеров), поэтому нужно приготовиться к высокой комиссии.
Процесс работы для продавца у Lamoda максимально отлажен: каталог легко обновлять, просто добавлять изменения в карточки товаров или на страницу бренда, а все закрывающие документы — отправляются строго и во время. Что касается выплат, то их продавец получает каждую неделю — также без задержек. Для самых успешных селлеров Lamoda предлагает особые, максимально лояльные условия сотрудничества.
Продаете товары в интернете, но все еще не делаете этого на маркетплейсах? Огромное количество потенциальных клиентов прямо сейчас ищут ваши товары на разных площадках и уходят к вашим конкурентам. Скачайте наш специальный "Гид по повышению продаж бизнеса через маркетплейсы".
✔ Чек-лист по выбору маркетплейсов
Маркетплейсов становится всё больше. Чтобы не запутаться, предлагаем сохранить себе в закладки наш функциональный чек-лист, который поможет правильно выбрать площадку с учётом особенностей вашего бизнеса и товара. На что опираться при выборе:
- Оплата. Лучший вариант — когда оплата происходит через платежный шлюз самого маркетплейса. Такой вариант есть у самых крупных площадок, типа Ozon. Онлайн-кассы — более сложный сценарий, который часто неудобен для маленьких продавцов.
- Автоматическая выгрузка артикулов. Особенно актуально для продавцов с большим количеством артикулов. Если выбранный маркетплейс не разрешает автоматическую выгрузку или имеет специальные требования к формату данных (тот же Ozon с его категорями), то продавцу придётся непросто.
- Тарифы и комиссии. Учитывайте обязательные платежи площадки, чтобы не остаться в минусе на старте.
- Допустимые категории. Если вы хотите продавать одежду, то вам не очень подойдет Robomarket.
- Вывод средств. Уточняйте заранее. Некоторые маркетплейсы выплачивают деньги раз в месяц, другие — каждую неделю.
- Особенные требования к артикулам. Например: на Lamoda нужна зарегистрированная торговая марка.
- Требования к владельцу магазина / продавцу. Как минимум, должно быть юридическое лицо.
- Определитесь со складом и доставкой. Смотрите на требования касательно расположения склада, иначе может оказаться, что торговать без склада рядом с Москвой вы не сможете.
- Уникальность описаний, товаров, предложений. Некоторые площадки запрещают реализацию выставленных у них товаров на других маркетплейсах. Следите за этим моментом, чтобы не потерять доходный магазин.
- Саппорт. Гарантия. Возвраты. Лучший сценарий, когда все эти вопросы берет на себя сам маркетплейс. Но таких мало (пожалуй, только Lamoda).
Хотите научиться работать с маркетплейсами и продвигать товары и услуги на профессиональном уровне? Пройдите курс MAED "Менеджер по маркетплейсам для новичков". На нем преподают маркетологи-практики, эксперты и сотрудники крупных компаний (InSales, 1С-Битрикс, Castorama, ProMarketplaces, Яндекс, Сколково и других). После прохождения курса MAED вы сможете настроить свой собственный магазин на Ozon или научитесь продвигать чужие проекты. А Центр карьеры и трудоустройства MaEd поможет подобрать вакансию для старта.
_________________________________________________________________________________________
А какие площадки вы бы добавили в список самых перспективных маркетплейсов? Поделитесь в комментарии своим вариантом. И добавляйте материал в закладки, чтобы вернуться к нему, когда понадобится. Также не забудьте подписаться на наш канал и читайте новые интересные статьи. Удачи!
Автор: Sergey Lomakin
Редактор: John Sullivan