Найти в Дзене

Ты, от кого я пьян бывал...

"За ним строй рюмок узких, длинных, Подобно талии твоей, Зизи, кристалл души моей"

Натали Гончарова. А.П.Брюллов
Натали Гончарова. А.П.Брюллов

Эти строки в "Евгении Онегине" вызывают на память прелестную акварель с изображением Натальи Гончаровой с её неправдоподобной талией. Но в данном случае, речь явно не о ней. Кто же эта загадочная девушка, чья фигура навеки запечатлена в "Онегине"?

Евпраксия Вульф
Евпраксия Вульф

Евпраксию Вульф домашние называли Зизи. Девушка была соседкой Пушкина по Михайловскому. Она жила в имении Тригорское с матерью - Прасковьей Осиповой, и своими сёстрами - родными и сводными : Анной, Марией, Екатериной и падчерицей отчима Александрой. Сюда же однажды приехала племянница Прасковьи Александровны - Анна Керн. Тригорские барышни скрашивали ссылку Пушкина, им посвящены многие стихотворения, и они частенько фигурируют в переписке поэта. Правда, не всегда по-доброму. "Твои троегорские приятельницы несносные дуры, кроме матери", писал Александр Сергеевич сестре, будучи, вероятно, не в духе. Но отношений с соседками не прерывал.
Вероятно, он и волочился за ними по очереди. А Анна - старшая дочь Осиповой была в него не на шутку влюблена. Безответно.

Анна Вульф. Портрет в музее Пушкина на Пречистенке.
Анна Вульф. Портрет в музее Пушкина на Пречистенке.

Но вернёмся к Евпраксии. Тогда ещё "полувоздушная дева" флиртовала с поэтом, порхая по дому, играла для него арии Россини, и с удовольствием готовила жжёнку*. По воспоминаниям близких, Александр Сергеевич обожал этот напиток, который Зизи разливала серебряным ковшиком с длинной ручкой. И ковшик этот, кстати, дочь Евпраксии впоследствии подарила Пушкинскому Дому.

Но на сохранившемся портрете на нас смотрит уже не Зизи, а баронесса Вревская. В 1831 году она вышла замуж за другого своего соседа и была вполне счастлива, у неё родилось 11 детей. В семье Вревских Пушкин бывал. Оттуда он писал приятелю, поэту Языкову : "Поклон вам… от Евпраксии Николаевны, некогда полувоздушной девы, ныне дебелой жены, в пятый раз уже брюхатой, и у которой я в гостях…"

Баронесса Вревская.
Баронесса Вревская.

В 1837 году баронесса приезжала в Санкт-Петербург, где её навестил Пушкин, и рассказал о предстоящей дуэли с Дантесом. Говорят, что узнав об этом, жена поэта упрекнула Евпраксию, почему та не предупредила её об этом. Но некоторые пушкинисты считают, что серьёзного разговора о дуэли между баронессой и поэтом не было, вероятно, он просто обмолвился о сложившейся ситуации после получения "диплома ордена рогоносцев". Так или иначе, Евпраксия была в Петербурге, когда Пушкин умер, и о потрясении ею испытанном упоминала в письме к мужу:
"Я больше не могу оставаться в этом городе… Бедный Пушкин… Вчера в 2 часа пополудни он скончался. Я никак не опомнюсь…".

Связь с семьёй Пушкиных на этом не прервалась. Евпраксия сдружилась с братом поэта - Львом Сергеевичем. Молва даже приписывала им роман и это можно понять, учитывая тон, которым Лев Сергеевич писал соседке: "Не буду писать и о своей хилой персоне, это было бы слишком самонадеянно, а посему вижу, что пора заканчивать письмо, да и настроение у меня прескверное, поелику до вас 1300 вёрст, и как бы я не соблазнялся наговорить вам всяческих нежностей: сердце у меня как печёное яблоко; впрочем, оно целиком принадлежит вам - недурное для вас приобретение". Но представляется маловероятным, чтобы отношения между ними были более, чем дружеские.
На сей раз оказалось разбитым другое сердце. Младшая сестра Евпраксии - Мария влюбилась в Льва Пушкина. Сам он колебался, и в конечном итоге женился на другой, оправдывая в письмах свой поступок тем, что он беден сам и Мария тоже бедна. Но Зизи знала, что жена Льва была такой же бесприданницей.

Лев Сергеевич Пушкин
Лев Сергеевич Пушкин

Со временем эти отношения почти прекратились. Последний раз Лев ответил на письмо баронессы в январе 1851 года, а в июле 1852 он скончался. О дальнейшей жизни Евпраксии ничего не известно. В 1917 году, когда крестьяне сжигали и грабили Михайловское и соседские имения, дочь Зизи, уже глубокую старушку Софию Борисовну Вревскую спасли из горящего дома и спрятали слуги.

Ах, да, я забыла про талию. В ноябре 1826 года поэт писал брату : "... на днях я мерялся поясом с Евпраксией, и тальи наши нашлись одинаковы. След. из двух одно: или я имею талью 15-летней девушки, или она талью 25-летнего мужчины. Евпраксия дуется и очень мила..."

----------------------------------------------------------------------------------------------------

  • Жжёнка - алкогольный напиток типа пунша

#Пушкин #поэзия #михайловское #евпраксия вульф #евгений онегин