Два с половиной века назад «каруселями» называли не привычные нам детские аттракционы, а настоящие театрализованные состязания по верховой езде, стрельбе и метании копья, напоминавшие рыцарские турниры. Хоть слово это сейчас и приобрело другое значение, оно все так же указывает на увеселительный характер сего действа. Сегодня мы с вами поговорим о первой карусели, организованной в царской России в 1766 году.
Первые такие «каррузели» появились во Франции в 16 веке, но особого размаха достигли при дворе короля Людовика XIV. Перед зрителями действительно происходил практически спектакль. Сначала всадники выезжали в исторических или фантастических костюмах под звуки труб, сопровождаемые пажами и оруженосцами. После горделивого парада перед публикой они скрещивали друг с другом шпаги и, разъезжаясь, образовывали причудливые фигуры. Сопровождалось это все чтением стихов, восхвалявших присутствующих дам или государя. И уже после этого наступал основной этап соревнований, заключавшийся в метании дротиков, рубке чучел, попадании копьем в кольцо и т.д. В конце обычно были скачки.
Екатерина II, узнав о таком восхищающем по своему масштабу действе, пожелала скопировать блистательные «ристания».
В 1766 году в Петербурге была проведена первая придворная карусель, на подготовку которой ушел целый год с обсуждением на самом высоком уровне. Участники разделились на четыре «кадрили» — Славянскую, Римскую, Турецкую и Индийскую. Для каждой группы специально шились костюмы, подходящие под заявленную стилистику. У каждой кадрили был свой лидер: у первой - сама императрица, у второй — Григорий Орлов, у третьей — Алексей Орлов, а у четвертой — Петр Репнин.
Репнин, видевший подобные развлечения в Вене и Мадриде, занимался разработкой плана мероприятия, так называемого «Описания каруселя». Он же стал директором празднества.
По приказу императрицы архитектор Ринальди на Дворцовой площади начал возводить деревянный амфитеатр на сто тысяч зрителей. Позднее силуэт сооружения был отчеканен на золотых памятных медалях, которыми награждались участники карусели.
Все расходы оплачивало придворное ведомство. Кроме затрат на строительство они включали экипировку всадников, ценные призы и заключительный банкет.
В каждую кадриль кроме заявленного лидера входили всадники, их оруженосцы, музыканты, дамы и возничие колесниц. Главные действующие лица занимались стрельбой из луков и пистолетов, метанием копий и дротиков, для чего специально были подготовлены манекены, бутафорские головы, мячи и кольца. Наследник престола Павел Петрович вместе с матерью и воспитателями часто посещал место предстоящей карусели и наблюдал за проходившими тренировками.
Первоначально задуманная дата откладывалась из-за участившихся дождей. Екатерина II распорядилась провести карусель в первый же подходящий по погоде день. Так прошел почти год.
12 мая 1766 года город был извещен о готовящемся открытии долгожданного праздника. 16 июня публика собралась на трибунах. В последний момент императрица отказалась возглавлять Славянскую кадриль, так как не хотела, чтобы ей намеренно уступали. Ее место занял граф Салтыков.
Развлечение было открыто для всех «прилично одетых» горожан. Ложа Екатерины II находилась в самом центре и как бы делила амфитеатр на две части: по правой стороне располагались ряды, оформленные в славянском и римском стилях, а с левой — в индийском и турецком. Напротив ложи Екатерины была расположена ложа для царевича Павла и его учителей.
В 14 часов три адмиралтейские пушки своим залпом возвестили об открытии карусели. Участники собирались в назначенных местах. В 16 часов прогремел второй сигнал, после которого дамы взошли на колесницы, кавалеры сели верхом, а зрители заняли свои места. Через полчаса прозвучал третий сигнал и кадрили тронулись на дворцовую площадь.
Первыми ехали дамы в колесницах. Правили экипажами кавалеры, а сами участницы стреляли из лука и метали «жавелоты». За ними выступили мужчины, показывая свои умения в «ристаниях на коне»: они на скаку рубили головы манекенам, пронзали пиками картонных тигров и кабанов и демонстрировали искусство управления лошадьми, сохраняя выправку в седле и требуя, чтобы конь всегда начинал скачку с правой ноги и не сбивался при беге.
Зрелище было великолепным. Роскошные экзотические костюмы. Нарядная сбруя лошадей. Необычная форма и украшения колесниц. Исполнение музыки на старинных инструментах. Выстрелы из пушек. Настоящий рыцарский турнир.
По окончании основного этапа состязаний все кадрили сделали круг почета по амфитеатру, выехали из него и двинулись в сторону Летнего дворца, где на высоком крыльце их встретила императрица. Там в большом декорированном зале был торжественно объявлен победитель. Им стал фельдмаршал Миних, которому пажи на золотых подносах с почетом преподнесли «прейсы».
Среди конных кавалеров лучшими оказались Григорий и Алексей Орловы, получившие одинаковое число баллов. Было решено провести дополнительное состязание, чтобы определить победителя. На следующий день Алексей немного уступил, и Григорий взял первый приз. Миних вручил ему золотой лавровый венок.
И участники, и зрители остались довольны. В знак благодарности императрица пожаловала Репнину золотые часы с цепочкой, усыпанные бриллиантами, и четыре тысячи рублей.
В дальнейшем карусели устраивались еще несколько раз: в 1784, 1803 и 1811 годах, но место их проведения переместилось в Москву. Правительство больше не принимало участия в устройстве праздников, теперь их проводили частные лица. Семья Орловых еще долго показывала себя на арене. В 1811 году в состязаниях приняла участие дочь Алексея Орлова Анна, а среди судей был его внебрачный сын Алексей Чесменский.