Найти в Дзене
Интересно знать

Что происходит с фашистской архитектурой после фашизма?

Доброго времени суток друзья! По всей Европе до сих пор сохранилось много спорных памятников. Алекс Сакалис посещает небольшой итальянский городок, который нашел способ контекстуализировать и нейтрализовать архитектурное наследие фашизма. На первый взгляд Больцано на крайнем севере Италии ничем не отличается от любого другого альпийского города. Расположенный в долине, окаймленной крутыми зелеными холмами, усеянными замками, амбарами и церквями, и террасами с виноградниками, город представляет собой причудливый снежный шар с извилистыми улочками, домами пастельных тонов и тавернами в стиле барокко. Но переправьтесь через реку Талфер на западной окраине города, и вдруг все станет по-другому. Уютные улицы сменяются широкими проспектами и большими торжественными площадями, над которыми возвышаются строгие серые здания. Архитектура линейна, однообразна и властна, с портиками из высоких прямоугольных колонн и странными, петляющими арками, которые скачут по проспектам, как виадуки в никуда.

Доброго времени суток друзья!

По всей Европе до сих пор сохранилось много спорных памятников. Алекс Сакалис посещает небольшой итальянский городок, который нашел способ контекстуализировать и нейтрализовать архитектурное наследие фашизма.

На первый взгляд Больцано на крайнем севере Италии ничем не отличается от любого другого альпийского города. Расположенный в долине, окаймленной крутыми зелеными холмами, усеянными замками, амбарами и церквями, и террасами с виноградниками, город представляет собой причудливый снежный шар с извилистыми улочками, домами пастельных тонов и тавернами в стиле барокко.

Но переправьтесь через реку Талфер на западной окраине города, и вдруг все станет по-другому. Уютные улицы сменяются широкими проспектами и большими торжественными площадями, над которыми возвышаются строгие серые здания. Архитектура линейна, однообразна и властна, с портиками из высоких прямоугольных колонн и странными, петляющими арками, которые скачут по проспектам, как виадуки в никуда.

Больцано, Италия
Больцано, Италия

Среди этого мрачного ансамбля выделяются два сооружения. Первое-это налоговое управление города, массивный серый блок, украшенный гигантским барельефом, изображающим-на 57 скульптурных панелях – неприступный подъем итальянского фашизма, начиная с похода на Рим и заканчивая колониальными завоеваниями в Африке. В его центре изображен Муссолини верхом на лошади, его правая рука вытянута в римском приветствии. Это замечательный образец архитектуры фашистского агитпропа – внушающий благоговейный трепет, одиозный и озадачивающий одновременно.

Памятник Победы в Больцано был описан как "первый по-настоящему фашистский памятник"
Памятник Победы в Больцано был описан как "первый по-настоящему фашистский памятник"

Второй-памятник Победы в Больцано, впечатляющая арка из белого мрамора, с колоннами, вылепленными в виде фасций, связки палок, которые символизировали фашистское движение. Он обладает неземным, почти призрачным присутствием, поднимающимся, как мираж, из серых многоквартирных домов и зеленых деревьев, которые его окружают. Вдоль его фриза надпись на латыни гласит: "Здесь, на границе отечества, опустите знамя. С этого момента мы обучали других языку, праву и культуре".

Построенный в 1928 году, в настоящее время он окружен высоким металлическим забором. Он был местом сбора ультраправых маршей и объектом нескольких попыток взорвать его. Историк Джеффри Шнапп описал его как "первый по - настоящему фашистский памятник".

До Первой мировой войны Больцано (или Божен, как его называют по – немецки-оба названия являются официальными) был крупнейшим городом Южного Тироля, горной провинции в составе Австро-Венгерской империи. И город, и провинция в подавляющем большинстве говорили по-немецки, но на Мирной конференции 1919 года они были переданы Италии по соображениям безопасности. Южный Тироль обеспечил бы Италии естественную северную границу вдоль хребта Альп и предоставил бы ей контроль над стратегическим перевалом Бреннер.

Как пограничный город с преимущественно неитальянским населением, он подвергался политике интенсивной итальянизации при Муссолини. Названия мест были изменены, тирольские культурные учреждения были закрыты, а немецкий – родной язык 90% провинции – был фактически запрещен.

Долина павших в Испании - самое печально известное архитектурное наследие Франко
Долина павших в Испании - самое печально известное архитектурное наследие Франко

Через реку от Больцано был построен огромный новый городской квартал и промышленная зона, и тысячи итальянцев были поощрены к поселению. Новый город был украшен многочисленными памятниками и зданиями, посвященными "славе" фашизма.

После войны итальянское правительство попыталось искупить фашистскую политику, предоставив жителям Южного Тироля высокий уровень автономии. Будут соблюдаться культурные и языковые права, рабочие места на государственной службе будут распределяться пропорционально в зависимости от языка, а 90% налоговых поступлений останутся внутри региона.

Частые попытки разрешить конфликт в конечном итоге оборачивались взаимным непониманием

Однако ландшафт фашистских памятников оставался источником трений. "Для носителей немецкого языка они были символом фашистского процесса италианизации, который пытался уничтожить их культуру и язык. Они хотели, чтобы памятники были снесены", - говорит Андреа Ди Микеле, профессор современной истории Университета Больцано. "В то время как итальянцы, которые сейчас составляют большинство в Больцано, но окружены преимущественно немецкоязычной провинцией, в частности, цеплялись за Памятник Победы как символ не фашизма, а своей итальянской идентичности в регионе".

В результате непрекращающегося вандализма и попыток взрывов вокруг памятника Победы были установлены большие металлические ворота, в то время как налоговую инспекцию круглосуточно охраняла военная полиция. Эти два здания использовались в качестве места сбора для конкурирующих маршей между ультраправыми группами, говорящими на итальянском и немецком языках. Частые попытки разрешить конфликт в конечном итоге приводили к взаимному непониманию.

Скульптуры нацистской эпохи работы Карла Альбикера на берлинском олимпийском стадионе до сих пор стоят
Скульптуры нацистской эпохи работы Карла Альбикера на берлинском олимпийском стадионе до сих пор стоят

Друзья если вам понравилась данная статья поставьте лайк, и напишите комментарий.

Читайте на нашем канале другие интересные статьи.