129,6K подписчиков

Полный текст древнейшего Оракула о Белом царе. Публикуется впервые

15K прочитали
Все иллюстрации к публикации взяты из соответствующих тексту страниц древнейшего манускрипта Льва Великого.
Все иллюстрации к публикации взяты из соответствующих тексту страниц древнейшего манускрипта Льва Великого.

Первые восемь Оракул из Сборника пророчеств Льва Великого (9 век н.э.) имеют дело, по признанию исследователей, с историей внутреннего падения Царьграда (Византии) - как и последнего Вавилона. Главными причинами этого падения в оракулах указываются не внешние факторы (нашествие Исламских армий в то время), но подчеркивается, что именно внутренние факторы - коррумпированные церковники и императоры, доведут страну до ручки. Об этом мы говорили в прошлый раз, касаясь первых восьми оракул.

Последующие семь оракул, как мы сегодня увидим, иные. Во-первых, они на несколько столетий древнее первых восьми оракул и восходят к 1-2 векам, а во вторых они явственным и прямым образом имеют дело с последними временами и с личностью последнего Белого царя. Появление царя, однако, связано-таки (по тексту) с той ситуацией, которую представляют предыдущие оракулы. Но давайте теперь посмотрим на Оракулы о Белом царе - документы, древность которых достигает двух тысяч лет! Я дам здесь перевод этого документа с греческого на русский (публикуется впервые!) и по ссылочкам дам комментарии. Текст прерывать не буду, чтобы с ним удобнее было работать. Поехали.

Чудо воскресения из мертвых.
Чудо воскресения из мертвых.

Оракул 9: Акт благодарения

Тебе оказали волчью дружбу, но ты был долготерпеливым и способным контролировать свои эмоции; как человек зрелый в годах и очень мудрый. И придя дважды на семь островов Таблас,[i] вы предоставите другим убивать друг друга. И, горе, горе от крови пролитой. Ты воздел руки с большой благодарностью и, в конце концов, именно ты получил скипетр как свой трофей победы.[ii] Ты себя бил (скорбел), и третий оказался первым.

Пробудись, старец, хватит почивать! Призвание Белого царя.
Пробудись, старец, хватит почивать! Призвание Белого царя.

Оракул 10: О власти

Горе тебе, город Семи Холмов... когда двадцатый элемент хвалят на твоем... В этот момент окончательно наступит гибель ваших сильных вождей, и тех, кто судит без справедливости; и того твоего предводителя, который держит пальцы, как будто веером. Эта коса есть коса опустошения и хулы на Всевышнего Бога.

"Эта коса есть коса опустошения и хулы на Всевышнего Бога". Пророчество вновь указывает на то, что до Белого царя "императоры" доводят страну до гибели. Иллюстратор представил тут одного из такого "вождей народа", которому действия нашептывает некий черный человечек.
"Эта коса есть коса опустошения и хулы на Всевышнего Бога". Пророчество вновь указывает на то, что до Белого царя "императоры" доводят страну до гибели. Иллюстратор представил тут одного из такого "вождей народа", которому действия нашептывает некий черный человечек.

Оракул 11: Монархия

...он остановит кровопролитие.

йота[iii] и омега слудует благодарить...

О царственном превосходстве бедного (царя)...

Ты, замышляющий дело Божие, несущий на раменах своих отметины Божии, увидишь это...[iv]

...чтобы пыль не хулила тебя, говоря: где твоя полная борода, и что борода твоя коротко пострижена, и тут тебя почитают никчемным.[v]

Первосвященники замышляли убить того, чье имя йота и омега... И тогда помазанник... будет явлен...

Первые восемь Оракул из Сборника пророчеств Льва Великого (9 век н.э.) имеют дело, по признанию исследователей, с историей внутреннего падения Царьграда (Византии) - как и последнего Вавилона.-5

Оракул 12: Благоговение, благочестие

Ты, странник, живущий в доме из камня, иди, выходи из него. Хватит жить грустя, плача и возделывая огород в сельской местности, но возобновить свою жизнь. Вы, которые были мертвы и полны печалей; вспомнив еще раз лучшее из всего и рассеяв навеки трофей несправедливости и беззакония. И когда главная звезда будет видна черной, нагой ты снова войдешь во чрево земли.

Оракул 13: Благочестие

Тот, кто считается как бы мертвым, и избегает внимания или опознания, многие его знают, хотя никто его не видит; Поднимется он вдруг, как с винного пиршества и, безусловно, будет держать скипетры царства. Ибо явится как бы колонна на небесном своде, как бы скрученная вращением, и трижды громогласно прокричит невидимый глашатай: «Поспеши и иди к юго-западу от города Семихолмного и (там) ты найдешь слугу Моего, дорогого Мне человека; Приведите его в царский дворец, он в короне, он тихий, спокойный, благородный, у него очень острое знание будущего. Так, о Семихолмный город, ты вновь обретешь владычество».

Первые восемь Оракул из Сборника пророчеств Льва Великого (9 век н.э.) имеют дело, по признанию исследователей, с историей внутреннего падения Царьграда (Византии) - как и последнего Вавилона.-6

Оракул 14: Предпочтение

Се, человек царственного происхождения, который был сокрыт в земле в течение очень, очень долгого времени, обнаженный выходит из камня без солнечного света и начинается вторая жизнь, полная великолепия и сияния. Он — сама картина обновленной жизни, истинная и истинная. Однако, когда солнца удваиваются четное число раз, Он умрет и будет похоронен под камнем.

Оракул 15: Выборы

Прими подарок, не ленись, старец. Но получив его, о ты, лучший из всех, будь последователен в его назначении. И ты поведешь команду к победным результатам, введешь людей в будущее, не боясь течения времени. Потому что вы получили время Свыше, только по Милости Божией. И по прошествии определенного периода времени их ждет счастливая смерть. Почему вы поражены, получив это сообщение? О, ты лучший, покинь свое человеческое жилище, иди вперед к Тому, Кто зовет тебя к славе, ожидающей тебя. Проведя должным образом дни, данные тебе, чтобы быть правителем, наполни всю землю добрыми делами. А затем отправляйся в небесные чертоги. В тебе есть начало и конец многих добрых вещей.

Первая страница Пророчества о Бедном царе. Можете сравнить ее с печатным вариантом ниже. Я при работе постоянно сравниваю манускрипт и то, как его напечатали по гречески.
Первая страница Пророчества о Бедном царе. Можете сравнить ее с печатным вариантом ниже. Я при работе постоянно сравниваю манускрипт и то, как его напечатали по гречески.

Сноски и комментарии

[i] ταβλους, или ταυλως (Таблас), В Оракле использовано греческое слово ταυλως («твердая земля», «скрижали», «стол» (отсюда англ. Table и Tablet). В параллельном тексте из Пророчества о Бедном Царе этим островам дается название "Таис" ταίς - «(1) Истинный Царь, живший во влажном месте вследствие зноя, тот, которого люди изгнали из его жилища и отдали ложе его на островах Таис" - εν ταίς νησοις. Оракул 9, который говорит о тех же самых событиях, но представляет собою значительно более раннее пророчество, уточняет количество островов этого архипелага и его название, отголоском которого и стало название «Таис» в Сборнике Льва Мудрого. «И придя дважды (второй раз) на семь островов Таблас».

То, что греческое слово ταυλως является более древним, сомнений не вызывает. Исследователи указывают нам на древность этого слова, восходящего к επταταυλως, которое читается как επταταβλους, согласно основного комментария к этому документу: The Oracles of the Most Wise Emperor Leo, Text, Translation and Introduction, edited by W. G. Brokkaar, p. 75.) Так как в таком виде, как ταυλως это слово в греческом не встречается, комментаторы считают, что это – название острова. На английский язык комментаторы переводят это слово как Tablet (камень, скрижаль), как производное от επταταβλους (эптатаблос).

В древних манускриптах чаще всего ошибки при переписывании связаны с именами и названиями, потому что остальные слова предсказуемы и идут в связке, в контексте, а потому легко понятны. Названия же всегда неожиданны. Название "Таис" ταίς, которое разнится от ταυλως (Таблас) только подтверждает, что речь идет об одном и том же пророчестве (хотя манускрипты отделяют века) и об одном и том же острове. Просто с течением времени из названия выпала пара букв. Это и мудрено, если мы помним, что слово ταυλως само по себе не имело смыслового значения и было в свою очередь производным.

Первая страница набранного на компьютере текста Пророчества Льва Великого о Бедном царе. Справа - английский перевод.
Первая страница набранного на компьютере текста Пророчества Льва Великого о Бедном царе. Справа - английский перевод.

За столетия устных традиций и переписываний, прежде чем достичь своего места в Сборнике Льва Мудрого, это слово, по всей очевидности, фонетически потеряло пару букв и превратилось в ταίς («мудрый» или «старец»). Даже читая приведенный выше манускрипт можно сделать ошибку в прочтении этого слова, и это неудивительно – если в основном тексте манускрипта слова понятийно связаны друг с другом и друг друга подразумевают, то с именами и названиями сложнее. Они с течением времени могут слегка видоизменяться, но их узнаваемость от этого не теряется. Пророческая картина о Белом царе удивительно едина.

Первые восемь Оракул из Сборника пророчеств Льва Великого (9 век н.э.) имеют дело, по признанию исследователей, с историей внутреннего падения Царьграда (Византии) - как и последнего Вавилона.-9

[ii] Это пророчество перекликается с другим, уже знакомым нам пророчеством о Белом царе из главной части Сборника Льва: «... (1) Истинный Царь, живший во влажном месте вследствие зноя, тот, которого люди изгнали из его жилища и отдали ложе его на островах, когда он плыл и ловил рыбу в седмичном седьмом году». А из Оракула 9 становится ясно, что произошла какая-то страшная несправедливость на острове, смываемая только кровью. Также говорится о сдержанности, милости и мудрости человека, отказавшегося от кровавой мести, как указывает документ.

Первые восемь Оракул из Сборника пророчеств Льва Великого (9 век н.э.) имеют дело, по признанию исследователей, с историей внутреннего падения Царьграда (Византии) - как и последнего Вавилона.-10

[iii] Йота (др.-греч. ἰῶτα) — 9-я буква греческого алфавита. В системе греческой алфавитной записи чисел имеет числовое значение 10. Происходит от финикийской буквы 𐤉 — йод. От буквы йота произошли латинские буквы I и J и их варианты, кириллические И и Жи, Ж, а посредством добавления диакритических знаков и образования лигатур в кириллице звуки Ы, Ю и в некоторых случаях другие).

Вспомните, однако, слова Христа о том, что Он пришел «не изменить что-либо ни на йоту». Буква эта в арамейском (буквы йуд (י), (также йод, ивр. ‏יוד‏)) - самая маленькая во всём алфавите, поэтому, вероятно, Христос и использовал ее для сравнения. Она соответствовала греческой йоте, которая стояла в этом месте греческого текста Евангелия от Матфея. Во время создания Нового Завета в греческом письме использовались заглавные буквы, поэтому греческая йота i была не меньше, чем остальные буквы алфавита.

Примечательно, что в еврейском йуд — десятая буква еврейского алфавита, и также имеет числовое значение 10. В иврите она обозначает звук [j] - джей. Слово "жид", к примеру, начинается с этой буквы (в позднепраславянском жидъ) - из лат. judaeus и из ивр. ‏יהודי‏.

[iv] Очевидно, это те же самые отметины, о которых мы читаем в основном тексте Пророчества о Бедном царе - родимое пятно на макушке, на груди, и особенное расположение многочисленных родинок ни груди и спине царя.

[v] Очевидно, некоторые из иерархов будут хулить Бедного царя за его «неканоническую» бороду. Назореям (помазанникам) не полагалось укорачивать бороду. Видимо, к будущему царю тут возникают формальные претензии.

Призвание Белого царя. РС. Barocci 170 - венецианский манускрипт 1577 года, содержащий иллюстрированные Оракулы Льва Мудрого на греческом языке, переведенные на латинский язык (в параллельных столбцах) самим Франческо Бароцци.
Призвание Белого царя. РС. Barocci 170 - венецианский манускрипт 1577 года, содержащий иллюстрированные Оракулы Льва Мудрого на греческом языке, переведенные на латинский язык (в параллельных столбцах) самим Франческо Бароцци.

Картинки и иллюстрации из Сборника пророчеств Льва Мудрого заслуживают отдельного разбора, поскольку (1) уже выяснилось, что детали других картинок Сборника, имеющие отношение к падению Царьграда, имели пророческое значение и исполнение; (2) картинкой составители Сборника (во главе с императором и Церковью) выражали в символах свое толкование пророчества.

Поэтому в комментариях к этому пророчеству мы будем обращаться к этим иллюстрациям за помощью – чтобы лучше понять некоторые сложные места. Обратите внимание, к примеру, на иллюстрацию к тексту призвания Белого царя из Сборника Льва Мудрого. Каждая деталь тут имеет глубокое символическое значение - отраженное в тексте. Обратите внимание, в частности, на ту же бороду царя-старца сравните ее со всеми остальными бородами на картине. Вы сразу заметите, что пришедшие просить этого человека сделаться царем (они видят его в первый раз) - это люди с большими бородами, настоящие ортодоксы.

Но почему же тогда у царя, который отныне будет представлять перед Богом этих людей - иной вид? В отличии от пришедших к нему людей с длинными бородами и короткими волосами у будущего царя короткая борода и длинные волосы. Это, наряду с другими четкими указаниями пророчества, указывает на "инаковость" религиозной традиции будущего государя.

Первые восемь Оракул из Сборника пророчеств Льва Великого (9 век н.э.) имеют дело, по признанию исследователей, с историей внутреннего падения Царьграда (Византии) - как и последнего Вавилона.-12

Это выражено очень ярко в основном документе пророчества Льва Великого (к которому мы скоро уже придем), в котором упоминается многократно, что уже много лет ортрдоксы рассматривали этого человека с презрением и называли его еретиком, сумасшедшим, никчемным и всеми отверженным. Даже храм, в который ходит будущий царь, и который, согласно пророчеству находится прямо напротив его дома - иной. И борода "иная". Это, согласно пророчеству, заметят и некоторые негодные люди, которых пророчество называет "пыль":

...чтобы пыль не хулила тебя, говоря: где твоя полная борода, и что борода твоя коротко пострижена? И тут тебя почитают никчемным.
Первосвященники замышляли убить того, чье имя йота и омега... И тогда помазанник... будет явлен..

К царю теперь приходят не потому, что он такой, как все, только живот и кошелек чуть побольше (ведь такого царя люди хотят - как и сами, "как у соседних народов", как сказали некогда Сауилу). К нему приходят по одной простой причине - на него Господь указал как на помазанника так громко и безошибочно, что теперь что хочешь, то и делай хоть ненавидь, хоть убить пытайся - а игнорировать не получится. Да и к тому времени уже докатится страна до глубокого донца со всеми этими "правильными" бородами и лысинами - как и предсказывает пророчество Льва Мудрого. Вот и придут к "неправильному", но Божию.